23 Ноября 2024

Суббота, 22:59

ПОД ЗАНАВЕС ГОДА

На саммите ЕС приняты важные решения в связи с будущим Украины, Молдовы и Грузии

Автор:

15.12.2023

То, о чем так много говорилось в последнее время как в ЕС, так и в Украине, и не только там, наконец свершилось. Под занавес уходящего 2023 года 14 декабря в Брюсселе состоялся итоговый саммит ЕС, где лидеры стран - членов Евросоюза приняли решение о начале переговоров о вступлении в организацию Украины и Молдовы, а также предоставлении Грузии статуса кандидата в члены ЕС. Помимо решений относительно Украины, Молдовы и Грузии, Евросоюз также согласился начать переговоры о вступлении Боснии и Герцеговины, «как только будет достигнута необходимая степень соответствия критериям членства», уточнил глава Евросовета Шарль Мишель.

В целом этот саммит был мероприятием с, наверное, самой сложной, если не сказать противоречивой, за все последние годы повесткой. Именно вокруг нее в преддверии события происходило значительное число споров и дискуссий.

Кроме перечисленных выше вопросов, на повестке также была тема проекта создания единого рынка военной продукции Евросоюза, который, как предполагается, в будущем может ликвидировать национальный контроль государств ЕС над своей военной промышленностью и фактически передаст ВПК в управление Брюсселю. Что станет еще одним шагом на пути к созданию европейской армии и тесным образом коррелирует с планами Евросоюза по оказанию долгосрочной военной помощи Украине.

 

Восточное партнерство в период неопределенности

По традиции за несколько дней до начала саммита состоялась встреча министров иностранных дел стран Восточного партнерства. В последние годы в этом формате собираются пять из шести представителей, поскольку Беларусь фактически приостановила свое участие в ответ на санкции Евросоюза. 

Встреча состоялась под председательством верховного представителя по иностранным делам и политике безопасности Жозепа Борреля. В ней принял участие также комиссар ЕС по вопросам расширения и политики добрососедства Оливер Вархели.

Сообщается, что министры обсудили области сотрудничества, включая связь, транспорт, энергетику, «зеленый» и цифровой переход, а также права человека, гражданское общество, верховенство закона и вопросы безопасности.

При этом обращают на себя внимание слова Борреля, сказанные им на встрече с участниками, что для Евросоюза его восточная граница является зоной повышенной напряженности и Брюсселю необходимо уделять ей особое внимание. 

«Но у нас все Восточное партнерство в сложной ситуации: Белоруссия, Украина, а потом и Кавказ. Хорошая новость заключается в том, что Грузия продвигается к членству. Но ситуация в Армении требует нашей решительной поддержки. Давайте посмотрим, как мы можем ее усилить и как мы можем включить Восточное партнерство в нашу повестку дня, поскольку это наша восточная граница. Наша восточная граница - это место в мире, где растет количество горячих точек», - отметил главный европейский дипломат.

В беседе с главой армянского МИД Араратом Мирзояном он посчитал нужным поддержать Армению в вопросах безопасности и объявил о намерении увеличить число европейских наблюдателей на армяно-азербайджанской границе до 209 человек с нынешних 138. Как известно, в Азербайджане не одобряют эту идею и неоднократно давали об этом понять. Однако руководство ЕС, игнорируя мнение Баку, упрямо продолжает увеличивать число представителей этой миссии.

Министр иностранных дел Азербайджана Джейхун Байрамов еще раз довел до сведения Борреля обеспокоенность Баку по поводу деятельности наблюдательной миссии. Он указал, что она «широко используется в качестве инструмента антиазербайджанской пропаганды, а дестабилизирующие инициативы, такие как вооружение Армении, в том числе через ЕС, в целом подрывают доверие к Евросоюзу как к «нейтральному посреднику». Подобные шаги также разрушают усилия по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном.

 

Приоритеты Евросоюза на Южном Кавказе

Какой смысл увеличивать число наблюдателей непонятной по своим функциям миссии в условиях активизации переговорного процесса по решению пограничных вопросов?

По-видимому, в Брюсселе решили усилить наблюдение не только и не столько за границей, сколько за ходом переговорного процесса по делимитации армяно-азербайджанского участка границы. По сути процесс ведут две национальные комиссии, но по факту с армянской стороны за ним наблюдают или даже косвенно в нем участвуют европейские наблюдатели. 

Сам Боррель, похоже, был настроен избегать острых тем. Он приветствовал договоренность между Азербайджаном и Арменией по обмену заложников и выразил надежду, что азербайджано-армянская нормализация откроет перспективы для реализации проектов программы Восточное партнерство на Южном Кавказе. 

Как известно, Евросоюз ранее планировал выделить на эти программы 2 млрд евро Азербайджану и 2,6 млрд евро - Армении. Для Азербайджана эти проекты чрезвычайно важны с точки зрения диверсификации экономики, повышения ее экспортного потенциала, а также более эффективного вовлечения субъектов предпринимательской деятельности в европейский рынок. 

Армения, судя по всему, старается вклиниться в те региональные начинания, которые Азербайджан и Грузия реализуют совместно с Евросоюзом и его отдельными странами. В этой связи примечательно заявление Арарата Мирзояна, что Ереван желает подключиться к проекту «зеленого энергетического коридора» из Южного Кавказа в Европу. 

Как известно, данная инициатива Азербайджана, Грузии, а также Румынии и Венгрии находится на стадии глубокой проработки. Накануне в Будапеште состоялось заседание экспертных групп, на котором был предметно обсужден вопрос, связанный с реализацией этого проекта. Каким образом Армения может подключиться к нему, непонятно. Однако заявление главы армянского МИД однозначно показывает, что Ереван хочет обеспечить себе место в нем и надеется, что Евросоюз пролоббируют участие Армении. В любом случае говорить о возможном участии Еревана в проекте преждевременно, поскольку это требует согласия всех участников, и в первую очередь Азербайджана, энергия которого, собственно, и будет поставляться на европейский рынок. 

Что касается Грузии, то Боррель похвалил Тбилиси в его усилиях на получение «путевки» в ЕС. Это свидетельствует о желании руководства Евросоюза не портить отношения с Грузией, через которую проходят стратегические транспортные и энергетические коммуникации, связывающие Европу с Каспийским и Центрально-Азиатским регионами.

 

Приятные новости для Киева, Кишинева и Тбилиси

За сутки до саммита Европарламент призвал Европейский совет начать переговоры о вступлении в сообщество Украины и Молдовы, а также Боснии и Герцеговины, если последней будут предприняты определенные шаги по реформированию. Грузии предлагалось предоставить статус кандидата. При этом Евросоюзу было рекомендовано установить четкие сроки для завершения переговоров о вступлении в ЕС к концу этого десятилетия - при условии, что сторонам не будет предоставлена процедура ускоренного вступления.

Весьма любопытным на этом фоне выглядело заявление, что члены Европарламента приветствуют готовность правительства Армении приблизиться к Европейскому Союзу. Однако как правительство страны, которая в 2024 году возглавит другое интеграционное объединение - ЕАЭС, будет сближаться с ЕС, никто не уточнял. 

Между тем настоящим камнем преткновения стала позиция премьер-министра Венгрии Виктора Орбана, заявившего, что его страна не подчинится давлению со стороны других государств ЕС, требующих дать зеленый свет переговорам о вступлении с Украиной.

Кроме того, венгерский премьер еще задолго до саммита предупредил, что наложит вето на планы Евросоюза выделить Киеву 50 млрд евро в течение следующих четырех лет, если финансирование его страны не будет полностью разблокировано. Речь идет о 10 млрд евро, замороженных Еврокомиссией из-за проблем Будапешта с верховенством права. И в самый канун встречи Брюссель пошел на попятную и разблокировал счета. 

Однако перед открытием саммита Виктор Орбан провел переговоры с лидерами ЕС, Франции и Германии. Они пытались убедить его поддержать переговоры с Украиной по вступлению в сообщество, обещая взамен предоставить средства для развития экономики Венгрии. 

По всей видимости, им это удалось. По крайней мере тот факт, что Европейский совет принял на саммите решение о начале переговоров о вступлении в Евросоюз с Украиной и Молдовой, а также предоставил статус кандидата Грузии, свидетельствует о том, что вето Венгрии удалось преодолеть.

Правда, СМИ утверждают, что Виктор Орбан покинул зал, когда лидеры ЕС голосовали за начало переговоров о членстве Украины. До голосования он заявил, что Венгрия считает решение ЕС о начале переговоров с Украиной неправильным, и что Будапешт не хочет в этом участвовать.

Тем не менее, вне зависимости от того, принимал венгерский премьер участие в голосовании или нет, вето Будапешта было снято. В обмен на снятие эмбарго на выделение целевых средств венгерскому правительству из фондов Евросоюза. 

В заявлении Еврокомиссии говорилось, что «после тщательной оценки и нескольких обменов мнениями с венгерским правительством Комиссия сочла, что Венгрия приняла меры, которые она обязалась принять, чтобы Комиссия считала, что горизонтальное условие Хартии ЕС об основных правах выполнено в части, касающейся независимости судебной власти».  В заявлении подчеркивалось, что «часть финансирования Политики сплочения больше не будет заблокирована, а следовательно, Венгрия может начать претендовать на выплаты в размере около 10,2 млрд евро». 

Ранее с Виктором Орбаном разговаривал и президент Украины Владимир Зеленский, который заявил, что у премьер-министра Венгрии нет оснований препятствовать вступлению Украины в ЕС. На фоне сокращения поставок вооружений и урезания масштабов помощи Украине со стороны США данный шаг ЕС стал по сути «глотком свежего воздуха» для руководства этой страны. 

Правда, Брюссель не смог открыть кредитную линию на долгосрочную помощь Киеву. В этом вопросе Виктору Орбану удалось отстоять свою позицию. Он подтвердил в сети Х, что заблокировал на саммите выделение средств для Киева. «Мы вернемся к этому вопросу на саммите в начале следующего года, после необходимой подготовки», - написал он в публикации. Да и сами переговоры могут затянуться на годы, а в условиях продолжающейся войны об их окончательных результатах говорить трудно. Дают ли переговоры по вступлению Украины в ЕС шанс на скорое завершение войны? Вряд ли. Создают ли они возможность для реальной геополитической трансформации в Европе в будущем? Скорее всего - да.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

86


Актуально