Автор: НУРАНИ
В сферу дипломатии переместился центр тяжести поствоенного урегулирования между Азербайджаном и Арменией. И несмотря на регулярные вооруженные провокации на условной границе между Азербайджаном и Арменией и вылазки армянских незаконных вооруженных формирований в той части Карабаха, где размещены российские миротворцы, сорвать ситуацию в штопор и спровоцировать новую войну все же не удается.
Нынешний переговорный этап коренным образом отличается от встреч в рамках Минской группы ОБСЕ накануне 44-дневной Отечественной войны. И не только потому, что вопрос освобождения от оккупации своих территорий Азербайджан решил еще осенью 2020 года. Обращает на себя внимание переговорный темп. 26 мая - в Москве. 1 июня - встреча в Кишиневе. Уже анонсировано продолжение 21 июля на саммите Евросоюза в Брюсселе. И это не встречи ради встречи, а реальные переговоры по предложенным Азербайджаном пяти принципам будущего мирного договора.
Кишиневский раунд - что за кадром?
С момента окончания 44-дневной войны ни один переговорный раунд не сопровождался столь категоричными и взаимоисключающими прогнозами, как встреча Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Кишиневе. Одни предрекали подписание в столице Молдовы едва ли не окончательного текста мирного договора или, во всяком случае, некоего мирного соглашения. Другие сомневались, состоится ли этот переговорный процесс вообще.
Тем не менее диалог состоялся. И как отметил в Твиттере заведующий отделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев, «встречи на полях саммита Европейского политического сообщества при содействии Шарля Мишеля в трехстороннем формате, а также с участием Германии и Франции прошли в неформальной, позитивной и плодотворной атмосфере. Было решено, что в июле в Брюсселе состоится очередной раунд встречи в трехстороннем формате».
Немного раскрыл карты и Шарль Мишель, который по традиции выступил с итоговым заявлением: «У нас была возможность затронуть все темы, которые мы обсуждали в Брюсселе в мае, - коммуникации, безопасность и права, делимитацию границ, мирный договор». Как отметил Ш.Мишель, «эта встреча стала хорошей подготовкой к последующей, которая состоится в Брюсселе 21 июля». Также президент Евросоюза заверил, что «мы со стороны ЕС сделаем все, чтобы помочь, оказать содействие, добиться большего прогресса в нормализации отношений».
Оценивать итоги переговоров в столице Молдовы можно по-разному. Кому-то они могут представляться «боевой ничьей», кому-то - важным этапом на трудной дороге к миру. Но чтобы по-настоящему оценить итоги переговоров на полях саммита Европейского политического сообщества, необходимо вернуться несколько назад - на саммит ЕврАзЭС в Москву.
О чем проговорился Пашинян?
Здесь, впрочем, следует вспомнить не только и не столько сам по себе саммит. И даже не трехстороннюю встречу, которая продлилась всего 20 минут и закончилась без подписания какого-либо совместного документа. Куда более информативной стала попытка Пашиняна устроить перепалку с Президентом Азербайджана.
Можно лишь гадать, что именно вывело из равновесия премьер-министра Армении - то ли упоминание о Зангезурском коридоре, то ли перечисленные Ильхамом Алиевым аэропорты на освобожденных от армянской оккупации землях. Но Пашинян в нарушение регламента начал довольно-таки бессвязно увязывать Зангезурский коридор… с территориальными претензиями к Армении. За что получил от Президента Азербайджана жесткую отповедь: «Надо очень хорошо постараться или иметь очень буйную фантазию, чтобы в моих словах увидеть территориальные претензии. Что касается слова «коридор», которое я использовал, то точно так же я использовал это и применительно к коридору Север-Юг, точно так же это слово используется и применительно к коридору Восток-Запад. Название «коридор» никоим образом не является посягательством на чью-то территорию. Это международный термин, и, я думаю, люди, которые знакомы с международной терминологией, наверное, не стали бы придавать ему то значение, которое сегодня придает премьер-министр Армении». Потом было еще несколько «наскоков» и ответов. В конце концов дискуссию прекратил уже Путин, которому надо было думать и о предстоящей трехсторонней встрече.
Кроме некомпетентности Пашиняна и его попыток усмотреть в словах собеседника то, чего там не было, присутствует еще один важный аспект. В своей перепалке с Алиевым он нечаянно проговорился. В Армении всерьез рассчитывали спровоцировать международное давление на Азербайджан и заставить официальный Баку убрать пограничный контрольно-пропускной пункт в Лачинском районе, пустив в ход вопли об «этнических чистках», «геноциде», «блокаде» и т.д.
Отметим также, что даже обещание Пашиняна признать территориальную целостность Азербайджана оказалось с двойным дном. Глава правительства Армении пытается превратить это в предмет торга. Взамен в Ереване рассчитывают получить ни много ни мало «международные механизмы» и «международную миссию» в Карабахе после вывода оттуда РМК.
Не получилось. Удалось ли Армении заключить некие предварительные договоренности с кем-то из внешних игроков, сказать сложно. Во всяком случае отправка в Армению наблюдательной миссии Евросоюза о чем-то все же говорит. Тем не менее договариваться, как показывает жизнь, надо не с Францией и не с Евросоюзом, а с Азербайджаном. Где свои красные линии провели четко и однозначно.
Лачин: последний шанс?
28 мая, в День независимости, Президент Азербайджана Ильхам Алиев отправился в Лачинский район. Глава государства принял участие в открытии двух электроподстанций, заложил фундамент многоквартирного квартала, ознакомился с ходом работ на месте будущего агропромышленного парка, а также объектов туристической инфраструктуры Лачина.
Знаковое событие - получили жилье первые 20 семей бывших вынужденных переселенцев, вернувшихся в Лачин. Освобожденный от армянской оккупации город возвращается к жизни.
И именно здесь, на этой церемонии, Президент Ильхам Алиев озвучил недвусмысленный месседж в адрес сепаратистов Карабаха: «Отсюда, из Лачинского края, который они многие годы эксплуатировали и где незаконно заселялись, еще раз говорю им: Ваша книга закрылась. Книга «Миацума» закрылась, сепаратизму пришел конец. Грезы о независимости пошли туда же, куда и статус. А статус мы еще во время второй Карабахской войны отправили туда, куда надо». После чего добавил: «Всем хорошо известно, что сегодня у нас есть возможность провести любую операцию в том регионе (в Карабахе. - Ред.). Поэтому «парламент» должен быть распущен, элемент, называющий себя «президентом», - должен сдаться, все «министры», «депутаты» и другие должны уже оставить свои посты. Только в этом случае для них могут быть сделаны послабления. Только в этом случае может идти речь о какой-либо амнистии».
То, что реакция на это заявление Президента Азербайджана со стороны Еревана и верхушки сепаратистов будет весьма бурной, следовало ожидать. В Армении опять возопили о мифических «этнических чистках» и «геноциде». Но были совершенно не готовы к тому, что вместо вала критики в адрес Азербайджана от тех же США последует весьма положительная реакция - ведь Президент предложил амнистию! В Ереване и Ханкенди принялись обижаться уже на США. Но это мало что изменило. Что и показал кишиневский раунд переговоров, который опять проходил по азербайджанской повестке.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: