22 Ноября 2024

Пятница, 03:06

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ

Несмотря на негативные последствия для банковского рынка, регуляторы продолжают повышать учетные ставки в надежде обуздать глобальную инфляцию

Автор:

01.04.2023

Весь март глобальный финансовый рынок оправлялся от шока и изучал последствия самого драматичного за последние 15 лет банковского кризиса в США и Европе.

Мировой финансовый сектор потерял $465 млрд из-за банкротства американских банков Silicon Valley и Signature Bank. В результате финансовое положение ведущего швейцарского банка Credit Suisse также ухудшилось, и кредитное учреждение было приобретено крупнейшим банком страны - UBS.

Однако Федеральная резервная система (ФРС) США все же вновь пошла на повышение базовой процентной ставки на 25 базисных пунктов - до 4,75-5% годовых. И это стало ее максимально высоким уровнем с 2006 года, когда она достигала 5,25% годовых.

Эксперты считают, что негативный внешний фон может оказать определенное влияние и на финансовый рынок Азербайджана, указывая, что многое будет зависеть от дальнейшего развития событий. 

 

Крупнейшие банкротства

В начале марта в США обанкротилось несколько крупных банков. 8 марта о ликвидации объявил Silvergate Bank, который работал преимущественно с криптобиржами, компаниями крипторынка и стартапами. Новость вызвала обеспокоенность у инвесторов и вкладчиков, поэтому они стали снимать деньги с депозитов схожих кредитных организаций.

На этом фоне 11 марта разорился специализировавшийся на финансировании стартапов Silicon Valley Bank (SVB). Он занимал 16-е место по объему привлеченных депозитов, 87% из которых не были застрахованы. Ведущие информагентства заявили, что это стало самым крупным банковским крахом за последние 15 лет - со времен финансового кризиса 2008 года. 

Дальше события развивались согласно классике жанра: клиенты Silicon Valley Bank также бросились забирать свои вклады.

Паника на рынках нанесла урон ослабленным финучреждениям, которые и так боролись с последствиями резкого роста процентных ставок и другими проблемами.

В итоге случился коллапс еще одного банка: 12 марта американские финансовые регуляторы закрыли нью-йоркский Signature Bank, который специализировался на работе с криптовалютой.

Кроме того, крах SVB спровоцировал обвал котировок акций банков на мировых биржевых торгах. Их рыночная стоимость в США, Европе и Японии уменьшилась на $459 млрд, а снижение на 16% стало самым резким с марта 2020 года.

В момент акции большинства американских банков теряли до 80% рыночной капитализации, биржам даже пришлось несколько раз приостановить торги, чтобы охладить панику. Как сообщается, фондовый индекс банковского сектора США терял около 8%, в том числе акции Bank of America - 6,2%, Citigroup - 4,1%, Morgan Stanley - 3,9%. Акции SVB падали более чем на 60%.

Вскоре власти США объявили, что ФРС предоставит лопнувшим банкам финансирование, чтобы они могли в полном объеме исполнить обязательства перед вкладчиками. 13 марта президент США Джо Байден выступил с экстренным обращением и заверил американцев в безопасности банковской системы страны, а также сохранности их денег. Однако и это не особо воздействовало на рынок, напряженность которого накалилась до предела.

Между тем волатильность затронула и европейский банковский сектор. В кризисной ситуации оказался и такой швейцарский гигант, как Credit Suisse. В результате было объявлено, что он будет поглощен крупнейшим швейцарским банком UBS. Сумма сделки, как сообщается, составит $3,2 млрд. Societe Generale и Deutsche Bank AG хотя и оказались под давлением, пока остаются устойчивыми. 

По словам главы ЕЦБ Кристин Лагард, у Европы на текущий момент есть необходимый инструментарий, чтобы избежать такого кризиса, как в 2008 году. К тому же европейский банковский сектор сейчас находится в гораздо более сильной позиции, подчеркнула она.

Вместе с тем на фоне финансовых потрясений и череды банкротств банков центробанки Великобритании, ЕС, Канады, Швейцарии, Японии и Федеральная система США договорились о координированных действиях по увеличению предложения долларовых средств на рынке.

 

Высокая ставка

Между тем эксперты больше концентрируют внимание на главных причинах сложившейся весьма нелицеприятной ситуации на западном финансовом рынке. И в качестве основной называется тот факт, что ускорение инфляции в американской экономике вынудило ФРС ужесточить денежно-кредитную политику, что привело к обесцениванию долговых ценных бумаг на балансе банка. Как итог стартапы - главные клиенты SVB стали снимать деньги с депозитов.

Ультрамягкая монетарная политика, реализуемая ФРС последние два года для стимулирования национальной экономики в условиях пандемии, способствовала притоку инвестиций в технологические венчуры. А резкий рост процентных ставок привел к оттоку денег инвесторов из перегретого технологического сектора, а также к снижению стоимости облигаций. Кроме того, при росте ключевой ставки новые выпуски облигаций также имеют более высокий процент, то есть становятся более привлекательными для инвесторов, а старые выпуски с более низким процентным доходом дешевеют. К тому же должны расти и ставки по вкладам. Одним словом, клиентам становится выгодно забирать деньги со старых депозитов под низкий процент и перекладывать их на новые счета под более высокий.

Однако, несмотря на столь драматичные для банковского рынка последствия, 22 марта ФРС вновь повысила процентную ставку по федеральным кредитным средствам (federal funds rate) на 25 базисных пунктов, теперь ее диапазон составляет 4,75-5% годовых. Это максимально высокий уровень с 2006 года, когда ставка достигала 5,25% годовых.

«Американская банковская система надежна и устойчива. Недавние события, вероятно, приведут к ужесточению кредитных условий для домохозяйств и предприятий и скажутся на экономической активности, трудоустройстве и инфляции. Масштаб этих последствий неясен. Комитет продолжает крайне внимательно следить за инфляционными рисками», - говорится в пресс-релизе ФРС. 

Впрочем, большинство аналитиков такой ход событий предрекали - растущая инфляция гораздо опаснее для экономики, чем банкротство банков. По мнению экспертов, американский регулятор избрал правильную позицию, предпочтя обуздание роста потребцен спасению фининститутов. 

Отметим, что в последнем заявлении ФРС повысила прогноз по инфляции в США в этом году с 3,1 до 3,3%, а на 2024 год сохранила на уровне 2,5%. Прогнозы ВВП на текущий год и 2024-й ухудшены - с 0,5 до 0,4% и с 1,6 до 1,2%.

Ранее сообщалось, что рост потребительских цен в большинстве стран Ближнего Востока и Северной Африки превысит 10% в 2023 году. Такую инфляцию предрекала директор-распорядитель Международного валютного фонда (МВФ) Кристалина Георгиева, текст заявления пресс-служба организации опубликовала на своем сайте.

Она отметила, что для государств региона с развивающимися рынками и экономикой и низким уровнем дохода такой показатель роста цен отражает, в том числе, обесценивание национальных валют.

 

Удержать и сохранить

Мировой тренд на повышение учетных ставок не обошел стороной и Азербайджан: Центральный банк (ЦБА) повысил ее на 25 базисных пунктов - до 8,75%. И это уже четвертое подряд повышение. В обнародованной 29 марта информации отмечается, что нижний порог процентного коридора увеличен с 6,75 до 7%, верхний - с 9,5 до 9,75%.

Отрадно, что на фоне глобальных тенденций регулятор финрынка в Азербайджане роста инфляции не ждет и сохраняет пока что прогноз в пределах 8%. «В феврале 2023 года годовая (12-месячная) инфляция в Азербайджане составила 14,1%, что на 1,5 процентных пункта ниже пикового значения в 15,6% в сентябре 2022 года», - говорится в заявлении ЦБ по учетной ставке.

При этом регулятор отмечает снижение инфляции с пикового значения на внутреннем рынке. Также в качестве факторов, способствующих ее удержанию в пределах однозначного показателя, называется фиксируемое FAO (Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН) в течение последних 11 месяцев снижение цен на продовольственные товары.

Это основные моменты позитивного сценария. Есть и негативный. Он может возникнуть, если в условиях стимулирующей фискальной политики и роста валютных поступлений в страну спрос на ликвидность в экономике будет расти. ЦБА отмечает сохранение высоких темпов роста ненефтяного сектора, что и формирует тот самый спрос. 

С другой стороны, на инфляцию может отрицательно повлиять пересмотр с начала 2023 года ряда тарифов на товары и услуги, регулируемые со стороны государства. 

Чтобы предотвратить развитие негативного сценария, ЦБА уже с 23 февраля этого года для повышения эффективности операций по стерилизации увеличил квоту по однодневным депозитам, а также начал проводить 7-дневные операции РЕПО. Также для эффективного регулирования денежного предложения все банки, начиная с февраля,  начали хранить обязательные резервы в соответствии с новыми нормами. В результате в марте сумма обязательных резервов, которые банки должны хранить в манатах, по сравнению с январем выросла на 57%.

Все эти инструменты должны усилить влияние учетной ставки на инфляционные процессы, сохраняя баланс в экономике. «Мы стараемся проводить политику так, чтобы наше стремление удержать инфляцию на целевом уровне не воздействовало негативно на экономическую активность в стране», - отмечал недавно главный банкир страны Талех Кязымов. 

Но опять же многое будет зависеть от внешней конъюнктуры. Хотя прямого влияния банковского кризиса в США и Европе на азербайджанскую экономику нет, в случае углубления негативных тенденций на Западе масштабы глобального поражения расширятся. В любом случае ЦБА предстоит пережить нелегкие месяцы в наблюдении за процессом и подготовкой предупреждающих мер. На всякий случай.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

118


Актуально