Автор: Ирина ХАЛТУРИНА
Израильская политика в очередной раз доказала, что является непредсказуемой и полной самых разных вариантов и возможностей. Пятые за последние четыре года досрочные выборы (кстати, при высокой явке - около 71%) привели к тому, что левые партии резко потеряли свою популярность, а правый лагерь радикально укрепился.
Возвращение в большую политику
Уже при подсчете более 90% голосов стало ясно, что блок партий во главе с бывшим премьер-министром Биньямином Нетаньяху (партия Нетаньяху «Ликуд», блок «Религиозный сионизм», партии «Шас» и «Еврейство Торы») получает 64 из 120 мест в парламенте 25-го созыва. Такой расклад не оставил сомнений, что 73-летний Биби (так нередко называют Нетаньяху в Израиле) все-таки возвращается во власть и в большую политику. Действующий «технический» премьер Яир Лапид (центристская партия «Еш Атид») долго никак не комментировал ситуацию, что было вполне понятно - его союзники не преодолели избирательный барьер.
Израиль - парламентская республика, голосование идет по партийным спискам, причем электоральный барьер довольно низок - 3,25% голосов, или всего 4 мандата в 120-местном однопалатном Кнессете. После выборов президент страны (в данный момент это Ицхак Герцог) проводит встречи с главами всех прошедших партий и фракций и поручает самому сильному из них (фактически будущему премьер-министру) формирование нового коалиционного правительства. В нынешних выборах участвовали 40 партий и политических блоков, обычно же в Кнессете бывают представлены не менее 10 партий.
Подобная электоральная система, безусловно, является демократичной. Но ее слабым местом считается то, что как раз и происходило в Израиле в последние годы, когда ни одна партия не могла получить абсолютное большинство, что вынуждало правительство формироваться на основе коалиционного соглашения. Причем такие союзы зачастую бывают настолько разношерстными, что законодательная ветвь власти в конце концов вполне предсказуемо «зависает».
Именно так и случилось с последней коалицией, созданной после выборов в марте 2021 года и объединившей в своих рядах ультраправых, ультралевых, центристов, религиозные партии и арабские объединения ради одной-единственной цели - выжить Биньямина Нетаньяху. Выжить получилось, а вот управлять страной - не очень. Союз «всех со всеми» в июне развалился и были назначены очередные досрочные выборы, пост же главы кабинета временно перешел к главе МИД Яиру Лапиду.
Победа крайне правых
Между тем самым важным итогом нынешних выборов в Израиле стало не столько и не только фактическое возвращение Нетаньяху, а то, что многие жители страны проголосовали за крайне правые силы. Так, например, главным победителем выборов называют 46-летнего адвоката Итамара Бен-Гвира, который еще недавно считался фактически политическим изгоем, поскольку более 50 раз привлекался к ответственности по обвинению в подстрекательстве к насилию или разжиганию ненависти. Бен-Гвир и Бецалель Смотрич являются лидерами блока крайне правых националистов и религиозных радикалов «Религиозный сионизм» (партии «Ха-Ционут ха-Датит» и «Оцма Йегудит»). Другие партии носят более традиционный характер - «Шас» ориентируется на ультраортодоксальных иудеев, выходцев из арабских стран (из Северной Африки), сефардских евреев, а «Яадут а-тора» («Еврейство Торы») является политической силой умеренно религиозных евреев из Европы (ашкеназских). Все они, и особенно «Религиозный сионизм», значительно упрочили свое положение в немалой степени за счет части голосов распавшегося правого альянса «Ямина».
Сам Бен-Гвир стремительную популярность своей партии объясняет отсутствием безопасности в Израиле на фоне участившихся палестинских нападений. Также отмечается, что причиной устойчивого правого крена избирателей является демография, поскольку религиозные семьи традиционно имеют много детей. Высокая рождаемость приводит к тому, что с каждым годом число потенциальных избирателей растет. Кроме того, в смысле голосования религиозные евреи очень дисциплинированные, своим избирательным правом стараются пользоваться максимально полно. В результате Нетаньяху не приуныл и такой поддержкой воспользовался.
Впрочем, тот факт, что союзников Нетаньяху часто называют чуть ли не экстремистами, может осложнить формирование правительства. Ведь теперь степень их влияния на израильскую политику неминуемо увеличится. Так, в израильских СМИ отмечается, что Бецалель Смотрич хочет стать министром обороны, а Итамар Бен-Гвир - министром общественной безопасности.
Безусловно, ультраправые будут стараться внедрять религиозные нормы в законодательство, например, связанные с работой магазинов по субботам. Это не может не усилить разногласия в израильском обществе, где также сильны большие группы светского населения, проживающие в городах на побережье. Они вряд ли будут рады усилению влияния религии, не говоря уже об арабах-палестинцах и представителях некоторых других национальностей. Также уже звучат опасения по поводу положения ЛГБТ-сообществ в Израиле. Похоже, что в ближайшее время страна будет серьезно озабочена вопросом отношений между религией и властью. Причем все это происходит на фоне ухудшающейся экономической ситуации, роста цен на продукты и жилье.
Перед Израилем уже вовсю назревает проблема перенаселения, что, как известно, приводит к возросшей нагрузке на транспорт, системы образования и здравоохранения, жилищный фонд. «Мы вернем безопасность, мы обуздаем дороговизну, мы расширим кольцо мира (вокруг Израиля), мы вернем Израиль в число растущих держав. Избиратели хотят восстановить национальную гордость и выбирают правительство, которое сулит силу, а не слабость», - успокаивает граждан Израиля Нетаньяху и обещает заботиться обо всех них, несмотря на политические предпочтения. Однако для многих такая риторика является лишь ярким проявлением популизма, и среди противников Нетаньяху это является главным обвинением в его адрес.
Без уступок
Понятно, что все перечисленное создает не самые лучшие условия для каких-либо подвижек в палестинском вопросе. В предвыборной кампании, по сути, ничего и не было об урегулировании израильско-палестинского конфликта, так что ждать возобновления переговоров точно не стоит. Более того, Нетаньяху заявил о намерении сохранить контроль над территориями Западного берега и утвердить Иерусалим в качестве столицы Израиля. «Хотя соглашения с палестинцами пока нет, существует широкий консенсус в отношении того, что Израиль сохраняет контроль безопасности над всей территорией к западу от Иордании, а Иерусалим останется столицей единого и суверенного Израиля», - заявил Нетаньяху 6 ноября во время церемонии в Кнессете, посвященной 27-й годовщине со дня убийства экс-премьер-министра Ицхака Рабина.
Бецалель Смотрич и Итамар Бен-Гвир известны гораздо более жесткой антиарабской риторикой, вплоть до призывов к депортации и запрету арабских партий. Дело в том, что религиозные евреи совсем по-другому смотрят на многие моменты конфликта, особенно на поселения на Западном берегу реки Иордан - для них это священная миссия, они против любых уступок арабам.
От стабильности до ужесточения
Что касается внешней политики Израиля, то тут также прогнозы разнятся - от стабильности до ужесточения. Нетаньяху всегда находился в непримиримой позиции в отношении Ирана, и в этом смысле ничего не изменится. Новое правительство будет делать все от него зависящее, чтобы не допустить усиления Тегерана, а также группировок «Хезболла» и ХАМАС. При этом лидер «Ликуда» заявил о намерении продолжать нормализацию отношений с арабскими странами в рамках так называемых «Авраамовых соглашений». Наверняка сохранится установка на полную нормализацию отношений с Турцией, тем более что сама Анкара стремится поддерживать сбалансированные отношения с Израилем, независимо от исхода выборов.
А вот американо-израильские отношения неминуемо будут обозначены новыми вызовами, впрочем, многое зависит от окончательного исхода промежуточных выборов в Америке. Еще больше внимания международных наблюдателей сосредоточено на том, как возвратившийся Биби будет выстраивать свои отношения с Москвой. Ведь пока он был не у властных рычагов, очень многое случилось. И в первую очередь это жесткое противостояние России и Запада в контексте войны в Украине. У Нетаньяху всегда были довольно теплые отношения с российским президентом Владимиром Путиным, а 19 октября в интервью MSNBC Биби назвал катастрофическими перспективы эскалации конфликта. Между тем Нетаньяху также будет вынужден реагировать на расширение российско-иранского сотрудничества. С одной стороны, это неприятный факт для Израиля, с другой - у Москвы есть рычаги влияния на Иран и, конечно, на Башара Асада, с которым, как недавно стало известно, общаются высокопоставленные руководители ХАМАС.
Таким образом, перед новым правительством Израиля будет стоять множество разноплановых задач - дома, в регионе, на международной арене в целом. Но тут даже противников Биньямина Нетаньяху успокаивает то, что он является признанным мастером в деле решения сложных проблем, рассудительным и осторожным, мастером по перетасовке политических фигур - как врагов, так и союзников. То есть и дальше израильская политика будет столь же интересной и полной сюрпризов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: