Автор: Натиг МАМЕДЗАДЕ
Состоявшийся 7 декабря визит президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана в Грецию обещает войти в историю как переломное событие в развитии отношений между Анкарой и Афинами. Достигнутые в ходе визита договоренности, подписанные документы дают основание полагать, что весьма непростой, порой балансирующий на грани враждебного, турецко-греческий диалог получил серьезный шанс на утверждение в русле дружбы, добрососедства и взаимовыгодного сотрудничества.
Солидарность против спора
Обострение турецко-греческих отношений последних лет связано, прежде всего, со спором из-за статуса островов в восточной части Эгейского моря. Эти острова перешли к Греции по Лозаннскому договору 1923 года, согласно которому были утверждены международно признанные границы Турецкой Республики. В соответствии с международным морским правом того периода территориальные воды Греции составляют 6 морских миль. Однако Греция намерена расширить свои территориальные воды у острова Крит и вокруг островов в Эгейском море до 12 морских миль, как это предусмотрено современной Конвенцией ООН по морскому праву. В таком случае для Турции практически закроется выход в Эгейское и Средиземное моря. Поэтому Анкара периодически предупреждает Афины об угрозе войны, не признавая при этом экономическую зону, которую Греция считает своей в Эгейском море.
Одна из драматических ситуаций сложилась летом 2020 года, когда Турция разрешила своим компаниям бурить газовые скважины в спорных водах Средиземного моря. Турецкая и греческая флотилии фактически осаждали друг друга в Эгейском море и восточной части Средиземноморья. Эти и другие подобного рода инциденты существенно накалили ситуацию. Дело дошло даже до того, что в прошлом году президент Турции Эрдоган объявил премьер-министра Греции Кириакоса Мицотакиса персоной нон грата.
Потепление в турецко-греческих отношениях стало происходить после трагических событий февраля нынешнего года. Греция одной из первых отправила спасателей на помощь Турции, пострадавшей от разрушительного землетрясения. Примечательно, что перед началом встречи с Эрдоганом президент Греции Катерина Сакелларопулу особо подчеркнула: «Чувство солидарности объединяет два народа, которые недавно серьезно пострадали от стихийных бедствий и оказывали друг другу помощь». Имея в виду как преодоление последствий землетрясения в Турции, так и пожаров и наводнений в Греции.
Предпринятые Анкарой и Афинами шаги к сближению начали давать реальные плоды. Наглядным подтверждением тому и стал визит Эрдогана в Грецию, первый за последние шесть лет.
Знаковая декларация
Ключевым событием в ходе визита явилось подписание турецко-греческой Декларации о дружбе и добрососедстве. В соответствии с ней «стороны будут стремиться разрешать любой спор, возникающий между ними, мирным путем, путем прямых консультаций между собой или другими средствами по взаимному выбору, как это предусмотрено Уставом ООН». Одним из наиболее важных пунктов принятой в Афинах декларации явилось взаимное обязательство воздерживаться от любых заявлений, инициатив и действий, которые могут поставить под угрозу поддержание мира и стабильности в регионе. Турция и Греция договорились реализовывать меры укрепления доверия даже и в военной сфере, с целью устранения источников напряженности и связанных с ними рисков.
Символично, что Афинская декларация была подписана спустя 100 лет после заключения Лозаннского договора, определившего, в частности, границы между Турцией и Грецией. Кроме того, впервые за последние семь лет состоялось заседание Стратегического совета высокого уровня Турция-Греция. Стороны договорились проводить подобные заседания ежегодно. И, к слову, уже на весну 2024 года запланирован визит греческого премьера Мицотакиса в Турцию.
В рамках же визита президента Турции Эрдогана в Грецию было подписано еще и 15 документов, предусматривающих сотрудничество в сферах образования, создания электрических соединений (операторами электросетей Греции и Турции), малого и среднего бизнеса, инвестиций, социальных услуг, туризма и спорта.
Одним из знаковых итогов состоявшихся в Афинах турецко-греческих переговоров явилась также и постановка задачи удвоить объем торговли между двумя странами до $10 млрд в течение следующих пяти лет.
Желание разрешить проблемы
В целом успешный визит президента Турции в Грецию не отрицает сохранения застарелых проблем в двусторонних отношениях. К ним относится, прежде всего, кипрский вопрос.
Анкара продолжает настаивать на учете существующего положения вещей, обуславливающего фактическую реализацию государственности турок-киприотов - наличие Турецкой Республики Северного Кипра. То есть Турция выступает за окончательное решение кипрского вопроса на основе двух государств на острове - греческого и турецкого. Однако Греция продолжает считать, что единственным решением проблемы может быть воссоединение острова Кипр.
Впрочем, кипрская тема уже давно не фигурирует в ряду наиболее острых проблем турецко-греческой повестки. Самым серьезным пунктом разногласий в данный момент являются делимитация территориальных вод и разграничение экономических зон в Эгейском море. Тем более что стороны не исключают передачи вопроса о разграничении континентального шельфа в Эгейском море на рассмотрение Международного суда в Гааге.
Вместе с тем Афины и Анкара засвидетельствовали о своем настрое урегулировать данную ситуацию путем диалога. Греческий премьер Мицотакис выразил надежду, что обеим странам удастся преодолеть разногласия. Президент Эрдоган, со своей стороны, заявил, что нет проблемы, которую обе стороны не смогли бы решить. «Мы - две соседние страны, у которых одно море, одно географическое положение, один климат и даже одна культура во многих областях. Однако даже между братьями могут быть разногласия, как и между соседними странами. Это нормально. Но главное, это желание их разрешить».
При этом Эрдоган сделал акцент на том, что «хороший старт на пути к построению мирного будущего» для обеих стран возможен, если Греция будет исходить из аналогичного турецкому «подхода, свободного от внешнего вмешательства». Тем самым он дал понять, что в целях дальнейшего сближения Турции и Греции последняя должна отказаться претворять провоцируемые отдельными державами Запада антитурецкие шаги. Имеется в виду, прежде всего, Франция, неприкрыто пытающаяся использовать Грецию для усиления своего влияния в Восточном Средиземноморье без учета интересов Турции. Кроме того, США проводят активную милитаризацию островов в Эгейском море, пытаясь, опять же за счет Греции, усилить свое присутствие в регионе и сдержать растущее влияние Турции. Анкара выражает свое недовольство милитаризацией Эгейских островов, в корне противоречащей положениям Лозаннского договора.
Так что интрига состоит в том, какие шаги предпримет Греция для снижения напряженности вокруг незаконной милитаризации островов. Основание для оптимистических ожиданий дает то, что премьер Мицотакис счел возможным «сближение по вопросам определения континентального шельфа и исключительной экономической зоны в Эгейском море и Восточном Средиземноморье».
И еще. На призыв Эрдогана «не допустить, чтобы, перейдя ручей, мы утонули в море, и давайте превратим Эгейское море в мирное море», Мицотакис дал не менее яркий ответ: «Как два капитана, мы должны двигаться в спокойных водах с приятным бризом».
Напряженность канула в Лету?
Самый очевидный ответ кроется в том, что разногласия и противостояние между Турцией и Грецией не имеют стратегической перспективы с учетом их союзнического статуса в рамках НАТО. Осознание Анкарой и Афинами этого фактора сопровождало даже самые острые, конфликтные моменты новейшей истории их взаимоотношений. В то же время тон нынешнему турецко-греческому сближению задал взятый Эрдоганом после его повторной победы на президентских выборах в мае 2023 года курс на улучшение отношений с Западом. В рамках этого курса Анкара вновь заявила о своей приверженности цели вступления в Евросоюз. И, несомненно, сближение с Афинами обещает стать серьезным подспорьем для реализации западного вектора турецкой политики. Примечательно в этой связи, что Мицотакис на совместной пресс-конференции с Эрдоганом заявил о решении Греции поддержать усилия Турции по вступлению в ЕС.
Другой связанный с новой «западной» политикой Эрдогана элемент сближения с Грецией заключается в согласовании действий по вопросу беженцев из стран Ближнего Востока, что также нашло отражение в подписанной в Афинах Декларации о дружбе и добрососедстве. Данная тема уже несколько лет выступает серьезным раздражителем в турецко-греческих отношениях. Афины обвиняли Анкару в целенаправленном перенаправлении потоков мигрантов на приграничные с Турцией греческие острова.
Однако с осени нынешнего года турецкая береговая охрана стала перехватывать буксирные суда с мигрантами. Причем во взаимодействии со службой береговой охраны Греции. Не случайно Мицотакис заявил: «Что касается миграции, мы отметили, что за последнее время произошло существенное сокращение потоков. И это результат систематической охраны как морских, так и сухопутных границ. Я бы также добавил, это результат гораздо лучшего сотрудничества между полицией и береговой охраной наших стран. И это сотрудничество можно и нужно улучшать еще больше».
Эксперты полагают, что взамен на усиление Турцией борьбы с нелегальной миграцией Греция согласилась предоставлять турецким гражданам визы по упрощенной процедуре для отдыха на десяти греческих островах в восточной части Эгейского моря. Соответствующая договоренность стала еще одним результатом визита Эрдогана в Грецию.
Между тем Анкара уже несколько лет требует от ЕС аналогичных визовых послаблений как части нового крупного соглашения по беженцам. И как дал понять греческий премьер Мицотакис, согласованный их странами «островной проект» может послужить моделью для принятия Турцией и Евросоюзом нового масштабного решения по миграционному вопросу.
Таким образом, Анкара и Афины сделали серьезную заявку на основательное улучшение двусторонних связей. Показательна в этом смысле уверенность Эрдогана, что «саммит в Афинах откроет новую эру в отношениях между Грецией и Турцией». Аналогичного мнения придерживается и Мицотакис: «Я считаю, что мы подошли к концу напряженных отношений. Две сопредельные страны должны действовать совместно. Мы должны создать прекрасное будущее».
Судя по усилиям и оптимизму лидеров Турции и Греции, признаки анонсированных ими «новой эры» и «прекрасного будущего» должны проявиться уже в самое ближайшее время.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: