24 Ноября 2024

Воскресенье, 05:00

«ТУРЕЦКИЙ МАРШ» ПАШИНЯНА

Есть ли шансы на нормализацию отношений Армении и Турции?

Автор:

15.06.2023

Победа во втором туре президентских выборов в Турции действующего главы государства Реджепа Тайипа Эрдогана продолжает оставаться главным генератором политических новостей и трендов по самым разным темам и векторам. В том числе и в такой деликатной сфере, как диалог Армении и Турции и возможная нормализация отношений между Анкарой и Ереваном. 

 

Предвыборные надежды и поствыборная реальность, или Тонкости протокола

В Армении на прошедших недавно в Турции президентских выборах серьезные надежды связывали с победой Кемаля Кылычдароглу. Причем причины здесь были те же самые, в силу которых в Баку ждали победы Эрдогана. Одни слишком серьезно восприняли информацию, что у Кылычдароглу мать - армянка. Другие старательно отслеживали, как часто (вернее, насколько редко) кандидат от оппозиционной партии касался азербайджанской тематики. Третьи просто не могли простить Эрдогану позиции во время 44-дневной войны и рассуждали по принципу «кто угодно, только бы не нынешний президент». Так или иначе, но в Армении делали серьезную ставку на победу Кылычдароглу. 

Впрочем, сегодня эти рассуждения представляют разве что исторический интерес. Победу на выборах одержал Эрдоган, и теперь Пашиняну и его команде приходится наводить мосты и строить отношения с той Турцией, что есть, а не с той, с которой хотелось бы. 

Начал Пашинян весьма активно. Как сообщили информагентства, еще по горячим следам подсчета голосов премьер-министр Армении Никол Пашинян опубликовал в своем Twitter поздравление в адрес президента Турции с переизбранием и добавил: «С нетерпением жду продолжения совместной работы для полной нормализации отношений между нашими странами». Более того, несмотря на отсутствие дипломатических отношений, армянский премьер отправился в Анкару на церемонию инаугурации Реджепа Тайипа Эрдогана. Многие эксперты сочли этот визит не просто сенсацией - за появлением Пашиняна в Анкаре увидели масштабные политические подвижки на армяно-турецком треке. 

То, что поездка Пашиняна на инаугурацию Эрдогана вызовет в Армении далеко не однозначную реакцию, следовало ожидать. Так, ереванский эксперт, тюрколог Рубен Мелконян в местном «Спутнике» уже рассуждает о том, что, дескать, Армения в лице Пашиняна оказалась в «унизительном положении». По его мнению, «протокол - это площадка для месседжей. Посадив премьера Пашиняна за спиной Алиева, Турция показала, как воспринимают Армению. Это было присутствие проигравшей страны на празднике победителя». Можно списать все это на внутриполитические трения в Ереване. Но Пашинян находится в той ситуации, когда выбора у него нет. И на турецком направлении надо сохранять хотя бы видимость какого-то продвижения за счет красивых жестов и многообещающих намеков. Но насколько Пашинян и его команда готовы к реальной нормализации отношений с Турцией?

 

В Турции ничего не забыли

Пашиняна принято считать сторонником «партии мира», «голубем» и сторонником нормализации отношений с Азербайджаном и Турцией. В самой Армении реваншисты награждают его эпитетами, где «предатель» - самый цензурный. Однако в реальности считать Пашиняна представителем «партии мира», по меньшей мере, несерьезно. В конце концов именно Пашинян больше, чем кто бы то ни было, несет ответственность за срыв переговоров и начало второй войны в Карабахе, которую Армения проиграла. Именно Пашинян поднял на более высокий и более опасный уровень враждебность к Турции. Во всяком случае, в известном интервью ВВС Жирайра Либаридяна, армянского историка, политика и дипломата, говорится: «…Президент и премьер-министр Армении этим летом (2020) сделали заявления в связи с годовщиной Севрского мирного договора, которые можно считать предъявлением территориальных претензий к Турции». 

Можно было ожидать, что после разгрома в 44-дневной войне в Армении все же одумаются и изменят свою политику. Но… 24 апреля 2023 года в Ереване состоялось открытие памятника террористам из группировки Nemesis. Тем самым, которые в двадцатые годы расправлялись с членами правительств Османской империи и Азербайджанской Демократической Республики. Причем на памятнике, где приводятся их имена, оставлены незаполненные места - как месседж, что «борьба», то есть террор продолжается и все еще впереди. 

Азербайджан и Турция решительно осудили прославление в Ереване террора. Власти Турции закрыли воздушное пространство для Армении, даже для «борта номер один». А тогдашний руководитель МИД Турции Мевлют Чавушоглу предупредил: «Армения установила памятник Nemesis для прославления террористических организаций, террористов, которые в 1920-е годы сделали шехидами наших дипломатов, наших азербайджанских братьев и наших граждан. Принять это мне, как главе министерства иностранных дел, у которого было больше всего шехидов, просто невозможно». При этом добавил, что заявления Армении о том, что «это мэрия возвела памятник, у нас нет полномочий (повлиять на их действия. - Ред.)», неискренни, неправильны и демонстрируют отсутствие у Еревана добрых намерений». И сообщил: «В ответ на эти «добрые» намерения с их стороны естественно и я не собираюсь бездействовать. Мы закрыли воздушное пространство Турции для самолетов из Армении, которые начали летать по многим различным направлениям». А затем уведомил: «Если все будет так же продолжаться, если они (армянская сторона. - Ред.) это не устранят, тогда мы примем дополнительные меры. Пусть никто не обижается». Сегодня МИД Турции возглавляет уже не Чавушоглу, а Хакан Фидан, но позиция Анкары вряд ли изменилась и изменится. И то, что в Анкаре на таком фоне все же приняли Пашиняна, хоть и посадили во второй ряд, - уже много. Тем более что памятник никуда не исчез. 

 

Первый шаг, долгая дорога и дипломатия жестов

Здесь можно сказать что-то вроде «самая длинная дорога начинается с первого шага», «надо учитывать общественное мнение», «путь к примирению будет долгим и нелегким» и т.д. Но факт остается фактом. До сих пор Армения на турецком направлении придерживалась в основном «дипломатии жестов». Таких, как отправка в Турцию спасателей после землетрясения, проект реставрации моста на границе с Турцией или поездка Пашиняна на инаугурацию. К процессу же примирения по действительно тяжелым и принципиальным вопросам в Армении не приступали. Это и отношение к событиям 1915 года, и культ террора, и, главное, границы Турции в соответствии с Московским и Карсским договорами. Хотя территориальные претензии к Турции в Армении как бы не на первом плане, но тема эта упоминается даже в преамбуле к конституции. 

Как показывает открытие памятника террористам из Nemesis, Армения не удерживается даже на уровне жестов. Однако продолжать прежнюю политику для для нее тоже слишком рискованно. Террор и несогласованная граница - это априори риск полномасштабной войны. До последнего времени в Армении могли пребывать в уверенности, что их в случае чего прикроет Россия. Но теперь этой уверенности у Еревана нет. Россия не стала воевать вместо Армении против Азербайджана во время 44-дневной войны и не попыталась «примерно наказать» Баку во время столкновений на границе. Сегодня же на фоне украинской войны, тем более если речь пойдет о Турции, шансов на вмешательство России еще меньше. Что и заставляет Пашиняна прибегать к подобным жестам и демонстрировать «миролюбие». 

Однако одних жестов уже недостаточно. Особенно на фоне памятника террористам.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

99


Актуально