Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Сожжение 21 января в шведской столице Корана, священной для мусульман книги, вновь подняло вопрос об исламофобии и ее причинах в Европе.
Адвокат и председатель датской праворадикальной партии «Жесткий курс» Расмус Палудан, сжегший Коран перед посольством Турции в Стокгольме, не впервые привлекает внимание к своей персоне подобными провокационными акциями.
Провокация против Турции?
Стало известно, что сжечь Коран Палудану предложил шведский журналист Чанг Фрик. Он же оплатил все связанные с этим расходы, включая и стоимость разрешения на проведение акции. При этом свои действия он разъяснил правом «распространять новости».
Сам Палудан заявил, что совершенное им действие не принесло желаемого результата, скорее наоборот, ему угрожали. «Я думал, что нанес удар по Турции, но произошло не так, как я предполагал», - признался датский активист.
Однако, по его же словам, о своем поступке он не сожалеет и решился на него, считая это «политически мотивированным». Напомним, что это не первый «поступок» Палудана. Он и ранее публично сжигал Коран в районах проживания общин этнических меньшинств, называя это данью свободе слова. В настоящее время «отважный» датчанин находится под особой охраной шведских правоохранительных органов.
Ясно, что преступление на почве ненависти было совершено перед посольством Турции в Стокгольме неспроста, будучи своего рода посланием Анкаре. Заказчики гнусной акции точно знали, что таким образом смогут причинить ущерб продолжающимся между правительствами Турции и Швеции переговорам о членстве последней в НАТО. Так и случилось - официальная Анкара объявила о приостановке переговоров со Швецией. На первый взгляд создавшаяся ситуация может показаться проблемой для Швеции. На самом же деле акция была явной провокацией против Турции. Понятно, что нынешнее исламистское правительство Турции должно было отреагировать на демонстративное сожжение Корана перед турецким посольством. Да, Анкара выразила свое возмущение. Учитывая предстоящие выборы в стране, это событие станет серьезным испытанием для Турции как с точки зрения общественных настроений внутри страны, так и с внешнеполитической позиции.
Предположительно эти факторы учитывали и заказчики акции в Дании. В частности, буквально через два дня после Палудана провокация против Корана была совершена в Нидерландах. На этот раз «отличился» член радикальной фашистской группировки «ПЕГИДА» Эдвин Вагенсвельд. Это свидетельствует о том, что действия были специально спланированной и контролируемой провокацией. В результате в Европе усилилась напряженность на религиозной почве, обсуждения по вопросу членства Швеции в НАТО зашли в тупик, а отношения Турции с европейскими институтами, включая НАТО, вновь обострились.
Другими словами, акция против Корана, с одной стороны, является шагом, рассчитанным на то, чтобы спровоцировать мусульман в Европе и мире на ответные шаги, а с другой - ставит под удар отношения Анкары с НАТО, а также с Вашингтоном, параллельно блокируя членство Швеции в НАТО. По крайней мере, на определенный срок. Судя по нынешней ситуации, заказчики добились желаемого.
Европейский тест на демократию
Палудан координировал свои действия со шведскими властями. В течение всей провокации его безопасность обеспечивал полицейский караул. Кстати, аналогичную акцию Палудан провел и в апреле прошлого года, что вызвало конфликт между мусульманами и полицией, в результате которого пострадали десятки человек. Между тем европейские правительства объясняют сожжение Корана «свободой слова» и «демократией».
Однако после резкого осуждения мировой общественностью правительство Швеции все же предприняло некоторые шаги, дабы задобрить местную мусульманскую общину. Премьер-министр Ульф Кристерссон сначала осудил инцидент, а позже встретился с представителями мусульманских организаций страны.
Но насколько эффективно эта встреча снизит градус исламофобии в Европе? После сожжения Корана 21 января тот же Палудан уже 27-го числа повторил подобное в своем родном Копенгагене. Примерно в то же время лидер немецкого движения «Патриотические европейцы против исламизации Запада» Эдвин Вагенсвельд публично разорвал и сжег Коран перед зданием палаты представителей Нидерландов в Гааге. Акция была направлена на поддержку Палудана, которого раскритиковала общественность после публичного сожжения священной книги.
Следует отметить, что оскорбление религиозных ценностей карается мерами, предусмотренными в соответствующих статьях уголовного кодекса многих европейских стран. Но эти меры, также известные как «законы о богохульстве», в настоящее время не работают. Точнее, европейские юристы вынуждены выносить решения, частенько варьируя между различного рода обязательствами, исходящими из принципов свободы слова и неприкосновенности религиозных ценностей. Особенно когда речь идет об исламе и исламских ценностях.
В 2017 году Дания отменила действовавшую на протяжении 334 лет в уголовном кодексе страны статью, предусматривающую наказания «за оскорбление религиозных ценностей».
В Германии практически не применяется аналогичная 166-я статья, отмечают эксперты. Выходит, каждый раз сталкиваясь с дилеммой выбора между свободой вероисповедания и свободой слова, европейские страны отдают предпочтение последней, отодвигая вопросы, связанные с неприкосновенностью убеждений, на второй план.
В то же время исторический опыт и реакция на происходящие тут и там инциденты показывают, что правительства просто проявляют медлительность в решении такого рода вопросов. Поскольку есть и другой опыт, и довольно большой, при котором соответствующие статьи УК в определенных случаях все-таки были задействованы, не позволив провокаторам осуществить задуманное в целях оскорбления сакральных ценностей.
Европейская «традиция» сжигания Корана
Варварское отношение европейцев к священной книге мусульман - явление далеко не новое. Так, еще в XV веке испанские власти, уничтожившие андалузскую культуру, приказали сжечь все копии Корана на арабском языке вместе с мусульманским культурным наследием Андалусии. Утверждается, что аналогичный указ сжечь Коран в XVI веке дал и Папа Римский Климент VII.
Массовый характер варварского отношения к Корану в Европе проявился после событий 2001 года. 11 сентября 2010 года американский пастор Терри Джонс призвал к кампании по сожжению Корана. Но официальные лица страны и тогда, и в последующие годы не разрешили Джонсу провести массовую кампанию. Однако со временем этот призыв и недовольство мусульманами все чаще стали проявляться в отношении Корана.
В 2008 году голландский политик Герт Вилдерс снял 17-минутный фильм под названием «Фитна», в котором представил ислам террористической религией, что еще более усилило враждебное отношение к нему в Европе. По последним оценкам, 57% европейских правых враждебно относятся к мусульманам и исламу. После призыва Вилдерса в 2016 году запретить Коран в Европе увеличилось количество всевозможных акций против священной книги, в частности по ее сожжению. А в 2020 году мир узнал про еще одного исламофоба - на этот раз им стал датский неонацист Расмус Палудан.
Современные книгоненавистники
Коран - это прежде всего книга. Одна из самых издаваемых в мире и одна из самых влиятельных книг в истории человечества. А для мусульман мира, численность которых приближается к двум миллиардам, Коран является еще и священной книгой, главным источником божьих указов. Поэтому каждый мусульманин считает своим долгом содержать Коран в чистоте и защищать его. Также верно и то, что каждый мусульманин считает сожжение Корана актом объявления войны против ислама, против его священных ценностей, актом провокации.
Несомненно, священные ценности есть во всех религиях. Прежде всего это книги данных религий. Как Коран считается священной книгой мусульман, так и Тора (Ветхий завет) и Библия (Новый завет) являются священными для евреев и христиан соответственно. Но европейский модернизм давно разрушил христианскую концепцию святости. Несмотря на возражения Церкви, чаще всего именно христианские святыни становятся объектами критики со стороны современного европейского искусства и литературы.
В отличие от христианства ислам и иудаизм отличаются друг от друга. Не случайно попытка Палудана сжечь Тору после пресловутой акции с Кораном была пресечена шведскими властями.
Не более чем 80 лет назад Европа испытала на себе суровый опыт библиофобии, инициированный нацистами. Начав с сожжения книг в разных городах Германии, в скором времени нацисты превратились в раковую опухоль для всего человечества. Так и сейчас, вероятно, вспомнив былое, Европа сжигает Коран. Те, кто хочет сжечь Тору, являются последователями тех нацистов. Кто может гарантировать, что сжигающие сегодня в европейских столицах Коран под охраной полиции не устроят там же в ближайшие годы еще одну Варфоломеевскую ночь против мусульман? Они и сами этого не скрывают. Европейские поджигатели Корана являются предвестниками грядущей бури на континенте. Именно на плечи сегодняшних европейских мыслителей ложится обязанность проявить необходимую решимость, чтобы не позволить нацизму пробудиться вновь. Иначе Европа и мир во второй раз столкнутся с этой чумой.
Заказчики и поджигатели Корана добились своей первоначальной цели. В результате провокации был нанесен еще один удар по обсуждениям вопроса членства Швеции и Финляндии в НАТО. Вместе с тем инцидент способствовал охлаждению отношений между Турцией и США. Некоторые члены Конгресса даже призвали к прекращению программы по продажам Турции американских истребителей F-16.
Каждая такая акция усиливает исламофобские настроения в Европе, враждебность по отношению к мусульманам в частности и иммигрантам в целом. Среди неонацистов Европы растет исламофобия. Но и это еще не все. Данные акции служат подкормкой для всякого рода радикалов в мусульманском мире. Подобно неонацистам в Европе такие действия позволяют радикальным исламистам на Востоке извлекать выгоду и собирать сторонников вокруг себя. А в результате страдают только невинные люди. Впрочем, как и всегда.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: