Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Главной интригой состоявшегося в столице Литвы саммита НАТО было, какое решение примет Альянс в отношении членства в нем Украины. От этого зависело даже участие в саммите президента Украины Владимира Зеленского. Но неожиданное согласие Турции на прием Швеции в НАТО на какое-то время оставило в тени главную интригу последних дней. Так что, вне зависимости от результатов, саммит уже явно нельзя отнести к проходным.
Продвижение есть
Тем временем ситуация на фронте для обеих сторон складывается довольно остро. ВСУ при наступательной операции в изнурительных боях где-то получают контроль над какой-то частью передовых позиций обороняющейся стороны, но противник при этом старается максимально измотать украинцев и нанести как можно больший урон.
Украинские войска стремятся прорвать глубоко эшелонированную линию российской обороны, которая состоит из серии заградительных рубежей, усеянных в промежутках противопехотными и противотанковыми минами. Это не позволяет им продвигаться так быстро, как хотелось бы. Сообщается, что с момента контрнаступления ВСУ вернули 253 кв. км территории. Преимущественно это прифронтовые зоны. Конечно, к саммиту НАТО украинское руководство хотело бы подойти с более ощутимым результатом, но у войны своя логика и свои законы, с которыми приходится считаться.
Кроме того, по всей видимости, украинцы пытаются менять тактику ведения военных действий в соответствии со складывающейся оперативной ситуацией. В частности, на запорожском направлении ВСУ от массированного наступления перешли к малочисленным атакам, но на протяженном участке с целью захватить передовые позиции противника и там закрепиться. Похоже, тактика приносит свои плоды, но насколько ее хватит и какого эффекта можно ожидать от ее использования в долгосрочном плане, пока не ясно.
Считается, что успешное украинское контрнаступление сыграет важную роль в продолжении западной поддержки Киеву. При отсутствии прогресса на поле боя голоса, призывающие к мирному урегулированию, даже на невыгодных для Украины условиях, могут получить поддержку в общественных дебатах. На предстоящих выборах в европейских странах, да и в США, это может принести пользу политическим партиям, менее склонным поддерживать Украину «столько, сколько потребуется».
Тем не менее о радикальном сокращении военной и экономической помощи Киеву речь не идет. Поражение Украины может рассматриваться как поражение политических сил на Западе, которые все это время наращивали помощь этой стране. Так что на это они никогда не согласятся и не пойдут.
Больше поддержки, больше неопределенности
Западные страны передают Киеву все более современные и совершенные средства ведения войны. США говорят о возможности предоставления Украине кассетных бомб, Франция приняла решение о передаче ракет дальнего радиуса, Германия обещала новые танки Leopard и другую помощь на 700 млн евро.
Накануне саммита члены ЕС Франция и Германия, а также Великобритания и США возглавили усилия по согласованию двусторонних соглашений о безопасности, чтобы предоставить Украине долгосрочное финансирование, обеспечить военные поставки, обучение военных и т.д. для продолжения эффективной военной кампании.
Но это, скорее, временная мера, чтобы успокоить Киев и вселить в него уверенность в постоянной поддержке Запада. Между тем Ирландия, Мальта и Австрия, нейтральные государства, входящие в ЕС, заявили, что хотят ясности в отношении того, что повлекут за собой «обязательства» о поддержке Киева.
Так, премьер-министр Ирландии Лео Варадкар сказал: «Мы поддерживаем (Украину) финансово и политически. Мы рады взять на себя постоянные обязательства в области безопасности, но чего мы не можем сделать как страна, так это взять на себя обязательства по взаимной обороне, потому что это нарушит нашу политику нейтралитета».
А пока в условиях военно-политической и экономической неопределенности Европа стоит перед необходимостью готовиться сразу к нескольким сценариям.
Конечно, успехи Украины на поле боя могут привести к окончательному урегулированию путем полного восстановления ее прежних границ. Однако в ЕС рассматривают более реалистичный сценарий этой затяжной войны. А это, в свою очередь, требует постоянных политических усилий для поддержки общественного мнения в перманентно сложной и неустойчивой экономической и политической среде.
Не следует забывать, что с конца 2022 года еврозона, охватывающая 20 стран, вошла в рецессию, которая все еще продолжается. В течение полугода общий ВВП еврозоны снизился на 0,1%, а рецессия охватила 7 стран из 20.
Согласно экономическому прогнозу S&P Global на третий квартал 2023 года, риск рецессии в еврозоне по-прежнему значителен. Ожидаемое влияние повышения процентных ставок на спрос и потенциальное сокращение занятости из-за экономического спада может спровоцировать продолжение этого процесса.
Прогнозы на длительную перспективу специалисты давать не берутся, поскольку продолжающаяся российско-украинская война вносит в ситуацию неопределенность и потенциал дальнейших экономических потрясений далеко не исчерпан. Определенную угрозу представляют неблагоприятные события на рынке газа и риск дефицита, особенно зимой 2023/2024 годов.
Настроения меняются, надо успеть
Сложная экономическая ситуация в Еврозоне не может не влиять на военную и экономическую помощь Украине со стороны Евросоюза.
Во многих странах наблюдается некоторая тенденция по ослаблению общественной поддержки Украины, поскольку стоимость и экономические последствия войны начали сказываться на домохозяйствах ЕС, в частности через инфляцию. В условиях ограничения собственных средств в ситуации, когда война продолжается и растут затраты на поддержку украинской армии и экономики, лидеры ЕС изучают возможность использования для этой цели замороженных российских активов, оцениваемых в 200 млрд евро.
При этом некоторые страны опасаются, что юридическая основа для этого слишком шаткая, а Европейский центральный банк предупредил, что конфискация этих активов или полученной от них прибыли может представлять серьезный риск для репутации евро. Именно эти опасения в значительной степени и тормозят изъятие данных активов. Некоторые европейские чиновники заявили, что ряд государств предлагают ввести дополнительный сбор на непредвиденные расходы, которые будут использованы для восстановления Украины, что также является раздражительным фактором для европейской общественности.
Есть опасения, что общественная поддержка по оказанию помощи Украине может снизиться в будущем. Если новости с поля боя будут указывать на затяжной конфликт, то исключать этого нельзя.
Эти опасения подтвердил и президент Чехии Петр Павел, отметив в самый канун саммита, что окно возможностей для Украины достичь военного результата на фронте «более или менее закроется к концу этого года».
Он связал это с предстоящими выборами в США и других странах, после чего, по его словам, поддержка Киеву может снизиться.
Не приняли… но поддержали
Такие настроения, безусловно, не могли не сказаться как на ходе, так и решениях саммита НАТО в Вильнюсе.
Президент США Джо Байден в своей речи на саммите приветствовал договоренности о вступлении Швеции в НАТО, однако отметил, что предстоит еще много работы, чтобы определить контуры пути, обеспечивающего членство Украины в Альянсе. В качестве жеста доброй воли американский лидер предложил, чтобы Украину освободили от участия в Плане действий по членству в НАТО. Но в американской администрации подчеркивают, что вступление страны в Альянс станет актуальным только после завершения украинского конфликта.
В свою очередь президент Украины Владимир Зеленский в самый канун саммита назвал «абсурдным» отсутствие графика вступления его страны в организацию. Он также выразил разочарование тем, как проходят переговоры: «Это беспрецедентно и абсурдно, когда не установлены сроки ни для приглашения, ни для членства Украины».
Между тем в качестве компромиссного решения, по мнению руководства НАТО, могло бы стать предложение, с которым выступил генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг. Он предложил пакет многолетней поддержки и укрепления политических связей посредством Совета НАТО-Украина и отмену для страны Плана действий по вступлению в Альянс.
Для Киева это стало очень слабым утешением. В итоговом коммюнике участники саммита одобрили предложение Столтенберга и заявили, что Альянс поможет Киеву добиться прогресса в военной оперативной совместимости, а также в дополнительных демократических реформах и реформах в сфере безопасности.
Речь Зеленского на саммите участники сочувственно выслушали, возможно, мысленно некоторые даже поддержали. Но к моменту его выступления все важные предложения уже были высказаны и основные решения приняты. В итоге НАТО в очередной раз расширилось. За счет Финляндии, которая впервые принимала участие в саммите в качестве полноправного участника. На очереди - Швеция. Украине же в этой очереди места не нашлось.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: