Автор: Т.КАСИМОВА
У профессиональных политиков и журналистов есть такое выражение «Держать тему». То есть регулярно выступать с заявлениями, собирать пресс-конференции, выпускать релизы, давать интервью - словом, создавать информационный фон и обеспечивать общественное внимание. Нечто подобное и происходит сегодня в Армении вокруг прибывших из Карабаха этнических армян. ТГ-каналы регулярно объявляют о сборах денег, а политические звезды местного розлива обвиняют власти в равнодушии к судьбе «карабахских братьев»…
«Гуманитарная катастрофа», которой нет
Возможно, здесь необходимо отметить одно достаточно «крамольное» обстоятельство. При всех плаксивых интонациях, с которыми принято говорить о карабахских армянах, факт остается фактом: все то, что происходит сегодня с ними, - их собственный выбор. Причем это не только и даже не столько политическая ответственность за сепаратизм, которую - будем откровенны! - вынести за скобки тоже не получится.
Армян Карабаха никто насильственно не изгонял. Там не было никакой «этнической чистки», а имел место массовый добровольный уход. Причем назовем вещи своими именами, по науськиванию незаконной хунты, доживавшей свои последние дни.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев в интервью Euronews напомнил: «Покинуть свои дома было, прежде всего, их собственным решением. Наше публичное общение с карабахскими армянами, а также то, что мы сделали после, показало, что мы хотели, чтобы они остались. Мы открыто заявили об этом. И в своем обращении к азербайджанскому народу после окончания антитеррористической операции я сказал, что они могут остаться. Мы открыли электронный портал для регистрации. Все те, кто хочет вернуться, имеют на это право. Их собственность должным образом защищена. Все исторические и религиозные объекты находятся под надлежащей охраной». После чего подчеркнул: «Для того чтобы вернуться, им необходимо соблюсти определенные правила. Я говорил об этом за много месяцев до начала антитеррористической операции. Тем, кто хочет остаться, необходимо подать заявление на получение азербайджанского гражданства. Ведь как люди могут жить в Азербайджане, будучи гражданами другой страны? Либо они должны иметь гражданство, либо разрешение на работу, либо вид на жительство. Они не могут жить в Азербайджане, говоря, что живут в так называемой «Нагорно-Карабахской Республике», ибо такой республики не существует».
Добавим от себя: если накал ненависти к азербайджанцам у некоторых персон армянского сообщества настолько высок, что там не считают для себя возможным носить в кармане паспорт Азербайджанской Республики и поэтому готовы бежать, бросив «свои дома, церкви и хачкары», - обвинять в этом кого-либо, кроме армянской политической верхушки, по меньшей мере абсурдно. Что, впрочем, не останавливает ни армянский политикум, ни внешних покровителей Еревана. Особенно в Европе, где под блицы фотокамер помпезно кидают карабахцам милостыню, лицемерно именуемую «гуманитарной помощью». Это вызывает понятные вопросы в Баку, где помнят полное равнодушие тех же государств к трагедии азербайджанских беженцев - жертв реальной этнической чистки.
Несмотря на обилие слов о сочувствии «карабахцам», ни у Еревана, ни у его ближних и дальних покровителей нет ясности, что же делать с этими самыми «карабахцами». И самое обидное для официального Еревана, что из возможных вариантов нет ни одного, благоприятного во всех отношениях.
«Вернуть нельзя оставить»
Правительство «Гражданского договора» уже столкнулось с похожей проблемой в ноябре 2020 года - после 44-дневной войны. Тогда в Ханкенди оставались в лучшем случае тысячи полторы человек, а в Ереване противники Пашиняна скандировали обидные «кричалки» и брали штурмом парламент. То, что Николу Пашиняну все же удалось тогда удержаться у власти, удивило многих. В тот период официальный Ереван прилагал немало усилий, чтобы вернуть «карабахских братьев» обратно в Ханкенди.
Сегодня Баку на всех уровнях заявляет, что считает карабахских армян своими гражданами, что они могут вернуться, получить азербайджанское гражданство, их политические, культурные и религиозные права будут защищены и т.д. Но это в любом случае будет возвращение на условиях Азербайджана. И вряд ли принесет Пашиняну внутриполитические очки. Особенно на фоне тюркофобии в нынешней Армении. Контраст с заявлениями «мы вернемся в Арцах и победим» получается слишком сильным. «Карабахцы» для правительства Армении превращаются в классическую «горячую картофелину», которую и бросить жалко, и в руках держать проблематично.
«Заграница не поможет»
Теоретически «несчастных карабахцев» могли бы принять у себя третьи страны. Особенно из числа тех, чьи официальные лица громко причитают по их поводу. Возможно, конечно, что немалое количество карабахских армян «слиняет явочным порядком». Эмиграция из Армении уже приняла катастрофические масштабы. Страна столкнулась с серьезным демографическим кризисом. Население едва дотягивает до трех миллионов, и сломать динамику в популяции не получается. Руководители Армении, и прежние, и нынешние, обещают «решить вопрос», но кроме обещаний пока ничего не просматривается. Причем уезжают из Армении наиболее квалифицированные и перспективные кадры.
Да, сегодня наблюдается некоторое оживление в Армении, связанное с российскими релокантами. Но как предупреждают эксперты, это ненадолго. И системные проблемы экономики Армении никуда не делись.
В настоящее время желающих принять у себя карабахских армян нет. Официально об отказе видеть их у себя заявили даже власти Франции, на которую в Армении возлагались особые надежды. Как оказалось, мэр Парижа Анн Идальго могла эффектно позировать на фоне грузовиков с надписью «Помощь Арцаху», но видеть «арцахцев» на улицах Парижа желания у нее совсем нет. Никаких сигналов и намеков нет и со стороны других партнеров Армении - как старых, так и новых.
Молчат и в структурах армянской диаспоры. Где после поражения Армении в Карабахе дружно позабыли про прежние «марафоны национальной дани» и не торопятся не только звать карабахцев к себе, но даже отправлять им гуманитарную помощь. Выражение «у победы много отцов, а поражение всегда сирота» в армянской конкретике имеет свою специфику. Про проигравших карабахцев стараются просто не вспоминать. Выплывайте сами. А это значит, что разбираться с ними предстоит, прежде всего, властям Армении.
«Бедные родственники» или опасные гости?
Нетрудно догадаться, что карабахских армян в Армении ожидала судьба этаких «бедных родственников», которым на словах все сочувствуют, но заниматься их проблемами вплотную никто не хочет. Одно дело - произносить громовые речи с трибуны, неважно какой, парламентской или митинговой, озвучивать призывы в стиле «ни пяди земли врагу», успешно конвертируя такой «патриотизм» в голоса избирателей. И совсем другое - заниматься обустройством этих самых карабахцев, искать для них общежития, работу, деньги на социальные выплаты и т.д.
Для Никола Пашиняна карабахские армяне не только и не столько бедные родственники, сколько весьма опасные «гости». Прибывшие в Армению карабахцы - это, во-первых, живое доказательство разгрома в тот период, когда главой правительства и верховным главнокомандующим был именно Пашинян. А во-вторых, и это самое опасное для нынешнего премьера обстоятельство, - они представляют собой электорат его самых опасных противников из «карабахского клана». В Ереване это прекрасно понимают. И уже пытаются как-то ограничить политическую активность карабахцев на внутриармянском поле. Доходит до смешного: за время оккупации официальный Ереван раздал карабахцам армянские загранпаспорта. Но теперь объявлено, что это не свидетельство о гражданстве, а «проездной документ». Так что получать гражданство Армении карабахцам предстоит заново.
Но только ли на выборах может сработать «карабахская бомба»?
В Армению прибыли не только женщины, старики и дети, но и лица с боевым опытом. Более того, в Карабахе за годы оккупации была создана солидная инфраструктура террора. И сколько «выпускников» тех же курсов VOMA и подобных организаций сегодня перебралось в Армению, можно только гадать. По горячим следам 44-дневной войны российские военные корреспонденты сообщали, что иностранные «добровольцы», воевавшие на стороне Армении, не торопятся покидать Ханкенди - они попрятали оружие, переоделись в гражданскую одежду и ждут своего часа. Но дождались антитеррористических рейдов Азербайджана. Громкие обещания того же Рубена Варданяна начать в Карабахе «партизанскую войну» закончились ничем. Но сколько потенциальных участников так и не начавшейся этой войны перебралось сегодня в Армению - никому не известно.
Здесь уже не раз пытались решать политические вопросы при помощи терактов и убийств. Об этом в Ереване не очень любят говорить вслух, но практически каждая внутриполитическая перетряска тут сопровождается чередой политических убийств. Все помнят, как 27 октября 1999 года пятерка террористов, ворвавшись в зал заседания парламента Армении, перестреляла половину руководства страны, включая спикера и тогдашнего премьера. Да и захват полицейской базы в Ереване летом 2016 года тоже заслуживает внимания. А прибытие в Армению нескольких тысяч, если не десятков тысяч, подготовленных боевиков из Карабаха - это прямая и явная угроза для обитателей дома №26 по улице Баграмяна. Особенно теперь, когда Армения умудрилась ввязаться в геополитическое противостояние России и Запада. Причем нынешнее руководство во главе с Пашиняном умудрилось утратить доверие обеих сторон. В такой ситуации внешние игроки будут рассматривать самые неожиданные способы «рихтовки» поля в Армении. И какая роль тут будет отведена «вооруженному кулаку» карабахского клана - вопрос, как говорится, интересный. Но ответа на него у официального Еревана нет.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: