24 Ноября 2024

Воскресенье, 09:31

НОВЫЕ ГРАНИ ВОЙНЫ

Мобилизация и «референдумы» стали новыми движущими силами российско-украинской проблемы

Автор:

01.10.2022

Главным событием последнего времени, оказавшим серьезное влияние на развитие военно-политических процессов вокруг Украины, стало заявление президента России Владимира Путина от 21 сентября о частичной мобилизации, а также возможности применения Москвой ядерного оружия.

Выступая по телевидению с обращением к нации, российский лидер не исключил, что в случае продолжения войны и вероятности создания экзистенциальной угрозы для России со стороны Запада Москва может применить силы ядерного сдерживания. При этом президент России еще раз обозначил в качестве своего главного противника военно-политический блок НАТО во главе с США и сказал, что не блефует, когда говорит о возможности применения ядерного оружия. 

 

Мобилизация как фактор

Сам факт мобилизации в условиях проводимой Украиной успешной контрнаступательной операции может свидетельствовать о нехватке у России военнослужащих для выполнения поставленных задач и серьезных потерях среди личного состава Вооруженных сил. Российские СМИ сообщают о массовой скупке россиянами авиабилетов на рейсы в ближнее зарубежье и безвизовые страны, что может лишь свидетельствовать о росте антивоенных настроений среди потенциальных призывников. Репортажи с мест говорят о наличии большого числа желающих покинуть пределы страны и на автомобильном транспорте. 

Судя по всему, российское общество оказалось не готовым к такому развитию событий. И большинство людей проявляют серьезную обеспокоенность возможностью оказаться в зоне военных действий. На этом фоне наблюдаются рост протестных настроений и число людей, критически настроенных к участию России в войне в Украине. Если раньше ситуация виделась россиянами как, пусть, и масштабная, но все же специфическая военная кампания, с привлечением профессиональных военных, то сегодня речь идет уже о настоящей войне, на которой рискует оказаться каждый россиянин, имеющий военную подготовку. А это сотни тысяч людей по всей стране. 

Сам президент Путин в своем заявлении прямо говорил о том, что Россия воюет не с Украиной, а с коллективным Западом. А поскольку речь идет о войне, то и действия российского руководства по привлечению дополнительного значительного числа резервистов рассматриваются как созданные последствиями этой войны обстоятельствами. 

Тем временем военные действия в Украине крайне далеки от завершения и принимают затяжной характер. Растянувшаяся на более чем тысячу километров линия фронта рискует быть прорвана контрнаступающими частями украинской армии сразу в нескольких местах. И новые резервисты должны решить задачу комплектации передовых частей российской армии с целью упрочения своей обороны. 

Однако не все так просто, как кажется. Расквартировать в короткие сроки всех новых призывников невозможно физически. Кроме того, их еще надо подготовить к войне в современных условиях. На это тоже может уйти не один месяц. Посылать неподготовленных бойцов на передовую - значит подвергать их опасности быть убитыми в короткие сроки, что тоже чревато негативными социальными последствиями. К тому же сложно объяснить, что они защищали рубежи страны, когда фактически эти рубежи отстоят на сотни километров восточнее. 

 

Плата за «референдумы»  

Возможно, поэтому власти самопровозглашенных «ДНР», «ЛНР» и подконтрольных России территорий Херсонской и Запорожской областей объявили о проведении «референдумов» о присоединении к России. В своем выступлении 21 сентября Владимир Путин объявил, что Россия поддержит «решение о своем будущем, которое примет большинство жителей Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей». Таким образом, согласно вероятным планам российского руководства, в случае принятия находящихся под контролем Москвы украинских территорий в состав России Кремль может рассматривать действия ВСУ по их освобождению как посягательство на территориальную целостность страны. Это может дать формальный повод для объявления войны Украине и обосновать участие все большего числа граждан России в военной кампании. Таким образом, российские власти получают возможность обосновать проведение уже не частичной, а полной мобилизации в будущем.

Примечательно, что лидер союзной Беларуси Александр Лукашенко прямо заявил о том, что не рассматривает возможность мобилизации, «равно как и ввязываться в войну». «Воевать будем только тогда, когда придется защищать свой дом, свою землю», - добавил он. Тем самым дав понять, что для Минска есть четкие «красные линии», и он намерен придерживаться их до конца. Из всего сказанного напрашивается единственный вывод о том, что самые напряженные моменты войны еще впереди и дальнейшая эскалация ситуации кажется неизбежной. 

Возрастает вероятность войны с использованием средств массового поражения. Причем ужесточение политики Запада по отношению к действиям Москвы лишь повышает ставки. Об этом могут свидетельствовать слова верховного представителя ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля по итогам неформальной встречи глав МИД сообщества в Нью-Йорке. Он, в частности, пообещал за проведение референдумов в Донбассе, Запорожской и Херсонской областях по вопросу присоединения к РФ принять новый пакет антироссийских санкций. «Дополнительные ограничительные меры против России будут введены незамедлительно, как можно скорее в координации с нашими партнерами», - сказал Боррель. Правда, согласно информации еврокомиссара по энергетике Кадри Симсон, санкции пока не коснутся энергоресурсов. Страны - члены Евросоюза в течение нескольких недель стремятся согласовать введение предельных цен на российскую нефть. Однако некоторые ключевые игроки ЕС выступают против этого. Среди них и Германия. 

Аргументы Берлина сводятся к тому, что если ввести потолок цен только в Евросоюзе, когда все остальные мировые потребители этого не делают, то газ отправится к другим покупателям, а в ЕС может случиться дефицит или снижение уровня поставок. 

Но даже в этом случае масштабы планируемых санкций призваны ощутимо сказаться на переживающей и без того непростые времена российской экономике. Так, ее фондовый рынок отреагировал на новость о референдуме сильнейшим обвалом с начала войны. 20 сентября Московская биржа показала падение на 10,7%, индекс РТС снизился на 10,5%. Акции Сбербанка потеряли 5,35%, ЛУКойла - 9%, «Газпрома» - 8%, Яндекса - 8,9%, «Норникеля» - 2%. В тот же день Армения, союзник России по ЕАЭС, прекратила обслуживание карт «Мир». До Армении от карт «Мир» отказались крупные банки Турции и Казахстана. 

 

Посредничество все еще актуально

На фоне этих событий произошло еще одно заслуживающее внимания событие. Состоялся, пожалуй, самый масштабный за все прошедшие месяцы обмен пленными между Россией и Украиной при ведущем посредническом содействии президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Этот шаг может свидетельствовать об актуальности посредничества пусть не во всех, но все же очень сенситивных темах. Сам Эрдоган, комментируя событие, сказал, что «произошедший при посредничестве Турции обмен пленными является важным шагом на пути к прекращению войны». В рамках обмена России выдали 50 пленных, в том числе бывшего народного депутата и лидера движения «Украинский выбор» Виктора Медведчука, а Украине - 215, среди них командиры батальона «Азов» Денис Прокопенко («Редис») и Святослав Паламара («Калина»). Таким образом, этот обмен стал крупнейшим компромиссом между Украиной и Россией, достигнутым после «зерновой сделки», а может, и более значимым, с учетом его политических последствий. 

Примечательнее всего то, что вновь Турция выступила в качестве основного посредника и гаранта выполнения договоренностей. Это говорит об авторитете Турции - государства, которое может не только усадить за один стол Россию и Украину, но и добиться конкретных договоренностей между ними. 

На этом фоне соседняя региональная страна - Иран, напротив, допустил существенный просчет. Продав свои беспилотники России, которая использует их в военных действиях, официальные лица Ирана еще и во всеуслышание заявили, что их летательные аппараты настолько надежны, что одна из сверхдержав приобрела у них партию дронов.

В результате МИД Украины лишил посла Ирана в Киеве аккредитации и потребовал сократить дипперсонал посольства. Вряд ли намеки иранской стороны относительно продажи своих дронов России понравились Москве. Так, пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков отказался признавать факт покупки у Тегерана летательных аппаратов. В общем, иранская дипломатия предстала в этом эпизоде, мягко говоря, не в лучшем свете. 

Между тем в условиях роста ожиданий по поводу еще большего витка напряженности вокруг и в самой Украине из Вашингтона прозвучал сигнал. «США не стремятся к конфликту с Россией и пытаются не допустить дальнейшей эскалации из-за Украины», -  заявила пресс-секретарь Белого дома Карин Жан-Пьер. Является ли это ответом Белого дома на допущения президента России о возможности применения оружия массового поражения, сказать сложно. Но тот факт, что в условиях галопирующего напряжения в международных делах звучат столь обнадеживающие месседжи, может свидетельствовать о наличии хоть и хрупкой, но все же надежды на мирное решение конфликта.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

131


Актуально