Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
С 1 января 2024 года вступит в силу утвержденный недавно Президентом Ильхамом Алиевым Закон «О государственных закупках», и у этого сектора в Азербайджане начнется новая жизнь. Не секрет, что до этого он считался одним из самых проблематичных и непрозрачных звеньев в управлении госфинансами страны. Международные и местные эксперты не раз отмечали слабый уровень нормативно-правовой базы, что сказывалось на проведении справедливых и конкурентных тендеров. Отсутствие свободного доступа к необходимой информации об участниках рынка, наличие возможностей для протекции избранных компаний препятствовали созданию конкурентной среды. Новый закон призван ликвидировать недочеты и максимально исключить человеческий фактор при выборе победителей посредством цифровизации этапов отбора.
Негативный опыт
В прошлом году в одном из своих отчетов Всемирный банк (ВБ) обозначил несколько проблем в секторе госзакупок в Азербайджане. Это чрезмерное число прямых контрактов из одних источников, большое количество проигравших участников открытых торгов, ограничения и отсутствие гибкости текущей системы электронных закупок. Представители международной организации отметили также отсутствие в стране надлежащего общественного контроля и доступа к информации, связанной с закупками, и необходимость повышения профессионализма экспертов в этой сфере.
Справедливости ради следует сказать, что недочеты в этой области ранее отмечали также местные эксперты, депутаты, да и представители госструктур периодически критически высказывались о существующем положении вещей в данной системе.
На высокую долю ошибок, связанных с ведением бухгалтерского учета и отчетности в этой сфере, указывалось также в одном из отчетов Счетной палаты по результатам проверки, проведенной в различных учреждениях. Были выявлены случаи, когда закупленные товары и материалы не использовались из-за изменения назначения государственных средств, не использовались и средства по некоторым направлениям расходов (особенно инвестиционных), а также неправильно определялся спрос.
Еще один интересный момент, на который обратили внимание эксперты Счетной палаты, заключается в том, что, хотя в результате компьютеризации обеспечен доступ к информации (о тендерах), существует риск, что закупки выиграют участники торгов с сомнительной способностью выполнить взятые обязательства. А это в конечном счете тормозит весь процесс работ, приводит к неудовлетворительному качеству предоставляемых товаров (работ и услуг), а в ряде случаев вообще может закончиться отказом победителя от исполнения обязательств по контракту.
Как отмечал ранее депутат Милли Меджлиса Али Масимли, в Азербайджане сформировалось несколько стереотипов о государственных закупках: «Иногда должностные лица влияют на закупки в пользу определенной компании. Или должностное лицо звонит напрямую и отменяет результат тендера в пользу компании близкого ему человека или его собственной компании».
Другой депутат, Гудрат Гасангулиев, добавил к этому еще и недовольство по поводу того, что на тендерах товар закупается зачастую у посредника, а не у производителя. А также отметил факты о миллионных заказах компании, созданной за два месяца до объявления тендера.
Как сообщил глава Госслужбы по антимонопольному контролю и контролю над потребительским рынком при Министерстве экономики Мамед Аббасбейли, только в прошлом году было аннулировано около 14% протоколов, связанных с нарушениями закона, которые были допущены при госзакупках.
Приведенные недочеты, естественно, негативно отражаются на статистических показателях этого сектора. Как говорится в заключении Счетной палаты по проекту Закона «Об исполнении госбюджета 2022 года» и «Годовому отчету об исполнении госбюджета 2022 года»: «В отчетном году на фоне роста ВВП и расходов госбюджета наблюдалось увеличение объема средств, задействованных в закупках. По сравнению с предыдущим годом соотношение закупок к ВВП снизилось на 1,5 процентных пункта (п.п.), а соотношение к расходам снизилось на 0,8 п.п., составив 5% и 21,1% соответственно. Эти показатели являются самыми низкими за последние годы». Если снижение по первому пункту можно объяснить высоким объемом ВВП, выраженным за счет высоких цен на нефть, то падение другого показателя вызывает вопросы. Дело в том, что в большинстве стран госзакупки составляют 30-42% бюджета. Было выявлено, что столь низкие показатели являются результатом отсутствия регистрации и учета, связанных с применением метода закупок из одного источника.
Проблем в этом секторе было столь много, что необходимость скорейшего принятия нового закона и механизма надзора даже не обсуждалась.
Детали нового закона
Новый законодательный акт, определяющий экономические, правовые и организационные основы и правила государственных закупок в Азербайджане, вступит в действие с 1 января 2024 года. Главное, что предписывает новый документ, - это то, что отныне закупки будут производиться исключительно посредством цифровых платформ. По словам М.Аббасбейли, в данный момент процессы совершенствования электронной площадки для государственных закупок находятся на завершающей стадии, и при поддержке компаний-партнеров цифровая платформа дополняется механизмами с использованием искусственного интеллекта. Предполагается, что все это способствует автоматизации и ускорению процессов, повышению прозрачности и предоставлению равных возможностей всем участникам тендерных процедур.
Кроме того, законом предусмотрены внедрение новых механизмов контроля и надзора, а также упрощение процедур и сокращение бюрократических препон, что позволит повысить конкуренцию среди поставщиков, обеспечивая лучшие условия для бизнеса. В рамках закона также запланировано снижение суммы госпошлин и иных выплат за участие в тендерах.
В документе четко указаны планирование и этапы закупок, формирование закупочной комиссии и ее ответственность, показатели соответствия поставщиков, оценка предложений, подготовка отчета и другие требования к договору, в том числе условия прекращения закупки.
Следует отметить, что за исключением случаев, предусмотренных настоящим законом, закупочная комиссия не может ограничивать участие поставщиков в закупках, а также определять требования, критерии и процедуры, создающие дискриминацию между ними. Так, к участию в закупках не допускаются поставщики, имеющие юридическую, финансовую или организационную зависимость от закупочной организации. Это же касается момента, когда данная организация и поставщик находятся в одном учреждении, когда один из поставщиков является бенефициарным владельцем другого или когда как минимум два поставщика находятся под контролем одного и того же бенефициарного владельца. Исключается также возможность победы в тендере для участников, связанных с руководителем закупочной организации родственными отношениями.
Кроме этого, как отмечал председатель комитета Милли Меджлиса по экономической политике, промышленности и предпринимательству Тахир Миркишили, в целях обеспечения более эффективного контроля за госзакупками в законопроекте расширены полномочия контролирующего органа. Один из важных пунктов здесь - включение поставщиков в реестр недействительных поставщиков по мотивированному решению, возможность аннулирования результатов закупки в соответствии с законодательством до вступления договора купли-продажи в силу, обеспечение индивидуальной ответственности за неправомерные действия (бездействие) председателя или иных членов закупочной комиссии.
Добавим, что Кабинету Министров поручено подготовить и представить главе государства законопроект, определяющий виды ответственности за нарушение закона по госзакупкам. В данном контексте Госслужба по антимонопольному контролю призывает предпринимателей сообщать о нарушениях при проведении тендеров. «Иногда мне звонят друзья и просят решить их проблему. Я же советую им обратиться с письмом. Если ваши права были нарушены, нужно официально сообщать об этом. Но люди отвечают мне, что не хотят писать жалобу, иначе они не смогут работать с тем самым учреждением или компанией», - отмечал по этому поводу М.Аббасбейли. Он считает, что для решения проблем, связанных с госзакупками в Азербайджане, все госорганизации должны работать добросовестно. «Если в государственной организации есть недобросовестный участник тендерной комиссии, его сложно разоблачить. Мы не можем установить камеры в каждой комнате. Решения проблем будут неполными, пока люди в организациях не будут работать добросовестно», - подчеркнул глава Госслужбы по антимонопольному контролю.
В целом эксперты возлагают большие надежды на новый закон в плане вовлечения субъектов предпринимательства в процесс закупок, предоставления качественных услуг и предотвращения уклонений от выплат в госбюджет. «Закон идеален, главное, что он работает. Можно с уверенностью сказать, что обеспечить прозрачность при госзакупках удастся, если заинтересованные лица и стороны не допустят имитацию и злоупотребление законом», - отметил, в частности, председатель Азербайджанского общества оценщиков Вугар Орудж.
Таким образом, можно сказать, что сделан еще один шаг на пути решения важных проблем для развития предпринимательства у нас в стране, обеспечения фискальной прозрачности и вытекающего из этого роста бюджетных доходов. Главное, как сказал эксперт, чтобы закон работал.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: