Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Все последние недели основной обсуждаемой темой вокруг конфликта в Украине стала тема планируемого весеннего наступления, которое, несмотря на приближение лета, все еще не началось.
Аналитики объясняют это несколькими причинами, одной из которых является «большая дезинформация противника», когда, вопреки ожиданиям, удар наносится в другое время и в другом месте. В самой Украине с этим наступлением связывают большие надежды. Власти страны полагают, что оно станет решающим в ходе всей военной кампании и позволит вернуть захваченные территории.
Впрочем, некоторые западные военные аналитики не столь оптимистичны. Признавая, что в ходе контрнаступления украинская ар-мия действительно может добиться значительных успехов, они, тем не менее, не считают возможным скорое освобождение Крыма, а значит, окончательное завершение войны в текущем году. Предполагается, что в условиях истощения сил с обеих сторон они при участии посредников могут прийти к некоему временному статус-кво, которое продлится до тех пор, пока одна из сторон не рискнет его нарушить.
В ожидании новой военной активности
Действительно, осеннее наступление в Харьковской и Херсонской областях были настолько успешным, что может создаться впечатление, что ВСУ, вооруженные современными западными танками и боеприпасами, повторят этот успех и в текущем году. Как известно, в результате того наступления была возвращена почти половина территории, захваченной Россией. Это без малого 75 тыс. кв. км. Все, что предполагает возвращение меньших площадей, может быть расценено сторонниками Украины, как провал. Но логика войны подсказывает, что победа может коваться даже ценой меньших приобретений. Так или иначе, Украина не раз заявляла, что только освобождение оккупированных территорий может служить основой для дальнейших переговоров. В этой ее позиции существенных изменений не произошло.
Но такая позиция может не устраивать те правительства в Европе, которые хотели бы скорейшего прекращения военных действий, поскольку основные издержки от продолжения войны, кроме ее непосредственных участников, несут именно европейские государства. Речь как о прямых военных издержках, так и об экономических. Очевидно, что для победы потребуется больше времени, больше кровопролития и больше оружия. То есть большей готовности Европы и стран Запада в целом продолжать оказывать содействие Украине.
Противники продолжения войны руководствуются этими соображениями. Однако их оппоненты утверждают, что конфликт, если он закончится на этом этапе, оставит России не только Крым, но и большие площади удерживаемых земель, что составляет 18% территории Украины. «Россия отрезала Азовское и большой кусок Черного моря, захватила жирный кусок территории Украины и создала сухопутный коридор в Крым. Теперь остается только одно: намертво закрепиться, закогтиться на тех территориях, которые уже есть», - заявил Евгений Пригожин, владелец ЧВК «Вагнер».
Подсчитывая убытки
При наличии подобного подхода любая приостановка военных действий со стороны Украины может быть расценена в качестве слабости западных демократий, которые совместными усилиями не смогли противостоять одной России. Ряд аналитиков считают, что такой исход дал бы козыри в руки другим странам, вынашивающим агрессивные планы в отношении своих соседей и стремящимся ниспровергнуть мировой порядок, который основан на устоявшихся правилах. Политики на Западе задаются вопросом: в чем смысл ценностей, если их защитники беспомощны перед грубой силой и не могут защитить себя и своих союзников? Некоторые даже приводят в качестве примера события тридцатилетней давности, когда страны мира объединились в единую коалицию и вынудили Саддама Хусейна покинуть оккупированный в 1991 году Кувейт, тем самым восстановив его независимость.
Правда, в отличие от войны в Заливе, которая длилась всего несколько недель и имела гораздо меньшие масштабы, российско-украинская война, по своему характеру и охвату сторон, прямо или косвенно участвующих в конфликте, напоминает мировую войну. Не случайно ее часто ассоциируют с Третьей мировой войной. По своим политическим и экономическим последствиям она не имеет аналогов.
Известно, что российское наступление усугубило наблюдавшуюся в последние годы тенденцию к росту цен на нефть и газ после выхода мировой экономики из карантинного режима, связанного с пандемией. Санкции против России значительно осложнили ситуацию.
Особенно негативно они отразились на европейском энергетическом рынке, тесно связанном с российским. За год доля РФ на европейском газовом рынке снизилась с 40 до 10%. Кроме того, многие малообеспеченные потребители столкнулись с так называемой «топливной бедностью», что выражается в частичной возможности замены газа альтернативными источниками энергии. Хотя Европа с относительно малыми издержками пережила первую зиму без российского газа и катастрофического коллапса не произошло, некоторые предприятия все же были вынуждены либо сократить потребление газа (в общей сложности на 13%, или на 55 млрд кубометров), либо вообще остановить производство.
Международное энергетическое агентство предупреждает, что Европе не следует рассчитывать на еще одну теплую зиму в этом году, а альтернативные виды топлива, такие как сжиженный природный газ и уголь, могут стать более дорогими.
После российского вторжения США и европейские страны ввели множество жестких санкций, направленных против финансового, энергетического и транспортного секторов. Пакет санкций отрезал Россию от международных финансовых рынков. Активы банковского сектора заморожены, как и деньги, внесенные российскими олигархами. Россия сейчас не может ни привлекать деньги на международных рынках, ни покупать акции.
Столь широкий и радикальный набор санкций, направленных против финансовых рынков, никогда ранее не применялся в отношении какой-либо страны. Непосредственным результатом этих мер стало падение курса российского рубля и стоимости акций на российской бирже. Несмотря на то, что в последующем российская экономика несколько приспособилась к новым условиям, удар от санкционной политики оказался для нее непоправимым.
Но несопоставимо большим оказался ущерб Украины от войны. Ее экономический потенциал оказался сильно подорванным. Достаточно сказать, что война все еще продолжается и ареной боевых действий является Украина.
По сообщению замглавы Комитета нацбезопасности, обороны и разведки Украины Юрия Аристова, война нанесла стране ущерб на $143,8 млрд. Речь идет лишь о прямых и задокументированных потерях. Общий же размер ущерба украинские власти оценивают в сумму, превышающую $800 млрд.
Кто выиграл, а кто проиграл от войны
По иронии судьбы война в Украине в то же время выгодна некоторым странам. Прежде всего тем, которые лидируют в экспорте военной техники. Первыми в списке значатся Соединенные Штаты. По данным шведского аналитического центра SIPRI, доля США на рынке вооружений составляла 37% от общего объема (2016-2020), в то время как доля Франции - 8%, а Германии - 5,5% за тот же период. Россия также является экспортером вооружений, но, будучи воюющей стороной, несущей значительные потери в военной технике, теряет свои былые позиции на рынке вооружений.
Таким образом, западные страны во главе с США на ближайшую перспективу становятся ведущими мировыми поставщиками военной техники, особенно если учесть, что во всех этих странах наблюдается существенное увеличение военных бюджетов.
С начала войны администрация Байдена предоставила Украине помощь в размере более $25 млрд, большая часть которой приходится на поставку вооружений. То же можно сказать и в отношении ряда европейских стран.
Как можно догадаться, другими бенефициарами войны в Украине стали производители нефти и газа, в основном на Ближнем Востоке, а также Индонезия, Нигерия и Венесуэла. Россия и Иран также смогут извлечь из этого пользу. Но это в том случае, если им удастся с меньшими рисками обходить санкции, которые становятся все более жесткими. Правда, в последнем случае та же Россия значительно больше теряет, чем приобретает.
Но вот кто действительно явно не выигрывает от продолжения войны, так это беднейшие страны мира, да и вся и без того ненадежная система глобальной безопасности.
«Мир столкнулся с серией беспрецедентных кризисов, в результате чего ситуация на международной арене - самая напряженная с момента учреждения ООН», - заявил на днях генеральный секретарь этой организации Антониу Гутерриш.
Высший должностной чин ООН считает, что «напряженность между ведущими державами сейчас - на беспрецедентно высоком уровне». Поэтому, по словам генсека, высоки риски возникновения новых конфликтов. «Это может произойти случайно либо из-за неверных расчетов той или иной стороны», - добавил Гутерриш.
Намекал ли он на ситуацию вокруг Тайваня или ядерной программы Ирана, а может, он хотел обратить внимание на тревожные события в Судане, доподлинно неизвестно. Зато вполне очевидно, что все эти, а также любые другие возможные события в контексте продолжающейся российско-украинской войны могут иметь куда более драматические последствия.
Вместо послесловия
Тем временем на фронте ситуация развивается по крайне непредсказуемому сценарию. По-прежнему центром военной активности остается Бахмут, в котором идут самые кровопролитные за всю войну бои. Российская сторона контролирует большую часть города, но и ВСУ не собираются так просто сдавать свои позиции.
Президент Украины Владимир Зеленский в своем очередном видеообращении заявил, что ВСУ не могут оставить Бахмут, так как в этом случае у российских войск появится возможность занять больше территорий. Кроме того, полный контроль над городом создаст «трамплин» для дальнейшего наступления на Краматорск и Славянск. Президент Украины вновь напомнил, что его страна готовится к контрнаступлению, которое может стать переломным моментом в военной кампании.
Между тем представитель Белого дома Джон Кирби высказал предположение, что к наступлению готовится и российская армия, выжидая улучшения погодных условий. Причем она может перейти в наступление сразу на нескольких участках фронта. Где и когда, не сообщается.
Большинство наблюдателей склоняются к тому, что ВСУ могут нанести удар в направлении Азовского моря, в Запорожской области, что могло бы разделить оккупированные территории и отрезать сухопутные пути в Крым и Херсонскую область. Суждено ли этому сценарию сбыться и будет ли ожидаемое весеннее наступление календарной весной или все же в летние месяцы, мы, скорее всего, узнаем уже в ближайшее время.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: