Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
Под самый «занавес года» 29 декабря в Иерусалиме было приведено к присяге новое правительство Израиля. Оно считается самым правым в истории Израиля, но именно его создание обусловило возвращение Биньямина Нетаньяху к власти. Биби, как еще называют израильского премьера, победивший на выборах в ноябре прошлого года, собирается возглавлять правительство страны в шестой раз, закрепив за собой статус самого «долгоиграющего» премьера Израиля.
Странная коалиция?
Но возвращается Биньямин Нетаньяху в кресло премьера уже несколько изменившейся страны. За время его отсутствия на израильском Олимпе, да и за пределами страны, в регионе и в мире произошли серьезные изменения, и руководить правительством будет уже гораздо сложнее. Об этом может свидетельствовать и весьма пестрый состав коалиции, которую опытный политик сумел сформировать всего за несколько минут до крайнего срока, установленного президентом Израиля Ицхаком Герцогом.
В эту коалицию входят крайне правые партии, в том числе лидер которой когда-то был осужден за антиарабский расизм. Палестинцы опасаются, что новое правительство также укрепит позиции Израиля на Западном берегу.
Дело в том, что партнеры Б.Нетаньяху по коалиции отвергают идею решения палестино-израильского конфликта путем создания двух государств. Эта формула мира поддерживается международным сообществом и предусматривает создание независимого палестинского государства на Западном берегу рядом с Израилем с Иерусалимом в качестве их общей столицы.
Лидер партии «Религиозный сионизм», которая в союзе с двумя другими крайне правыми партиями получила третье место по количеству мест в Кнессете (парламенте), хочет, чтобы Израиль имел абсолютный контроль над Западным берегом и добился расширения административных полномочий в отношении этого региона.
Израильские оппозиционные политики, а также генеральный прокурор страны предупредили, что реформы, запланированные новым правительством, включая предоставление депутатам права отменять решения Верховного суда, угрожают подорвать израильскую демократию.
Кроме того, партнеры по коалиции также предложили правовые реформы, которые могут положить конец продолжающемуся судебному процессу над Нетаньяху по обвинению во взяточничестве, мошенничестве и злоупотреблении доверием. Сам израильский премьер отрицает какие-либо правонарушения с его стороны.
Особое беспокойство израильской оппозиции вызывает включение крайне правых в состав нового правительства.
Лидер партии «Оцма Йехудит» («Еврейская сила») Итамар Бен-Гвир известен своими призывами к либерализации правил, позволяющих силам безопасности открывать огонь уже при первой же угрозе. Обвинявшийся ранее в подстрекательстве к расизму и поддержке террористической организации, он занял пост министра национальной безопасности.
Другой ультраправый партнер в правительстве - Ави Маоз из партии «Ноам» призвал запретить гей-прайд в Иерусалиме, он не одобряет равные возможности для женщин в армии и хочет ограничить еврейскую иммиграцию в Израиль лицам, представляющим сексуальные меньшинства.
Беспокойства излишни
Сам Биньямин Нетаньяху обвиняет критиков своего правительства в излишнем нагнетании страха и пообещал сохранить необходимый баланс.
«Я буду крепко держать штурвал обеими руками», - сказал он, давая интервью американскому телеканалу NPR. «Я не позволю никому делать что-либо с ЛГБТ или лишать наших арабских граждан их прав, либо еще чего-либо в этом роде. Этого просто не произойдет. И время докажет это».
Впрочем, есть те, кто рассматривает успех двух ультраправых религиозных партий на последних выборах и создание коалиции в качестве процесса по формированию устойчивого правого центра, стремящегося примириться с арабским миром в целом. Считается, что предыдущие правительства Нетаньяху зависели от шаткого союза между светскими правыми («Ликуд») и религиозными партиями харедим (ультраортодоксы). Эта конструкция была нестабильной по своей сути, ведь харедим по большей части мало интересовались укреплением националистических политических сил и лоббировали лишь субсидии для своих общин.
На этот раз, как отмечают многочисленные аналитики, часть голосов ультраортодоксов, особенно среди молодых харедим, перешла к националистическим религиозным партиям. Это, а также дополнительные голоса избирателей, перетекшие к Нетаньяху, дали ему солидное и, возможно, стабильное большинство.
Всплеск террористической активности последнего времени, за которой стояли ХАМАС и «Исламский джихад», укрепили электоральную базу праворадикальных партий.
Довольно неприятным сюрпризом для нового израильского правительства стало голосование в ООН по поводу обращения в Международный уголовный суд (МУС), инициированного Палестинской автономией, за юридическим заключением по вопросу оккупации Западного берега реки Иордан. Несмотря на то, что большинство голосовавших поддержали обращение, премьер-министр Биньямин Нетаньяху открыто заявил, что его страна против этого решения.
«Вызывающее презрение решение не будет обязывающим для израильского правительства. Еврейский народ не является захватчиком на своей земле и в нашей вечной столице Иерусалиме», - заявил премьер.
Как известно, 11 ноября Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации ООН одобрил выдвинутую палестинской стороной инициативу по обращению в Международный суд в Гааге за юридическим заключением касательно длительной оккупации Западного берега реки Иордан. 98 стран поддержали инициативу, 17 были против, 52 - воздержались.
Однако более важным, чем голосование в Генеральной Ассамблее ООН, является изменение региональной ситуации под влиянием новых союзов, которые появились в последние годы и по большей части работают в пользу Израиля.
Установление дипотношений и активные переговоры с рядом арабских государств, восстановление отношений с Турцией, появление формата Израиль-США-ОАЭ-Индия позволили Тель-Авиву выйти из политической блокады в своем регионе. Вот почему все основные партии Израиля, особенно национальные религиозные, согласны с тем, что самой неотложной дипломатической целью страны является установление дипломатических отношений с Саудовской Аравией - хранительницей святынь ислама. Сам Нетаньяху утверждает, что нормальные отношения с саудовским королевством установили бы мир между Израилем и арабским миром.
В целом, говоря о внешнеполитическом курсе нового израильского кабинета, его глава сообщил, что Израиль пересмотрит свою внешнюю политику, чтобы сделать ее более соответствующей своим национальным приоритетам. Страна больше не будет склонять голову в ответ на требования мира, заявил он на конференции, организованной движением «Бейтар-сионист» в Иерусалиме.
«Наш голос будет услышан в мире», - сказал премьер-министр, объявив о «пересмотре международных отношений» среди других политических изменений, которые планирует ввести его недавно сформированное правительство. «Вместо того, чтобы… поддаваться диктату международного сообщества, мы будем с гордостью отстаивать наши интересы в Государстве Израиль и на Земле Израиль», - добавил он.
Нетаньяху не упомянул какие-либо конкретные страны или международные организации, которые могут быть затронуты этой новой политикой. Не упомянул он и о продолжающемся конфликте между Москвой и Киевом. Однако новоназначенный министр иностранных дел Израиля Эли Коэн объявил об изменении политики своей страны в отношении Украины.
По словам министра, Израиль будет делать меньше публичных заявлений по этому поводу, но по-прежнему обещает Киеву «значительную» гуманитарную помощь. Коэн добавил, что нет никакой замены израильско-американским отношениям, и назвал их одним из главных приоритетов страны.
Взгляд на Азербайджан
Среди новых внешнеполитических приоритетов Израиля есть место и Азербайджану. Об этом свидетельствует коллективное письмо, подготовленное ведущими израильскими политиками - депутатами Кнессета своим коллегам в азербайджанском парламенте.
«Сегодня Азербайджан стоит плечом к плечу с Израилем в качестве надежного партнера в сферах безопасности и экономики. Это партнерство является фундаментом региональной системы безопасности Израиля», - отмечается в официальном обращении. Под этим документом подписались, в том числе, 9 министров и два замминистра в новом правительстве Нетаньяху. Среди них выделяются такие высокопоставленные члены кабинета, как министры нацбезопасности Итамар Бен-Гвир, по делам религий Михаэль Малкиэли и образования Йоав Киш.
Данное обращение к парламенту Азербайджана стало реакцией на решение по открытию посольства в Тель-Авиве. Документ подписан депутатами Кнессета от восьми партий. Это беспрецедентный случай в израильской истории, когда солидарность с Азербайджаном объединила представителей коалиции и оппозиции.
«У нас общий опасный враг - иранская тирания, угрожающая уничтожением обоих наших народов, - подчеркивают израильские министры и парламентарии. - Режим аятолл, жестоко убивающий собственных граждан и поощряющий терроризм в мире, использует антисемитскую пропаганду, чтобы настроить народ Азербайджана против светской власти, которая пользуется уважением на международной арене», - отмечается в документе.
В нем также высказывается сожаление по поводу резолюции Сената Франции от 15 ноября, призывающей к санкциям против Азербайджана и эмбарго на покупку у него газа и нефти Евросоюзом. «Это решение играет на руку Ирану, заинтересованному в ослаблении Азербайджана, который сегодня является примером страны с прогрессивным мусульманско-шиитским населением, поддерживающей тесные связи с Израилем и западным миром. Мы надеемся, что Сенат пересмотрит это решение», - отмечается в заключение письма.
Другим важным маркером повышения значения Азербайджана во внешней политике Израиля стало решение о проведении служебного совещания послов Израиля в странах Евразии с участием высокопоставленных чиновников центрального аппарата внешнеполитического ведомства в Баку 6-18 января. В прошлом подобные мероприятия проводились в Москве. Теперь же, на фоне российско-украинской войны, альтернативным местом проведения такого совещания впервые избран Баку. По сообщениям СМИ, главная тема консультаций с участием послов в странах Евразии - планы на 2023 год в условиях непростой ситуации в регионе: как в контексте войны в Украине, так и ирано-израильской конфронтации. При этом отдельное внимание уделено дальнейшему укреплению отношений Израиля с мусульманскими странами.
Это совещание состоялось вскоре после вступления в должность (2 января) нового главы МИД Израиля Эли Коэна. «2023 год - год возможностей и вызовов. Наше государство вступает в него, обладая возможностями в сферах безопасности, разведки и технологий, энергетической независимостью и резервами энергоресурсов, а также Соглашениями Авраама, которые доказали свою пользу для участвующих в них стран», - заявил Коэн на церемонии вступления в должность. Он отметил, что выступает за внешнеполитическую активность.
Что касается Азербайджана, то официальный Баку уже назначил Мухтара Мамедова своим послом в Тель-Авиве и ожидает, что внешнеполитическая активность Израиля откроет новую страницу и в отношениях между двумя странами.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: