Автор: Нигяр АББАСОВА
Текущий год стал поворотным в деятельности французской компании TotalEnergies в Азербайджане. Вслед за подписанием в июне с правительством страны Меморандума по оценке строительства солнечной электростанции (СЭС) мощностью 250 МВт и ветряных на 250 Вт в Нахчыване и Восточном Зангезуре компания приступила к долгожданной добыче углеводородного сырья с месторождения «Абшерон». Долгожданной, потому как ввод месторождения в промышленную эксплуатацию ежегодно переносился (с 2020 по 2023 год), и в итоге это знаменательное событие произошло, наконец, в первой декаде июля.
На данный момент добыча осуществляется в рамках первого этапа освоения контрактной площади «Абшерон», а добываемый газ рассчитан исключительно на покрытие внутреннего спроса Азербайджана.
Оправданные ожидания
История вопроса уходит своими корнями в далекие 1990-е, когда низкий уровень мировых цен на нефть требовал более жесткого подхода к выбору проектов и оказывал влияние на проведение поисково-разведочных работ.
Все началось в 1997 году с подписания первого контракта типа PSA на разведку и разработку перспективной структуры «Абшерон» между американской Chevron (30% долевого участия), SOCAR (50%) и французской Total (20%). Объем инвестиций в тот период оценивался в $3-4 млрд, а первоначальные запасы углеводородов прогнозировались на уровне 1-3 трлн кубометров газа и 150 млн тонн газоконденсата.
В декабре 2000 года на «Абшероне» началось бурение первой разведочной скважины, которое завершилось в середине июля 2001 года. Глубина скважины превысила 6700 м. Затраты иностранных акционеров на бурение составили порядка $75-78 млн, но по его итогам были получены притоки газа. Результаты настолько разочаровали иностранных акционеров, что они решили отказаться от продолжения разведочного бурения, выплатив Госнефтекомпании Азербайджана денежную компенсацию, и в 2005 году контракт был аннулирован.
Огорчение инвесторов понять можно, если вспомнить, что на тот период цены на нефть находились на уровне $30 за баррель. Это сводило на нет желание инвестировать в тот или иной проект, не увенчавшийся большим открытием запасов с первой же разведочной скважины. Каспий знает немало таких примеров («Огуз», «Ялама», «Карабах», «Дан Улдузу-Ашрафи», «Инам», «Нахчыван», «Зафар-Машал» и пр.).
В начале 2000-х мало кто мог предположить, что «Абшерон» получит новую жизнь, и уж вряд ли кто мог поверить, что это будет осуществлено под операторством одного из прежних акционеров - компании Total (теперь уже TotalEnergies).
Новое соглашение о разделе продукции было подписано 27 февраля 2009 года сроком на 30 лет. Акционерами на паритетной основе (50%х50%) являются SOCAR и TotalEnergies. Разведочная скважина подтвердила наличие на данной площади значительных запасов углеводородов, оцениваемых в 350 млрд кубометров газа и 45 млн тонн конденсата.
В рамках первой фазы с месторождения планируется ежесуточно добывать 4 млн кубометров газа и 12 тыс. баррелей конденсата. В целом на первом этапе объем добычи составит 1,5 млрд кубометров в год. Весь добытый газ предназначен для внутреннего рынка Азербайджана.
По данным TotalEnergies, общая добыча в период плато составит 110 тыс. баррелей нефтяного эквивалента в сутки, включая 11 млн. кубометров газа (4 млрд кубометров в год), а также 35 тыс. баррелей конденсата в сутки (около 2 млн. тонн в год).
Концепция разработки включает в себя три или более скважин с подводным устьем, которые будут подключены к инфраструктуре на суше для переработки и экспорта газа и конденсата.
Это первое газоконденсатное месторождение, введенное в эксплуатацию в азербайджанском секторе Каспия после 11-летнего перерыва. Последний раз в промышленную разработку было введено месторождение «Умид» блока «Умид-Бабек» в азербайджанском секторе Каспия в сентябре 2012 года.
Если говорить о значимости «Абшерона», то в первую очередь разработка этого месторождения обеспечит дополнительные поставки газа для удовлетворения растущего спроса на внутреннем рынке. С другой стороны, это будет способствовать увеличению экспортного потенциала Азербайджана - ведь газ с последующей стадии будет направляться на экспорт.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев, говоря о месторождении «Абшерон», отметил, что ввод его в разработку обеспечит высокий уровень энергетической безопасности нашей страны, а объем экспортного газа будет увеличиваться из года в год не только за счет месторождения «Шахдениз», но и «Абшерона».
«Показатели дебетов тоже очень хорошие. Из одной скважины добывается даже больше газа и конденсата, чем из «Шахдениза». Конечно, по своим запасам «Абшерон» уступает газовому месторождению «Шахдениз». По первоначальным оценкам этот объем составляет где-то около 300 млрд кубометров, но я уверен, что он будет больше», - сказал И.Алиев.
По словам азербайджанского лидера, осуществление проекта «Абшерон» еще раз подтвердило углеводородный потенциал Азербайджана. «Вероятно, SOCAR вскоре должна начать более активные переговоры со своими зарубежными партнерами относительно второй фазы разработки этого месторождения. Повторюсь, мы ожидали проведения разведывательных работ, но таких замечательных результатов, честно говоря, не ждали. Это была очень хорошая новость и очень хороший, достойный ответ некоторым «экспертам», пытающимся бросить тень на энергетический потенциал Азербайджана. Поэтому отныне наши планы по экспорту газа будут реализовываться ускоренными темпами и в большем объеме», - уверен И.Алиев.
Между тем в SOCAR рассчитывают на расширение сотрудничества с TotalEnergies в сфере газодобычи. В частности, французская компания может быть привлечена к разработке перспективной структуры «Бабек».
Рассказывая о планах Госнефтекомпании Азербайджана, первый вице-президент Хошбахт Юсифзаде заявил, что SOCAR намерена ускорить поисково-разведочные работы на структуре «Бабек» и с этой целью ведет переговоры с иностранными партнерами. Для начала этих работ 10 мая 2023 года SOCAR подписала Меморандум о взаимопонимании с TotalEnergies.
Запасы перспективной структуры «Бабек» в два раза превышают запасы месторождения «Умид», составляющие 200 млрд кубометров газа., т.е. оцениваются в 400 млрд кубометров.
Принимая во внимание это, а также нацеленность TotalEnergies на развитие возобновляемых источников энергии и подписанные в этой связи с Азербайджаном меморандумы по сотрудничеству в данной сфере, трудно не заметить растущий интерес французской компании к нашей стране.
Новые старые проекты
Будь то для внутреннего рынка или для наращивания экспорта из Азербайджана, «Абшерон» - это всего лишь первая ласточка. Уже в следующем году власти страны ожидают добычу первого газа с глубокозалегающих пластов блока месторождений «Азери-Чыраг-Гю-нешли», запасы которого прогнозируются в 300 млрд кубометров.
В целом в среднесрочной перспективе в Азербайджане планируется ввести в эксплуатацию ряд новых месторождений, включая «Карабах», «Умид-Бабек» (2-я стадия), что позволит существенно нарастить экспорт.
В то же время расширяется и география поставок азербайджанского газа. Президент Ильхам Алиев в ходе состоявшегося в Шуше медиафорума вновь заявил, что уже к концу 2023 года еще две европейские страны присоединятся к списку импортеров азербайджанского «голубого» топлива (Венгрия и Словакия). Кроме того, активизировались переговоры с Албанией. В частности, Баку и Тирана работают над возможностью поставок 700 млн кубометров азербайджанского газа в год в Албанию.
Помимо этого SOCAR ведет работу по строительству газораспределительной сети на территории Албании. К концу 2023 года будет готово технико-экономическое обоснование, после чего начнется финансирование. «Это будут чисто азербайджанские инвестиции в Албанию, предназначенные для строительства газораспределительной сети», - поясняет И.Алиев.
Говоря о расширении мощностей Южного газового коридора в два раза, азербайджанский лидер обратил внимание на то, что Азербайджан рассчитывает исключительно на собственные газовые ресурсы. При этом в Баку будут рады возможности выступить и в качестве транзитера газа с восточного побережья Каспийского моря. Для этого, правда, требуется осуществить строительство соответствующей инфраструктуры - Транскаспийского газопровода (ТКГ). Но текущая ситуация, к сожалению, не благоприятствует этому. Во всяком случае, со слов И.Алиева стало понятно, что Азербайджан считает это малореалистичным, поскольку до сих пор нет никакой ясности с источниками финансирования, и инициировать строительство точно не намерен.
«Что касается Транскаспийского трубопровода, то этот проект, его идея, основывается на газовых ресурсах Туркменистана. Поэтому не нам его инициировать и не нам в него инвестировать. Что мы можем сделать? Мы можем предоставить нашу существующую инфраструктуру или какую-то территорию в их собственность, чтобы построить на ней новую инфраструктуру», - пояснил азербайджанский Президент.
Доставка газа с восточного побережья Каспия в Европу - дело весьма непростое. Для этого потребуются прокладка по дну моря Транскаспийского газопровода и строительство системы наподобие Южного газового коридора из Баку в направлении Европы.
«Главный вопрос - кто будет финансировать эти важные проекты? Ответа на него у нас нет. Поэтому пока мы не узнаем, кто будет финансировать, думаю, что его реализация или даже какие-то идеи по этому поводу будут выглядеть нереалистичными», - заключил глава Азербайджана.
И.Алиев напомнил, что на данный момент европейские банки не готовы финансировать, и привлечение средств для Транскаспийского газопровода будет представлять значительную сложность.
Тем не менее Президент подчеркнул, что если кто-то захочет участвовать в строительстве ТКГ, то Азербайджан будет только рад этому. Ведь это позволит стране получать дополнительные транзитные пошлины и создаст новые возможности для сотрудничества с другими странами.
Между тем МИД Туркменистана в своем официальном заявлении отметил, что Ашхабад привержен стратегии диверсификации энергетических потоков и выражает готовность продолжать сотрудничество с партнерами по решению прокладки ТКГ.
В МИД не видят проблем с этим и считают, что на сегодняшний день это непосредственно связано с разграничением дна между Туркменистаном и Азербайджаном (!).
«Туркменистан убежден, что каких-то политических, экономических, финансовых факторов, препятствующих осуществлению строительства Транскаспийского газопровода, не существует. Проект является обоснованным с экономической точки зрения и способен внести ощутимый вклад в обеспечение энергетической безопасности в Евразии», - отмечает внешнеполитическое ведомство.
Инициатива также была поддержана Евросоюзом, который рассматривает ее как способ диверсификации поставок энергоносителей.
Прокладка трубопровода обеспечит долгосрочный и бесперебойный доступ к источникам сырья для европейских потребителей, «при соблюдении очевидных выгод и интересов транзитной стороны», считают там.
Итак, Ашхабад выразил готовность продолжать обсуждения по Транскаспийскому газопроводу. Если судить по заявлению туркменского МИД, то все упирается в нерешенность вопроса о разграничении дна Каспия. То есть логично будет предположить, что следующим шагом должны стать переговоры с Азербайджаном в двустороннем формате по разграничению дна с последующим заключением соответствующего договора. С начала текущего года в этом вопросе пока наблюдается полное затишье. Собственно, и в прошлом году жарких дискуссий на этот счет не наблюдалось.
Тем не менее, если ТКГ все-таки будет проложен, он поможет Туркменистану диверсифицировать и увеличить экспорт природного газа, который является одним из основных источников дохода страны. Определенный вклад получит и экономика Азербайджана. Сдвинется ли процесс с мертвой точки в обозримом будущем, сложно представить. Иногда одного желания мало, ведь ключ к успеху - это мотивация и упорство.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: