Автор: Тофигаханум КАСИМОВА
В переговорном процессе по Карабаху cитуация неопределенная. Еще недавно эксперты констатировали, что диалог наконец-то набрал темп. Переговоры прошли в Москве, Кишиневе, планировался новый раунд в США...
Однако встреча министров иностранных дел Азербайджана и Армении Джейхуна Байрамова и Арарата Мирзояна в США, несмотря на определенный оптимизм, оказалась в подвешенном состоянии.
Особенности национальной дипломатии
О том, что вашингтонский раунд переговоров отложен, первым объявил МИД Армении. По сведениям ведомства Мирзояна, о переносе встречи, которая планировалась на 12 июня, попросил официальный Баку. Что было, по крайней мере, странно. Обычно о переносе встречи и даже ее конкретной даты объявляет хозяин «площадки» - в данном случае Госдепартамент США, а не ее участник. Судя по всему, МИД Армении не дружит даже с основами протокола. Уже вдогонку Еревану с разъяснением выступил Госдепартамент: «Что касается следующего раунда переговоров, то конкретных дат в настоящее время у нас нет». После чего МИД Азербайджана сообщил, что в настоящее время ведутся переговоры по определению новой даты, и «мы надеемся, что эта встреча состоится в ближайшее время».
Дополнительных подробностей дипломаты раскрывать не торопятся. В экспертном сообществе строят свои версии, вспоминая также и скандальные заявления представителя США в ОБСЕ Майкла Карпентера, вызвавшие в Баку понятное недоумение и которые разошлись с официальной позицией Вашингтона.
Больше информации к размышлению дает московский раунд переговоров Азербайджана и Армении при посредничестве России. Раскрывать детали встречи их участники не спешат. Продлилось московское рандеву всего 20 минут и завершилось без подписания итогового заявления. Почему? Ответ на это дает перепалка между Президентом Азербайджана и премьер-министром Армении на саммите ЕврАзЭС, где И.Алиев принимал участие в качестве гостя.
Ильхам Алиев рассказывал об экономических и логистических возможностях Азербайджана, которые представляют интерес для стран - членов ЕврАзЭС, в особенности для государств Центральной Азии. В результате украинской войны традиционные коммуникации - через бывшую европейскую часть СССР - оказались блокированы. Президенту Азербайджана было о чем рассказать. Это и новый торговый порт в Баку, и паромная переправа, и железная дорога Баку-Тбилиси-Карс… «Мы видим большой потенциал для дальнейшего роста товарооборота. Азербайджан расположен на географическом перекрестке транспортных путей Восток-Запад и Север-Юг. Транспортно-логистическая инфраструктура нашей страны позволяет осуществлять перевозки в любых направлениях. Азербайджан обладает самым большим торговым флотом на Каспии в количестве более 50 судов, - делился И.Алиев. - Железная дорога Баку-Тбилиси-Карс обеспечивает выход в Европу, а также к средиземноморским портам Турции. Азербайджан является важным участником проекта транспортного коридора Север-Юг. Мы инициировали также создание Зангезурского коридора, который не только свяжет основную часть страны с ее Нахчыванской Автономной Республикой, но и станет частью международных железнодорожных маршрутов. В Азербайджане функционируют восемь международных аэропортов, два из которых - в Физули и Зангилане, на освобожденных от оккупации землях - построены в последние два года. Девятый международный аэропорт строится в освобожденном Лачине и будет сдан в эксплуатацию в 2025 году. Наша страна обладает одним из самых крупных воздушных грузовых флотов в регионе с грузооборотом более 500 тысяч тонн в год».
Наверное, можно было ожидать, что выступление Ильхама Алиева выведет Пашиняна из равновесия. Успехи экономики Азербайджана имеют также «военное» прочтение - в Ереване это уже поняли по итогам 44-дневной войны. Экономические и логистические возможности нашей страны, естественно, влияют на политические позиции стран ЕврАзЭС, которые состоят также и в ОДКБ. Аэропорты на освобожденных землях имеют не только гражданский, но и военный потенциал.
Непонятно почему, но Пашинян решил высказаться по поводу Зангезурского коридора, где усмотрел ни много ни мало выдвижение территориальных претензий к Армении.
Последовавшую перепалку цитировали многие информагентства. На наскоки Пашиняна Алиев ответил четко, сдержанно и вместе с тем достаточно хлестко: «Я, конечно, не хочу открывать дискуссию, но просто поскольку прозвучало обвинение в том, то мы имеем территориальные претензии к Армении, хочу сказать, что таких претензий у нас нет. Надо очень хорошо постараться или иметь очень буйную фантазию, чтобы в моих словах увидеть территориальные претензии. Что касается слова «коридор», которое я использовал, то точно так же я использовал это и применительно к коридору Север-Юг, точно так же это слово используется и применительно к коридору Восток-Запад. Название «коридор» никоим образом не является посягательством на чью-то территорию. Это международный термин, и, я думаю, люди, которые знакомы с международной терминологией, наверное, не стали бы придавать ему то значение, которое сегодня придает премьер-министр Армении». Пашинян пытался продолжить спор, но его прервал уже Путин.
Но что за кадром?
Можно, конечно, вслед за экспертами посетовать, что после произошедшего на саммите ЕврАзЭС встреча потеряла смысл, что позиции сторон очень далеки, градус напряжения высок, а уровень доверия, наоборот, низок…
Но помимо этого стычка на саммите ЕврАзЭС показала, мягко говоря, переговорную некомпетентность Пашиняна. Он попросту не понял, что означает выражение «Зангезурский коридор». И попытался выдвинуть на этой основе обвинения против Азербайджана. В такой ситуации переговоры в трехстороннем формате элементарно теряли смысл.
Речь идет о подписанных обязательствах Армении открыть транспортное сообщение между основной территорией Азербайджана и НАР. При этом Ереван высказался против контроля коммуникаций ФСБ России. В Армении заявляют, что будут контролировать границы и коммуникации исключительно сами.
Очевидно, что Ереван попросту не выполняет взятых на себя подписанных обязательств. Причем подобные игры Пашинян ведет уже не в первый раз. Достаточно вспомнить договоренности, достигнутые на саммите СНГ в Душанбе еще до войны, о которых Пашинян очень скоро «забыл».
Срыв московского раунда переговоров больно ударил по авторитету России как посредника. Что особенно обидно для Москвы сегодня, когда центр тяжести переговоров перемещается на Запад. Это не вызывает восторга ни в Кремле, ни на Смоленской площади. Таким образом, Армения ставит подножку самой себе.
Строго говоря, торпедирование переговоров - старая тактика Армении. Попытки заболтать их вместо разговора по существу, выдвижение заведомо неприемлемых условий и невыполнение подписанных обязательств - все это уже было. Но одно дело - затягивать переговоры на фоне оккупации азербайджанских земель и уверенности в собственном военном превосходстве. И совсем другое - продолжать эту тактику теперь. Когда договариваться с Азербайджаном все равно придется на условиях Баку. И самое главное, если дальше эти условия и изменятся, то уж точно не в пользу Армении.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: