Автор: НУРАНИ
Возвращение под контроль Азербайджана города Лачин, а также сел Забух и Сус продолжает оставаться главным стержнем развития политической ситуации во всем регионе. И как того следовало ожидать, эти события отозвались достаточно громким эхом на внутриполитическом поле Армении.
Напомним, что Лачин и села Забух и Сус были оккупированы Арменией в 1992 году в нарушение всех норм международного права. И говорить здесь можно исключительно о восстановлении в регионе порядка, безопасности и признанных границ, а не о «территориальных потерях Армении». Но реваншисты в Ереване в такие «тонкости» вникать не хотят. И обвиняют Никола Пашиняна с его сторонниками в «капитулянтстве», «сдаче земель» и т.д.
Ишхан Сагателян, лидер местных дашнаков, который теперь становится главной «звездой» митингов, открыто угрожает ереванским силовикам: «Вы лично несете ответственность за сдачу Бердзора, Ахавно (армянские названия Лачина и Забуха. - Ред.), Суса и других армянских населенных пунктов и территорий. Вы были и продолжаете оставаться единственной опорой и хранителями власти Никола. Вы отныне не можете говорить «Служу Республике Армения»: вы служите только этой антиармянской власти и делу укоренения в стране диктатуры». Сагателян призвал их «опомниться» и не относить себя к числу «эдмоновмарукянов» и «аленовсимонянов», а граждан Армении - продолжать борьбу «ради Армении, ради «Арцаха», ради наших поколений».
Реваншисты против «партии мира»?
Казалось бы, обращение Сагателяна рисует прямо-таки классический расклад: реваншисты против «партии мира» в лице Никола Пашиняна и его соратников, то есть Эдмона Марукяна и Алена Симоняна. Однако насколько корректно считать Пашиняна и его окружение «партией мира» - вопрос спорный. Регулярный срыв переговорного процесса, перенос в Шушу «инаугурации» Араика Арутюняна, фразы типа «Карабах - это Армения, и точка», наконец, развязанная именно Пашиняном и его командой 44-дневная война и ракетные удары по мирным кварталам азербайджанских городов заставляют серьезно усомниться в постулате «хороший Пашинян против плохих реваншистов». Более того, уже после разгрома Армении в Отечественной войне именно Пашинян и его сторонники планомерно торпедируют процесс постконфликтного урегулирования и пытаются уйти от выполнения своих обязательств по трехстороннему Заявлению от 10 ноября 2020 года.
Накануне возвращения Азербайджану Лачина, Забуха и Суса команда Никола Пашиняна развернула репрессии против настоящей партии мира - политолога Ишхана Вердяна и гражданского активиста Ваге Гамбаряна, которые готовы признать суверенитет Азербайджана над Карабахом. Власти Армении обвиняют их ни много ни мало в измене родине и сотрудничестве с «вражескими» спецслужбами.
На фоне обмена любезностями между пашиняновцами и реваншистами даже многие убежденные противники «сдачи земель» задают вопросы: а что, собственно, будут делать противники Пашиняна, случись им прийти к власти? Есть ли у них реальный шанс переломить ситуацию в пользу Армении? Или же все перемены начнутся со смены персоналий в креслах и ею же закончатся? При этом команда Пашиняна, отвечая на обвинения в капитуляции, раскрывает подробности переговоров, которые вели его предшественники, то есть те самые «карабахцы».
Возможно, именно поэтому даже на фоне «сдачи Лачина» ереванской оппозиции поймать волну народного протеста по-прежнему не удается.
Оппозиция проиграла улицу
Во время очередного митинга в Ереване местные силовики произвели довольно жесткое задержание российского блогера Романова. Однако ожидаемой людской волны на улицах вновь не случилось. При том, что о грядущей «сдаче земель» говорили уже не один день и даже не одну неделю.
Можно, конечно, списать все на летнюю жару, сезон отпусков и т.д. Но в этом ли только дело?
Эксперты утверждают, что на такие события, как потеря территорий, граждане реагируют или в первые часы и дни, или остается рассчитывать, что об этом вспомнят (если вспомнят) в следующий раз (опять же, если он вообще наступит). Да, в ответ на подписание трехстороннего Заявления от 10 ноября и капитуляцию Армении в Ереване вспыхнули уличные волнения. Участники их даже брали штурмом парламент и «увели» из кабинета премьер-министра парфюм, компьютер и водительские права. Но Пашиняну удалось по горячим следам поражения в войне выиграть досрочные парламентские выборы. Уже тогда эксперты и политологи констатировали: во-первых, армянский народ устал от войны. Во-вторых, на улицах Еревана, Гюмри и Ванадзора наглядно убедились, что война - это не только «мы наступаем - они убегают - мы грабим и занимаем их дома». Территориальный расклад может меняться и не в пользу Армении. В-третьих, в условиях армянской конкретики и, наверное, в-главных, здесь скорее готовы пожертвовать Карабахом, чем вновь привести к власти «карабахский клан». Не говоря о том, что ереванская оппозиция, конечно, эмоционально клеймит «капитулянта» Пашиняна, но вот может ли она предложить своим потенциальным сторонникам что-то дальше «пусть Пашинян уйдет, а мы вернемся»?
Дошло до того, что ереванский политтехнолог Армен Бадалян в беседе с ереванским «Спутником», который явно благоволит местным реваншистам, прямо заявил, что оппозиции не хватает креативности.
Теоретически Ишхан Сагателян как бы обещает новую программу и новые идеи. Но что именно собирается менять в своей стратегии армянская оппозиция? Новых лидеров у нее не просматривается. С новыми идеями после «шашлычной революции» Пашиняна тоже напряженка. Но станет ли оппозиция сдаваться без боя - и в прямом, и в переносном смысле? Особенно с учетом того, что Пашинян действительно выстраивает в Армении режим своей личной диктатуры и даже теоретически не простит «карабахцам» нынешних наскоков на себя.
Террор на повестке дня?
Опасность перехода армянской политики к силовому варианту никуда не исчезла. Об этом напоминает взрыв на рынке «Сурмалу» 14 августа. Погибли тогда 16 человек, ранения получили более полусотни. Власти Армении объявили двухдневный траур. Расследование еще продолжается, однако устами замминистра МЧС Армении теракт официальный Ереван уже отверг. Согласно официальной версии, взорвались фейерверки.
Однако поверили в это не все. Во-первых, август явно не сезон для массовой торговли фейерверками. Во-вторых, фейерверки, конечно, могут взрываться, причем с большой силой. И при этом наблюдаются те самые внешние эффекты, ради которых, собственно, фейерверки и запускаются - разлетающиеся разноцветные огни, «хвосты», искры и т.д. А на видеозаписях взрыва в «Сурмалу» - взрыв без декоративной пиротехники.
И самое главное, задуматься заставляет фон. В тот день, когда «рвануло» на рынке, в Ереване эвакуировали из метро пассажиров из-за угрозы взрыва. Волна телефонного террора продолжается здесь не первый месяц. И не только телефонного. В Армении врываются с гранатами в банковские офисы. Недостатка в горячих новостях здесь нет. Традиции армянского политического террора уходят корнями в XIX век. А в оппозиционном спектре наличествует такая партия, как «Сасна црер», созданная террористами, которые в свое время захватили полицейскую базу в Ереване.
Хотя власти Армении отказываются признать терактом взрыв на рынке, риск террора от этого не снизился.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: