Автор: Нигяр АББАСОВА
Конец года не принес желаемой стабильности на мировой рынок нефти, зато оказался богат на сюрпризы.
Страны-нефтепроизводители, связанные обязательствами в рамках формата ОПЕК+, на последнем заседании 30 ноября сохранили без изменений официальные квоты на добычу в 2024 году, которые были утверждены ранее. Ряд стран также подтвердили готовность продолжать добровольное сокращение добычи, начатое еще в апреле. Кроме того, в ОПЕК+ вошла восходящая звезда на нефтяном небосклоне - жаркая Бразилия.
В то же время Ангола, которая была членом ОПЕК 16 лет, внезапно объявила о своем решении выйти из организации.
Стоимость эталонных марок нефти сохраняет высокую планку - Brent торгуется на уровне $80, а WTI - $74,62 за баррель. Правда, ситуацию с нефтяными котировками в декабре правильнее было бы охарактеризовать как хаотичное движение «вверх-вниз».
Отечественная нефтяная промышленность готовится к запуску новой платформы «Центральный Восточный Азери» (ЦВА) на блоке месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ). Уже началось бурение первой добывающей скважины. 12 декабря 2023 года совокупный объем нефти, добытой с платформы «Западный Азери», преодолел отметку в 1 млрд баррелей. Между тем норвежская компания Equinor решила покинуть проект АЧГ, переуступив долевое участие в нем, а заодно и по месторождению «Карабах» и нефтепроводу Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) Госнефтекомпании Азербайджана. Вместе с тем оформление меморандума с SOCAR о сотрудничестве в сфере «зеленой» энергии говорит о том, что Equinor не потеряла интерес к Каспийскому региону, скорее изменились приоритеты в пользу «чистой» энергии.
Стабильности ради
Страны ОПЕК+ на прошедших 30 ноября переговорах изменений в квоты на 2024 год почти не внесли. Были подтверждены все те решения, которые члены альянса относительно объемов добычи в будущем году приняли еще в июне. Корректировка коснулась только трех африканских стран - Анголы, Конго и Нигерии. Новая квота для Анголы установлена на уровне 1,11 млн б/с (ранее 1,28 млн б/с), для Конго - 277 тыс. б/с (276 тыс.), Нигерии - 1,5 млн б/с (1,38 млн). Общий же согласованный размер добычи ОПЕК+ на период с 1 января по 31 декабря 2024 года почти не изменился и составил 40,45 млн б/с.
В дополнение к этому Россия с февраля 2023 года добровольно снижает добычу на 500 тыс. б/с. К этим ограничениям затем присоединились еще несколько стран ОПЕК+, включая Саудовскую Аравию (500 тыс. б/с), Ирак, Кувейт, Казахстан, Оман и Алжир - всего на 1,66 млн б/с. Решено, что эти общие ограничения будут продлены на весь 2024 год.
В первом квартале 2024 года добровольное сокращение добычи этими странами составит 2,2 млн б/с для достижения баланса на нефтяном рынке в период сезонного снижения спроса. «Впоследствии в целях поддержания стабильности рынка эти добровольные сокращения будут постепенно возвращаться в зависимости от рыночных условий», - подчеркивают в ОПЕК.
Вице-премьер РФ Александр Новак отметил, что решение о дополнительных добровольных сокращениях некоторыми странами ОПЕК+, принятое на встрече 30 ноября, является позитивной информацией для рынка. По его словам, в период низкого спроса поставки на мировые рынки будут снижены, чтобы сбалансировать спрос и предложение и обеспечить стабильную работу нефтяной отрасли. А.Новак также не исключил возможности корректировки принятых ОПЕК+ решений в будущем.
Следующая встреча ОПЕК+ назначена на 1 июня 2024 года в Вене, но участники соглашения будут мониторить рынок на предмет более раннего вмешательства.
Надо отметить, что принятые решения не произвели особого впечатления на рынок, который отреагировал едва заметным ростом, а затем и вовсе снижением до $73 за баррель. Только благодаря ряду таких факторов, как ослабление доллара, снижение запасов нефти в США и прочее, котировки поднялись до $75 за баррель.
«Похоже, трейдеры либо не верят в то, что страны ОПЕК+ будут соблюдать согласованные условия, либо не считают сокращение добычи достаточным», - считает главный аналитик компании OANDA Крейг Эрлам.
Атаки как фактор роста цен
Рост котировок Brent до нынешних $80 за баррель связан с атаками йеменских хуситов на морские суда в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе, соединяющем это море с Индийским океаном.
По этому маршруту в Средиземное море осуществляется до 12% мировых морских перевозок и до 5% объемов перевозки углеводородов.
Участившиеся атаки хуситов на суда, следующие через Красное море, повышают риски перебоев поставок нефти. Вместо этого маршрута приходится перенаправлять суда по длинному пути вокруг Африки, что резко повышает стоимость перевозок и существенно увеличивает время доставки. Новые расходы на перевозку и страхование, перебои с поставками и очереди в портах неминуемо приведут к росту цен для конечных потребителей - подорожают и бензин на заправке, и товары в магазинах.
Ряд крупнейших западных контейнерных морских операторов уже прекратили использовать обычный маршрут.
«Геополитические риски, связанные с атаками на суда в Красном море, будут поддерживать рынок в ближайшей перспективе», - считает аналитик Maybank Чак Реунгсинпинья. Сдерживающими факторами останутся высокие запасы, а также рост добычи в США, утверждает эксперт.
«Эти атаки не являются чем-то новым, но их интенсивность возросла, - говорит Роберт Фрейзер из Schneider Electric. - У хуситов недостаточно сил для блокады в регионе, но они могут нарушить судоходство и изменить оценки рисков».
«Проблемы с крупнейшими торговыми путями обычно носят временный характер, и США, скорее всего, предпримут более решительные военные действия по устранению угроз», - считает основатель консалтинговой компании JTD Energy Services Джон Дрисколл.
Насколько реальными окажутся эти прогнозы, покажет время. Хотелось бы надеяться, что проблема будет решена мирным путем и блокировка главного торгового маршрута между Европой и Азией не продлится долго. В противном случае сложившаяся ситуация может иметь очень серьезные последствия для мировой торговли и приведет к росту цен на энергоносители.
Бразильский триумф
Пожалуй, самым большим сюрпризом последнего заседания ОПЕК+ стало то, что в январе к альянсу присоединится Бразилия. Это хорошая новость для нефтедобывающих стран, объединившихся в союз только с одной целью - не допустить падения цен и перенасыщения рынка. Бразилия входит в число стран мира, активно наращивающих добычу. Согласно ОПЕК, среди стран, не входящих в картель, США, Канада, Бразилия, Гайана, Норвегия и Казахстан станут основными драйверами роста поставок нефти в 2024 году.
Министерство горнорудной промышленности и энергетики Бразилии разрабатывает программу по увеличению инвестиций в нефтегазовый сектор и превращению страны в четвертого по величине производителя нефти в мире. По последнему отчету МЭА, которое ссылается на данные бразильского Национального агентства по нефти, природному газу и биотопливу, добыча нефти в стране находилась на уровне 3,7 млн б/с.
Очевидно, что, став членом сделки ОПЕК+, Бразилия возьмет на себя обязательства, подобно остальным участникам, но какие именно, пока неизвестно. Подтверждено только, что страна не будет участвовать в добровольных сокращениях альянса в первом квартале нового года.
Уйти «по-ангольски»
Еще одной неожиданностью для мирового рынка нефти стало решение Анголы - одного из крупнейших производителей нефти - выйти из ОПЕК. Причиной указывается несогласие страны со своей небольшой ролью в организации.
Министр нефти, газа и минеральных ресурсов Диамонтино Азеведо заявил, что членство в ОПЕК не отвечает национальным интересам государства, которое намерено сосредоточиться на своих собственных целях. Он раскритиковал тот факт, что они «до сих пор не имели никакого влияния» на квоты, регулярно устанавливаемые ОПЕК, но должны были придерживаться их и нести на себе бремя принятых картелем решений. Если бы Ангола оставалась его членом, то рано или поздно ее могли заставить сократить добычу нефти, что противоречит интересам страны, подчеркнул он.
Она входила в состав ОПЕК 16 лет. После ее выхода в организации стран - экспортеров нефти останется 12 членов.
Кстати, встрече министров стран ОПЕК+ 30 ноября предшествовали ожесточенные переговоры с Нигерией и Анголой, которые были недовольны запланированными для них квотами на нефтедобычу. Причем наибольшие разногласия вызвал уровень добычи Анголы. Возможно, итоговое решение и стало последней каплей, подтолкнувшей Луанду к выходу из «нефтяного клуба».
На протяжении всего 2023 года Ангола просила ОПЕК повысить квоты на добычу нефти, но получила обратное: в июне целевой уровень добычи нефти для страны на 2024 год был снижен на 175 тыс., а в ноябре - еще на 170 тыс. б/с.
Хотя на ее долю приходилось лишь 2% от производства ОПЕК и, соответственно, ее выход не станет для нефтяников потрясением, это, по мнению экспертов, серьезный удар по имиджу картеля - влияние ОПЕК на процесс ценообразования снижается, плюс в организации нет единства, зато есть серьезные противоречия.
Предполагается, что у Анголы после ухода появится больше возможностей нарастить сотрудничество с крупными западными нефтяными компаниями. Поскольку нефть и газ составляют около 90% общего экспорта, страна не может себе позволить сокращать добычу, как того требовала от нее ОПЕК.
Азербайджанские сюрпризы
ОПЕК+ на последнем заседании сохранила квоту Азербайджана по добыче нефти на 2024 год на уровне 551 тыс. б/с. Министр энергетики Азербайджана Парвиз Шахбазов, комментируя итоги министерской встречи, отметил, что «принятые решения направлены на сохранение стабильности на нефтяном рынке». То есть проблем с выполнением обязательств по сделке в Баку не видят. Собственно их и не должно быть, поскольку в последние годы новых нефтяных открытий в стране не было, и все усилия направлены лишь на поддержание добычи нефти на стабильном уровне. 2024 год не станет исключением, хотя готовится к запуску новая, седьмая платформа ЦВА на блоке месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли». В связи с этим компания bp-Azerbaijan 4 декабря приступила к бурению первой добывающей скважины с новой платформы и рассчитывает получить нефть с нее уже в начале 2024 года.
В целом проект «Центральный Восточный Азери», как уже отмечалось неоднократно, является следующим этапом разработки блока АЧГ. Он предусматривает бурение 48 скважин для ежесуточной добычи на пике до 100 тыс. баррелей нефти и 350 тыс. кубических футов газа. Запуск новой платформы позволит в определенной степени компенсировать падение добычи нефти на этом блоке, наблюдаемое в последние годы.
ОПЕК со своей стороны также ожидает, что с запуском ЦВА добыча на блоке месторождений в следующем году получит дополнительный импульс.
Кстати, с «Западного Азери» 12 декабря был получен миллиардный баррель нефти. Это вторая платформа на блоке, которая преодолела отметку в 1 млрд баррелей по совокупному объему добычи нефти. Первой была «Центральный Азери», достигшая этого рубежа в июле 2021 года. В настоящее время ежесуточная добыча с «Западного Азери» составляет 85 тыс. баррелей.
Еще один сюрприз под конец 2023 года преподнесла норвежская Equinor, объявив о продаже своей доли в проектах разработки блока АЧГ, нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан, а также месторождения «Карабах» компании SOCAR.
Сделку заключили в Баку президент SOCAR Ровшан Наджаф и исполнительный вице-президент по международной разведке и добыче Equinor Филипп Матье. Она будет завершена при соблюдении всех нормативных требований и договорных обязательств. Цена не оглашается, а значит, придется дождаться годового отчета Equinor, чтобы узнать, насколько выгодной оказалась продажа активов в Азербайджане. Компании сотрудничают в крупных нефтегазовых проектах с 1994 года. О том, что Equinor изучает возможность продажи своих активов, включая долю в крупнейшем нефтяном проекте страны - АЧГ, стало известно в августе 2023 года. Тогда источники Bloomberg стоимость активов норвежской компании оценивали примерно в $1 млрд.
«Equinor находится в процессе реорганизации своего международного нефтегазового бизнеса, и продажа активов в Азербайджане соответствует нашей стратегии по сосредоточению нашего международного портфеля», - отметил Ф.Матье, комментируя сделку с SOCAR.
«Азербайджан был важной частью международного портфеля Equinor на протяжении последних 30 лет. Вместе с SOCAR и другими партнерами по АЧГ мы создали значительную ценность для партнерства и для азербайджанского общества. SOCAR имеет хорошие возможности для увеличения стоимости активов в долгосрочной перспективе, и мы ценим тесное сотрудничество на протяжении многих лет», - подчеркнул он.
Примечательно, что помимо договора о купле-продаже акций SOCAR и Equinor также подписали меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в сферах декарбонизации и «зеленой» энергии. Из этого следует, что компания не намерена полностью покидать Азербайджан, просто меняет вектор деятельности.
Развитие возобновляемых источников энергии (ВИЭ) является одним из основных приоритетных направлений для Equinor. Компания взяла на себя обязательство достичь углеродной нейтральности к 2050 году, включая выбросы от конечного потребления нефти и газа. И в рамках этой стратегии планирует довести свой портфель ВИЭ до 12-16 ГВт к 2035 году. Потенциал Азербайджана по ВИЭ и желание развивать эту сферу создают предпосылки для взаимовыгодного сотрудничества в реализации инвестиционных проектов по примеру bp и Total.
Таким образом, насыщенный событиями нефтяной 2023 год сулит достойное продолжение в 2024-м, обещая новые проекты и оживленность на рынке.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: