Автор: НУРАНИ
27 сентября Азербайджан отметил День памяти шехидов своей Отечественной войны - во вторую годовщину ее начала. Президент Азербайджана Ильхам Алиев и первая леди Мехрибан ханым Алиева в этот день открыли в Физулинском районе памятник первым шехидам 44-дневной войны - именно там, где Азербайджанская армия прорвала армянскую оборону и начала свое победное наступление.
Та война изменила в регионе многое, если не все. И не в последнюю очередь - переговорный расклад сил. Потеряли актуальность и отправились в архив предложения Минской группы ОБСЕ, да и историю самой Минской группы в Баку считают завершенной. Вычеркнут из повестки дня вопрос «статуса Карабаха». В Азербайджане предлагают Армении новую мирную инициативу.
И недавняя поездка Ильхама Алиева в Лачин стала здесь важной поворотной точкой.
Лачин: Азербайджан предлагает мир, но…
В посещении Президентом Азербайджанской Республики Лачинского района сошлось сразу несколько политических векторов. Несмотря на отчаянное сопротивление армянских побитых «ястребов», Азербайджан добился переноса Лачинского коридора и возвращения под свой контроль как города Лачин, так и сел Забух и Сус. Этому не смогли помешать даже проводившаяся Арменией политика незаконного заселения этих земель и стремление сохранить их под своим контролем. На таком фоне возвращение Лачина превращается в красноречивый месседж: Азербайджан готов и может продавить выполнение той дорожной карты постконфликтного урегулирования, которая прописана в трехстороннем Заявлении от 10 ноября 2020 года.
В нынешней ситуации эти реалии приобретают и другое прочтение - едва ли не главным вопросом постконфликтного урегулирования становятся делимитация и демаркация границ.
Во время поездки в Лачин Президент Азербайджана заявил: «Сразу после войны мы предложили им мир. Это тоже, возможно, уникальный случай в военной истории - несмотря на 30-летнюю оккупацию наших земель, страдания наших граждан, разрушение историко-религиозных памятников, городов, размещение более миллиона мин, мы предложили мир. Но вновь убедились в том, что Армения не желает мира, она опять живет реваншистскими идеями. Мы предложили начать процесс делимитации. Они затянули это больше чем на год. Сегодня, если даже такой процесс начнется, то он будет носить чисто формальный характер, никакие переговоры по существу не проводятся, никакие обсуждения по картам не проводятся». Глава Азербайджанской Республики открыто обвинил Армению в срыве процесса делимитации границ, и для этого обвинения есть все основания.
Именно Ереван, напоминают эксперты, сорвал делимитацию границ под российской модерацией и на основании карт Генштаба СССР, которая началась после прекращения войны. Более того, Армения не оставляет попыток затормозить процесс делимитации границ при помощи вооруженных провокаций - у озера Гарагёль, в окрестностях вулкана Беюк Ишыглы, последним по времени было сентябрьское обострение, беспрецедентное по своим масштабам.
Откровенно говоря, у Еревана есть причины опасаться демаркации границ. Во-первых, придется возвращать Азербайджану незаконно присоединенные территории. Во-вторых, демаркация границ - важный шаг на пути их признания. А значит - отказа от претензий на Карабах. Пашинян может сколько угодно восклицать с трибуны ООН, готов ли Азербайджан признать территориальную целостность Армении (и озвучивать при этом существенно большую площадь своей страны, чем есть), и при этом никаких реальных шагов не делать.
Еще одним излюбленным тактическим приемом Еревана становится смена посредников. Вначале переговоры шли под модерацией Москвы. Затем по инициативе Еревана в переговорный процесс включился Евросоюз. Однако Брюссель армянских надежд не оправдал, и сегодня Армения активно заигрывает с Вашингтоном.
США возвращаются?
США явно стремятся включиться, точнее, вернуться в процесс постконфликтного урегулирования. Да, до осени 2020 года Штаты вполне могли считать себя одним из ведущих игроков, делегируя одного из сопредседателей в Минскую группу (МГ) ОБСЕ. Правда, как признавал американский же сопредседатель Ричард Холланд, в МГ назначали дипломатов, которые или ждали полноценной посольской должности, или просто должны были доработать до пенсии. Да и назвать МГ ОБСЕ хоть сколь-нибудь эффективной, можно лишь с очень большой натяжкой. В Госдепе США были уверены, что имеют неплохой дипломатический плацдарм для активизации в Карабахе, но вполне могут отложить вопрос. И совершенно не ждали, что 44-дневная война полностью изменит ситуацию и перекроит прежнюю посредническую иерархию. Более того, той же осенью 2020 года Джо Байден, тогда еще кандидат в президенты, жестко критиковал Дональда Трампа за то, что тот упустил инициативу в Карабахе и позволил России занять доминирующее положение. После такого США не могли не попытаться вернуться в процесс.
Такая активность Вашингтона более всего воодушевила Ереван. Убедившись, что и российское, и европейское посредничество основывается на таких предложениях и инициативах, которые Армении совсем не хочется выполнять, здесь надеются на Вашингтон. Полагают, что стремление Вашингтона вернуться в регион именно через статус сопредседателя МГ ОБСЕ позволит вернуть на стол переговоров и пакеты предложений Минской группы. Причем с обсуждением статуса Карабаха, запретом для Азербайджана размещать на освобожденных территориях армию - только полицию и пограничников и т.д. Насколько эти надежды оправданы - вопрос риторический, но Ереван готов ухватиться за любую соломинку.
В Ереване не на шутку напуганы неприятностями, с которыми сталкивается на международной арене Россия на фоне украинской войны. И устраивая очередную демонстрацию обид на Москву, флиртуют с Западом. Точнее, с США и Францией - заигрывать с Евросоюзом уже не получается. Никол Пашинян открыто отпускает шпильки в адрес российских миротворцев и даже позволяет себе проигнорировать визит в Армению генсека ОДКБ Станислава Зася. Эта политическая игра Армении и США заслуживает внимания. Особенно в свете визита в Армению спикера Палаты представителей Конгресса США Нэнси Пелоси.
Что в багаже у Пелоси?
Напомним, что 82-летняя госпожа Пелоси сотрудничает с армянским лобби уже не один десяток лет. Большинство экспертов уверены, что визит Пелоси в Армению, как и ранее французских политиков Земмура и Пекресс, больше рассчитан на привлечение голосов местных армян. В ноябре в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Шансов сохранить большинство у демократов мало, и Пелоси, вполне вероятно, придется распрощаться с постом спикера. Так что поддержка лоббистов ей необходима как воздух.
Примечательно, что Нэнси Пелоси, которая всплакнула на мемориале «жертвам геноцида», всячески рассыпалась в лести и пела дифирамбы, от конкретных обещаний поддержки воздержалась. И намекала, что решение надо принимать самой Армении. То есть вполне отчетливо читалось: пока Армения входит в ОДКБ и ЕАЭС, не стоит ждать от США особенно щедрой помощи. Более того, как сквозь зубы признают сами армянские эксперты, Пелоси выступила в поддержку брюссельского посредничества, которое явно не отвечает сценарию «армянской мечты».
Эксперты предупреждали, что визит Пелоси, которая заявляла, что «Россия должна страдать» (за украинскую войну), явно не понравится Москве. Той самой Москве, которая оказывает Армении беспрецедентную поддержку и вправе ждать от своего «форпоста» верности и предсказуемости.
Вполне возможно, что для кого-то в Вашингтоне велик соблазн принять происходящее за грядущую политическую переориентацию Армении. Однако в действительности на это у Еревана нет ни сил, ни решимости, ни ресурсов. Самостоятельно охранять свои границы, обеспечивать безопасность без российской базы, содержать за свой счет железные дороги и сотовую связь, наконец, платить реальную цену за нефть, газ, алмазы и оружие - к этому Армения совершенно не готова.
Но разве это может помешать Николу Пашиняну продолжать свои маневры? Из Нью-Йорка он отправился в Париж - на переговоры с президентом Франции. А его ближайший соратник, секретарь Совета безопасности Армен Григорян провел переговоры в Вашингтоне.
Вопрос в том, как быстро эта активность будет свернута после окрика из Москвы.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: