26 Декабря 2024

Четверг, 09:28

ВОССТАНОВИТЬ «БАЛАНСИРОВКУ» ЦЕН

Ташкент, Баку и Астана создают «Тюркский конгломерат автомобильной промышленности»

Автор:

01.01.2023

В постпандемический период в большинстве стран мира наблюдается подорожание автомобилей. Эксперты связывают это с фактором монетарной инфляции, вызванной колоссальными вливаниями ликвидности в экономику США и ЕС в 2020-2021 годы. Автопроизводство оказалось под мощным давлением из-за нехватки полупроводниковых компонентов, а режим западных санкций не только остановил сборочные конвейеры в РФ, но и усилил энергетический кризис, вызвав подорожание стального проката, полимерных узлов и иных комплектующих, еще более усилив дезинтеграцию отрасли. Сегодня в регионе СНГ успешное развитие автомобильного кластера сохраняется лишь в странах Центральной Азии: лидирует здесь Узбекистан, планирующий вместе с Азербайджаном и Казахстаном создать «Тюркский конгломерат автомобильной промышленности».

 

Автомобиль становится роскошью?

Продолжающийся уже второй год кризис в мировой автомобильной индустрии все еще не преодолен, и с высокой долей вероятности негативные тренды будут доминировать также в наступившем году. Согласно исследованиям авторитетного немецкого автоклуба ADAC, заметный рост цен на новые автомобили в Европе и Америке продолжается уже пять лет, ощутимо усилившись в последние два года. Так, с 2017 по 2022 год новые автомобили (в особенности бюджетные модели) подорожали в среднем на 19%, причем в последнее время рост цен ощутимо опережал среднегодовые темпы инфляции в США и ЕС. Если в 2017 году средняя стоимость нового автомобиля среднего уровня в Германии составляла 44,9 тыс. евро, то в 2022-м приблизилась уже к 54 тыс. Рост цен наиболее сильно сказался на продажах автомобилей в ЕС: в январе-ноябре 2022 года зафиксирован спад на 6,1% относительно предыдущих показателей - до 8,4 млн единиц.

Помимо глобального фактора - давления импортируемой инфляции, спровоцированной вливанием необеспеченной ликвидности в экономику Запада во время рецессии 2020 года, на себестоимость автопроизводителей повлияли нарушение цепочек поставок комплектующих из Китая и стран Юго-Восточной Азии, прошлогодний пожар на японском заводе компании Renesas - ведущем поставщике микросхем, а также кратный рост транспортных издержек. Нехватка полупроводниковых чипов продолжает сказываться на объемах производства автомобилей в Германии, других странах ЕС и США, и, судя всему, эта проблема сохранится также в 2023 году. 

Причем положение автопроизводителей в Европе и ряде других регионов мира еще более ухудшилось с февраля 2022 года, так как война в Украине привела к разрушению или прекращению работы множества предприятий-поставщиков в этой стране. В свою очередь введенные коллективным Западом антироссийские санкции вывели с мирового рынка миллионы тонн российского стального и алюминиевого проката, медного кабеля, различных пластмасс и иного сырья, используемого в производстве автомобилей. 

На подорожание новых автомобилей на постсоветском пространстве повлиял и запрет на производственную кооперацию с РФ. Так, с марта по декабрь 2022 года в России приостановлена работа практически всех автосборочных предприятий с ведущими автогигантами Европы, США, Японии. По такому же пути пошла и Южная Корея, недавно Hyundai и KIA одними из последних объявили о прекращении сборки машин в России. 

Ситуация усугублена тем, что уровень отраслевой локализации производства комплектующих в РФ даже в лучшие годы не превышал 15-20%, причем наиболее сложные агрегаты - двигатели, коробки передач, узлы ходовой части и практически вся электроника всегда поступали из-за рубежа. Впрочем, даже в сегменте штамповки металлических и пластмассовых элементов кузова и внутренней отделки, производства других деталей российские производители большей частью были связаны с международными поставками. Поэтому сегодня невозможно восстановить производственный цикл без потери качества. Все официальные поставки комплектующих от мировых брендов прекращены, а активность «серых» дилеров из немногих стран, не побоявшихся вторичных санкций Запада и готовых поддержать российский автопром, весьма незначительна. По сути, это в основном автопроизводители Китая и Ирана. Однако и в этом случае процесс перепрофилирования производства на новые модели автомобилей и иные технологии сборки потребует немалого времени. Пока же российские эксперты прогнозируют производство менее полумиллиона автомобилей по итогам 2022 года, что свидетельствует о почти пятикратном спаде объемов сборки. Российский рынок сегодня испытывает острый дефицит массовых бюджетных моделей, не говоря уже о том, что РФ надолго выведена из числа стран - экспортеров автомобилей. 

 

Устоять перед внешним негативом

Все перечисленные факторы (подорожание производства в ЕС, США, Японии и Корее, а также прекращение сборки в России) весьма негативно сказались на обширном постсоветском автомобильном рынке, заметно увеличив цены на новые машины. Последствия этих процессов ощутимы и в Азербайджане. Согласно данным Государственного таможенного комитета, в январе-ноябре 2022 года импорт легковых автомобилей в Азербайджан составил 61,6 тыс. единиц, сократившись на 19,3% относительно предыдущих показателей. Но при этом совокупная стоимость этого импорта увеличилась на 5,4% - свыше $743 млн. То есть машин в страну ввезли заметно меньше, но они стали существенно дороже. 

Причем это касается не только новых автомобилей, но и самого массового сегмента second hand, поступающего в Азербайджан в основном из Кореи, Японии и Европы. В связи с этим с начала 2022 года в среднем наблюдался 5-10-процентный рост цен на подержанные бюджетные модели. Кроме того, из-за фактического прекращения сборки зарубежных авто в РФ сошел на нет импорт российского автопрома на местный рынок. Сужение внешних поставок на любом рынке ведет к росту цен, что неизбежно, но это также косвенно влияет и на динамику внутреннего производства.

Глобальное подорожание комплектующих и узлов для сборки автомобилей достаточно негативно повлияло на зарождающуюся у нас в стране отрасль автосборочного производства. В частности, по данным Госкомстата, в январе-ноябре в Азербайджане собрано всего 1812 единиц легковых машин, что свидетельствует о сокращении производства на 10,7% относительно показателей 2021 года. Для сравнения, в 2021 году производство автомобилей в Азербайджане превысило 2 тыс. единиц, увеличившись на 4,8% в отличие от 2020 года.

В стране на сегодня зарегистрированы три предприятия по выпуску легковых автомобилей. Это ОАО Azermash в Нефтчалинском промышленном квартале, где с 2018 года производится линейка авто марки Khazar. Машины собираются из узлов, поставляемых иранским партнером ОАО IranKhodro. Это действующий в Нахчыванской Автономной Республике (НАР) с 2010 года завод NAZ-Lifan по сборке бюджетных легковых автомобилей из доступных китайских комплектующих. В последнее время о его деятельности и объемах производства нет никакой информации. В прошлом значительная часть малолитражек Lifan использовалась в качестве такси в НАР, а также закупалась по линии Минтруда и социальной защиты населения, предоставлялась ветеранам войны, инвалидам и т.д. Но существенного коммерческого успеха это начинание не имело. 

Наилучший же успех был достигнут после запуска в сентябре 2021 года в Гаджигабульском промышленном квартале ОАО Azermash и узбекским АО UzAutoMotors совместного предприятия ООО «СамАвто». На первом этапе здесь начата сборка моделей Chevrolet Nexia, Chevrolet Cobalt, а на втором - Chevrolet Damas и Chevrolet Labo в общем количестве до 5 тыс. единиц в год. В дальнейшем к ним добавятся также модели Chevrolet Onix и Tracker. 

В среднесрочной перспективе совокупные объемы производства легковых автомобилей в Азербайджане планируется довести до 7 тыс. единиц в год. В целях поддержки отрасли со 2 марта 2022 года от таможенной пошлины сроком на 7 лет освобожден ввоз комплектующих и запасных частей, поставляемых в страну для промышленной сборки легковых автомобилей. Эта мера призвана удешевить производство, повысив конкурентоспособность местных авто на внутреннем рынке, а в перспективе улучшить возможности для их экспорта. 

 

Выгодная кооперация

Наиболее важно для еще сравнительно слабого отечественного автопрома обеспечить высокий уровень кооперации с поставщиками комплектующих, отработать до мелочей логистику поставок, чтобы при сборке практически не зависеть от дефицита сложных и насыщенных электроникой узлов. Оптимальным здесь видится сотрудничество с Узбекистаном - вторым на постсоветском пространстве государством после России по уровню развитости автомобильной промышленности. Ежегодно на нескольких предприятиях узбекского автопрома собирается порядка 250 тыс. автомобилей, причем республика добилась идеального уровня локализации производства: практически все части корпуса, аксессуары интерьера, а также двигатели и иные сложные комплектующие изготовлены на местных предприятиях. Соответственно сравнительно низка себестоимость производимой продукции и дешевле поставляемые в Азербайджан детали для сборки машин. 

Перечисленные факторы, а также стремление Баку и Ташкента расширить промышленную кооперацию способствуют активизации проектов в сфере автомобилестроения. 

Так, в ходе состоявшихся 24 декабря переговоров министра экономики Азербайджана Микаила Джаббарова и вице-премьера - министра инвестиций и внешней торговли Узбекистана Жамшида Ходжаева было отмечено, что два государства прорабатывают финансово-технические аспекты для реализации пяти крупных проектов на сумму свыше $700 млн и достигли договоренности о создании рабочей группы по координации взаимодействия. Тогда же между Азербайджаном и Узбекистаном был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию совместного инвестиционного фонда. А важнейшим из совместных инвестиционных проектов Баку и Ташкент обозначили развитие сотрудничества в автомобильном производстве. 

Более того, недавно в СМИ распространилась информация о новой инициативе Узбекистана, планирующего совместно с Азербайджаном и Казахстаном создать «Тюркский конгломерат автомобильной промышленности», который охватит рынки трех стран с населением порядка 65 млн человек. Уместно напомнить, что Казахстан занимает третье место среди постсоветских государств по мощности автопрома. Здесь выпускают преимущественно автомобили марок Chevrolet, Hyundai и KIA. За январь-ноябрь здесь произведено 99,2 тыс. единиц транспортных средств всех типов, что на 24,9% превысило показатели 2021 года. Создание конгломерата поможет Казахстану еще более нарастить объемы и ассортимент производства. В частности, в рамках узбекско-казахстанского бизнес-форума 21 декабря в Ташкенте было подписано несколько соглашений в области производства автомобилей, в том числе обеспечения поставки в Казахстан сборочных комплектов Chevrolet на сумму $500 млн.

В целом же идея создания конгломерата предусматривает расширение сотрудничества между узбекской компанией UzAuto Motors, азербайджанским заводом Azermash и крупнейшим предприятием по производству автомобилей в Казахстане - ТОО «Сарыарка Автопром». Упомянутые производители уже несколько лет собирают автомобили Chevrolet из узбекских комплектующих. Создание конгломерата поможет расширению существующих мощностей и увеличит поставки комплектующих. В перспективе участие стран в конгломерате поможет проводить сбалансированную ценовую политику, укрепит горизонтальные связи в сфере машиностроения трех стран, расширит локализацию производства.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

129


Актуально