Автор: Ильгар ВЕЛИЗАДЕ
В период длительной нестабильности и сложных геополитических катаклизмов для каждого народа и страны многократно возрастают роль и значение вооруженных сил (ВС), выступающих гарантом стабильного и независимого развития. Во многом именно этим обстоятельством объясняются наблюдающееся в последние годы укрепление оборонного потенциала тюркских стран, а также усиление военно-политического компонента их сотрудничества. При этом обращает на себя внимание, что данный процесс происходит в рамках договоренностей об усилении координации в решении вопросов безопасности.
Tюркская система безопасности: первые шаги
Между тюркскими странами нет четких договоренностей о создании единой платформы по организации сотрудничества в военной и военно-технической сферах. Но при этом диалог в области безопасности между ними носит продолжительный характер и имеет тенденцию к развитию.
Выступая на IX саммите Организации тюркских государств (ОТГ) в Самарканде в ноябре 2022 года, Президент Азербайджана Ильхам Алиев призвал страны-члены активизировать взаимодействие в вопросах безопасности, обороны и оборонной промышленности. Участники выразили солидарность с данной идеей, сочтя необходимым детально проработать вопрос на следующих обсуждениях.
Поскольку эти страны являются членами различных военно-политических блоков (Турция - НАТО, Казахстан и Кыргызстан - ОДКБ), имеются некоторые сложности для формирования единых политико-правовых механизмов военно-политического союза в рамках ОТГ. Эта организация - не военно-политический блок, и решение проблем безопасности занимает соподчиненное положение в повестке ее деятельности, хотя с каждым годом и приобретает особую актуальность.
Вместе с тем это не ограничивает возможности для двустороннего и многостороннего диалогов в военной области и сфере безопасности. В обозримой перспективе это может вывести страны организации на более планомерное и структурированное взаимодействие в области обороны и военно-технического сотрудничества.
В настоящее же время стороны сосредоточены на решении практических вопросов, вытекающих из необходимости обмена опытом в военной сфере и повышения военно-технического оснащения своих вооруженных сил.
Институциональные основы
Это необходимо в условиях наблюдающегося слома международной системы безопасности, а также повышения рисков для собственной безопасности, исходящих извне. Часто можно видеть, как внутри военно-политических блоков, участниками которых являются страны ОТГ, возникают противоречия, нередко способные вылиться в открытый конфликт между ними (Турция-Греция, Кыргызстан-Таджикистан). Кроме того, опасность прямого вовлечения в глобальное противостояние на той или иной стороне может не отвечать национальным интересам, а дистанцирование от него требует опоры на собственные силы.
Совершенствование и повышение боевой готовности турецкой армии, выступающей в качестве модели для армий других тюркских стран, являются важным условием повышения сотрудничества в сфере обороны. Успешный опыт в 44-дневной Отечественной войне ВС Азербайджана, которые строятся по образцу турецкой армии и используют передовые технические и организационные решения ее вооруженных сил, привлек пристальное внимание тюркских стран. Они видят в азербайджано-турецком военном тандеме пример будущего общего военного и военно-технического взаимодействия тюркских государств. И первые в истории совместные военные учения с участием военнослужащих Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Турецкой Республики Северного Кипра могут служить прообразом этого. Данные маневры были проведены в турецком учебном центре войск специального назначения, расположенном в городе Ыспарта. Кстати, всего через несколько дней после саммита ОТГ в Самарканде. Целью учений стала отработка навыков координации действий на случай возможных кризисов в тюркских странах. На них, в частности, были проведены учения по обезвреживанию террористов в населенных пунктах.
В принятой 12 ноября 2021 года в Стамбуле на VIII саммите Тюркского совета «Концепции тюркского мира до 2040 года» говорилось о планах создания «Механизма гражданской обороны», что также вписывается в концепцию создания общей системы безопасности тюркских стран.
Впервые он был протестирован на практике во время преодоления последствий разрушительного землетрясения на юго-востоке Турции в феврале 2023 года. Усилиями министерств по чрезвычайным ситуациям тюркских стран были предприняты скоординированные действия по преодолению завалов и оказанию помощи пострадавшим. Некоторые структуры тюркских стран, отвечающие за действия во время чрезвычайных ситуаций, находились в стране по нескольку недель.
«Дипломатия беспилотников»
Отдельным направлением формирующегося тренда по укреплению военно-политического взаимодействия является военно-техническое сотрудничество. Здесь своеобразным флагманом также выступает турецкий оборонпром. Азербайджан и страны Центральной Азии стали основными заказчиками Baykar - ведущего турецкого завода по производству дронов. При этом Туркменистан и Кыргызстан являются первыми покупателями среди центральноазиатских стран.
В частности, Кыргызстан вышел на первое место в Центральной Азии по закупкам беспилотников Bayraktar. Причем их импорт значительно увеличился после пограничных конфликтов между Кыргызстаном и Таджикистаном в сентябре 2022 года.
Соседний с Кыргызстаном Казахстан также подписал несколько сделок по их закупке, став постоянным покупателем турецких дронов. Появился даже термин «дипломатия беспилотников», который отражает роль продажи турецкого оружия в реализации планов военно-технического сотрудничества в тюркском сообществе.
Конечно, это не значит, что страны ОТГ имеют дело лишь с турецкими производителями дронов. Однако это дает возможность всем государствам региона формировать общую технологическую платформу, позволяющую наладить выпуск аппаратов, которые имеют сходные свойства с их аналогами, произведенными по турецкой лицензии. И речь идет не только о Baykar.
В 2022 году Казахстан подписал соглашение с TUSAŞ - еще одним турецким поставщиком дронов - о совместном производстве их в Казахстане. Эта сделка делает Казахстан первой страной за пределами Турции, производящей дроны Anka.
Лишь Узбекистан пока отклоняется от этой региональной тенденции, отдавая предпочтение использованию американских, китайских и российских летательных аппаратов. Страна также стремится наладить производство своих собственных управляемых беспилотников.
На пути к натовским стандартам
Интерес тюркских стран к приобретению или производству на своей территории турецкой военной техники не ограничивается лишь беспилотными летательными аппаратами.
После Азербайджана, который не только потребляет продукцию турецкой оборонной промышленности, но в котором по турецкой лицензии производятся также военные катера, беспилотники, бронетехника, наибольший интерес к этому процессу демонстрирует Казахстан.
Вслед за предприятиями, производящими беспилотные летательные аппараты, турецкая оборонная компания Otokar тоже демонстрирует интерес к сотрудничеству со странами региона. Рассматривается возможность производства бронированных машин в регионе Центральной Азии, в частности в Казахстане.
Еще в 2019 году в этой стране была учреждена дочерняя компания Otokar Central Asia с головным офисом в Астане с целью расширения в будущем деятельности в данном регионе.
В июле текущего года казахстанский завод «Зенит» подписал договор с турецкими ASFAT и YDA Group о строительстве боевых кораблей для морского флота своей страны.
Другое турецкое предприятие Dearsan Shipyard является основным партнером Туркменистана в области военно-морского строительства. При его участии был построен, а затем полностью модернизирован судостроительно-судоремонтный завод в Туркменбаши, выпускающий в том числе и боевые катера.
Политико-правовая база для двустороннего сотрудничества в военной сфере между тюркскими странами стремительно развивается. Стороны наращивают контакты не только в области военно-технического взаимодействия, но и для подготовки кадров, совершенствования боевых навыков личного состава.
У тюркских государств пока нет планов по созданию единой армии или даже воинского корпуса. Идет пошаговое формирование единого политико-правового пространства, благоприятного для тесного взаимодействия военных ведомств. Активно обсуждаемая в СМИ тема создания Тюркской армии не представляет интереса с практической точки зрения. Возможно, ставится задача изучить или подготовить общественное мнение на случай вероятности такого шага. А возможно, опорочить эту идею и представить процессы так, словно они угрожают системе региональной безопасности и ведут к военно-политическому подчинению Турцией тюркских государств.
Для самих этих государств важнейшими задачами на текущий момент являются изучение и адаптация передового мирового опыта по строительству современных вооруженных сил, которые могут соответствовать задачам укрепления обороноспособности своих государств с учетом стоящих перед ними вызовов и имеющихся рисков. В этом контексте цель практически всех ВС региона - довести свои армии до стандартов НАТО. Сотрудничество с турецкими вооруженными силами обеспечивает возможность достижения этой цели с наибольшей эффективностью. Турции же это дает дополнительные геостратегические преимущества, укрепляющие ее роль как в региональном, так и международном плане.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: