Автор: Кянан РОВШАНОГЛУ
Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган объявил о новом составе правительства. Новый кабинет привлекает внимание благодаря ряду особенностей, которые стали предметом серьезных обсуждений и умозаключений.
Прежде всего отметим, что обновлению подвергся весь состав кабинета, за исключением министров здравоохранения Фахреттина Коджи, а также культуры и туризма Мехмета Нури Эрсоя, которые не выдвигали свои кандидатуры на парламентских выборах. По мнению наблюдателей, одна из причин, по которой Эрдоган не назначил в новый состав кабинета избранных депутатами министров (такое уже было), - меньшее по сравнению с прошлым количество депутатских мандатов от Партии справедливости и развития (ПСР) в парламенте и желание сохранить парламентское большинство.
Команда бюрократов-технократов
Вместе с тем Эрдоган выполнил данное им еще до выборов обещание обновить кабинет. В отличие от предыдущего состава в новом турецком правительстве почти нет политиков, в большинстве своем это бюрократы и технократы.
Можно отметить разве что нескольких министров из числа бывших депутатов, то есть людей, пришедших непосредственно из мира политики. Один из них - новый вице-президент Джевдет Йылмаз, человек с серьезной политической карьерой за плечами. Он уже успел побывать в креслах министра развития (2011-2015), вице-премьера (2015), заместителя председателя ПСР и председателя планово-бюджетной комиссии в парламенте XXVII созыва. Одновременно Йылмаз является экономистом и считается близким к новому министру финансов Мехмету Шимшеку - еще одно свидетельство того, что именно экономический блок будет приоритетным в новом правительстве.
Вторым политически подкованным министром в обновленном правительстве Эрдогана стал министр юстиции Йылмаз Тунч, избиравшийся депутатом пять раз подряд. Занимал должности председателя судебной комиссии и заместителя председателя фракции ПСР в турецком парламенте.
Еще двумя министрами, сменившими мантию политиков на кресла бюрократов в 67-м правительстве Турции, стали Омар Болат и Ведат Ышыкхан. До этого Болат был председателем MÜSAİD (Ассоциация независимых промышленников и предпринимателей) и членом правления ПСР, а Ышыкхан - членом отдела социальной политики при Администрации президента Турции.
Единственная женщина в новом Кабинете министров Турции - уроженка Бельгии Махинур Оздемир Гёкташ. В 2009 году она была избрана депутатом бельгийского парламента от Христианско-демократической партии страны. С 2019 года Гёкташ - посол Турции в Алжире.
Некоторые члены нового правительства занимали посты министров или заместителей министров в предыдущих кабинетах. Так, нынешние министры сельского и лесного хозяйства Ибрагим Юмаклы, промышленности и технологий Мехмет Фатих Каджыр, энергетики и природных ресурсов Алпарслан Байрактар ранее работали в качестве замминистров. Другими словами, их назначение происходило, если можно так выразиться, по «внутренней линии». В определенном смысле таким же «своим человеком» в новом кабинете можно считать министра транспорта и инфраструктуры Абдулкадира Уралоглу, до того возглавлявшего Главное управление автомобильных дорог Турции.
Таким же образом пост министра образования достался Юсуфу Текину, занимавшему должности замминистра образования (2013-2018) и ректора Университета HBV.
Новая эра безопасности и внешней политики
Эрдоган и в этот раз остался верен традиции, установленной им же в 2018 году, назначив начальника Генштаба Турции генерала Яшара Гюлера на пост министра обороны. В 2018 году эту должность точно так же занял генерал армии Хулуси Акар, тогдашний начальник Генштаба. Сейчас Акар стал депутатом парламента.
Не включен в новый кабинет Сулейман Сойлу, теперь уже бывший министр внутренних дел (с 2016 года), чье имя было замешано во многих скандалах. В СМИ и соцсетях было много предположений о возвращении Сойлу. Однако Эрдоган назначил на этот пост Али Ерликаю, который в прошлом занимал различные должности в министерствах внутренних дел и здравоохранения, был губернатором нескольких провинций, а последние пять лет - губернатором Стамбула.
Хакан Фидан стал министром иностранных дел - это одна из основных стратегических должностей в любом правительстве. Ранее он руководил Агентством по сотрудничеству и координации при кабмине, а также в течение тринадцати лет возглавлял Национальную разведывательную организацию. Активно занимался внешней политикой. В последние годы Фидан руководил процессом нормализации отношений Анкары с Каиром и Дамаском. Назначение его главой МИД говорит о том, что Турция будет уделять больше внимания решению злободневных проблем со странами региона, в том числе с Ираном.
Вероятно, одним из самых резонансных можно считать назначение на пост министра финансов и казначейства Мехмета Шимшека. В 2007-2018 годы он был министром финансов, вице-премьером, курирующим экономические вопросы, а до этого сделал успешную карьеру финансиста в западных странах. Известно, что еще до выборов Эрдоган дважды встречался с Шимшеком, предлагая ему место в новом кабинете в случае своего переизбрания, но каждый раз получал отказ. Однако после выборов Шимшек все же согласился занять пост министра финансов. По утверждениям турецких СМИ, его вступление в должность в столь ответственный для Турции момент было обусловлено обещанием президента дать ему полную самостоятельность действий и право сформировать свою команду.
Назначение Шимшека министром финансов породило надежды на улучшение экономической ситуации в Турции благодаря его предыдущим успехам в финансовой сфере и умению поддерживать серьезные отношения с западными финансовыми институтами. Считается, что Шимшек сможет вновь привлечь западные финансовые институты в Турцию.
На оставшуюся вакантной должность Хакана Фидана президент назначил Ибрахима Калына, без малого десять лет проработавшего его пресс-секретарем и главным советником по внешней политике. Это назначение является свидетельством продолжения совместной работы разведывательного и внешнеполитического ведомств, поскольку Калын и до этого курировал деятельность этих организаций при администрации президента и считается близким к Хакану Фидану человеком.
Новая команда, ноль скандалов
Как было отмечено, новый кабинет Эрдогана состоит из бюрократов и экспертов, далеких от политических процессов и не замешанных в крупных скандалах. Большинство членов команды составляют люди, которые обучались или занимались научной работой на Западе. При этом замена Сулеймана Сойлу и Мевлюта Чавушоглу, которые перед выборами отличились резкой антизападной риторикой, может быть признаком предстоящего смягчения отношений с Западом.
Основная задача, стоящая перед экономическим блоком команды, - исправить финансовую ситуацию в стране, привлечь западных инвесторов и, как следствие, не допустить резкой инфляции.
Приоритетом в области геополитики и безопасности будет развитие внешних отношений, в том числе со странами Запада, особенно улучшение связей с соседними странами, ускорение процесса примирения с Египтом, Сирией и странами Персидского залива.
И, наверное, самое главное - в новой команде почти нет людей с серьезными политическими амбициями и тесными связями с другими политическими силами. Команда верна Эрдогану и отличается трудолюбием. Это можно также назвать своего рода подготовкой к следующей пятилетке, так как результатом очередных выборов в стране станет смена парламента и президента. Иными словами, именно в ближайшие пять лет Турции придется определяться с политическим преемником Эрдогана и будущим его партии. В этом смысле новая правительственная команда подбиралась очень тщательно.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: