23 Ноября 2024

Суббота, 21:48

ДВА В ОДНОМ

Санкт-Петербург под занавес года принял саммит ЕАЭС и СНГ

Автор:

01.01.2024

Саммиты ЕАЭС и СНГ, прошедшие под конец года в Северной столице России, нельзя назвать дежурными событиями по многим причинам. И прежде всего потому, что происходили они на фоне беспрецедентной геополитической напряженности и в условиях сохраняющегося обострения в отношениях между лидерами отдельных государств постсоветского пространства. Но даже в этих условиях встречи показали, что движимые общими интересами представители государств-участников по-прежнему нацелены на диалог, считая его единственно возможным эффективным средством решения текущих проблем.

 

Новый «зиц-председатель»

25 декабря в Санкт-Петербурге прошел очередной саммит Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В его работе приняли участие главы всех государств этого объединения, включая премьер-министра Армении Никола Пашиняна, который в последние месяцы в буквальном смысле игнорировал мероприятия, предусматривающие присутствие представителей российского руководства.  

На сей раз, очевидно, ввиду исключительности события для Еревана, Пашинян все же нарушил собственное табу. Дело в том, что Армения с 2024 года председательствует в ЕАЭС. К тому же на саммите был парафирован договор о свободной торговле между Ираном и ЕАЭС, а Армения, как известно, является единственной страной экономического союза, которая имеет сухопутную границу с ИРИ. В отличие от действующей с 2019 года «временной» зоны свободной торговли, теперь снижение пошлин затронет 90% всех позиций и более 99% поставок из стран ЕАЭС. Для Ирана это будет первая подобная сделка.

Так как Армения не находится под санкциями, как Россия и Иран, движение товаров в зоне свободной торговли предоставляет Еревану определенные преференции в качестве, как любят повторять в Армении, «моста» между ЕАЭС и Ираном. Кроме того, это еще и удобная площадка для перераспределения услуг и товаров. Особенно из санкционных списков.

Товарооборот между Арменией и Ираном в 2022 году увеличился на 41% по сравнению с предыдущим годом и впервые превысил $700 млн. У Армении и России этот показатель в 2022 году составил $5 млрд и за 10 месяцев 2023 года уже побил прошлогодний рекорд, составив $5,4 млрд. То есть увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 40,8%. В значительной степени эти цифры связаны с ростом объемов торговли товарами, которые находятся под санкциями. Именно реэкспорт приносит Армении немалые прибыли. 

Новая ситуация позволит не просто нарастить объемы внешней торговли и, соответственно, реэкспорт, но также на порядок улучшить экономические показатели. 

Опасаясь гневной реакции со стороны западных партнеров Армении, в ходе своего выступления в Санкт-Петербурге Никол Пашинян особо подчеркнул, что «у ЕАЭС не должно быть политической и геополитической повестки». Очевидно, давая понять, что для него участие в союзе с Россией является всего лишь выгодным экономическим проектом. Более того, он даже заявил, что Армения «стремится пресекать всяческие попытки политизации евразийской интеграции». Поскольку подобные попытки в остальном мире ассоциируются с Россией, слова Пашиняна могут показаться намеком, что во время председательства в ЕАЭС Ереван будет продолжать бороться с «политизацией» организации.

 

В шпагате между ЕАЭС и ЕС

ЕАЭС является экономической структурой, в основе которой лежит идея интеграции экономик стран-участниц путем создания общего рынка товаров и услуг. В ЕАЭС есть управляющие органы, которым стороны делегируют определенные полномочия. 

ЕАЭС, условно говоря, не базар, где участники ограничиваются простыми операциями купли-продажи между собой и расходятся после завершения сделки. Здесь, как и в любой подобного рода структуре, действуют принципы и правила, регулирующие их отношения между собой, а также с внешними рынками. Одним из важнейших документов, принятых ЕАЭС, является Таможенный кодекс союза. А это уже своеобразное политическое обязательство. Таким образом, попытки Пашиняна представить свое участие в ЕАЭС как ни к чему не обязывающее, исключительно для соблюдения «базовых свобод торговли», мягко говоря, не вызывают доверия.

В октябре, выступая на пленарном заседании Европарламента в Страсбурге, армянский премьер заявил, что Ереван готов сотрудничать с Евросоюзом и стать ближе этому объединению, насколько там посчитают это возможным.

В то же время пределы взаимодействия Армении с Евросоюзом определяются рамками тех соглашений, участниками которых они являются. Таким образом, Ереван не может быть к Евросоюзу ближе, чем те страны, которые претендуют на членство, поскольку они не имеют никаких обязательств перед другими интеграционными объединениями.

В качестве примера можно привести Молдову, которая предпочла участию в СНГ вступление в полноправные члены ЕС. Армения же официально не претендует на вступление в эту организацию и не намекает о своем выходе из ЕАЭС или СНГ, хотя ее лидеры все чаще говорят о своей близости с Европой, не снижая при этом темпов интеграции в постсоветские объединения.

Красноречивое свидетельство тому - декларация, принятая по итогам саммита 25 декабря. Документ о дальнейшем развитии союза до 2030-го и на период до 2045 года содержит шесть направлений. Начиная с насыщения своего рынка всеми необходимыми товарами и услугами и заканчивая «функционированием ЕАЭС как полюса экономического притяжения на международной арене».

Таким образом, Ереван подтвердил свою готовность углублять экономическую интеграцию с Россией и другими странами ЕАЭС, имеющую четкие временные и институциональные параметры. 

 

«Друзья» поневоле

Что касается отдельной встречи В.Путина с армянским премьером, то, по словам представителей российского руководства, она не планировалось, хотя в кулуарах мероприятия руководители двух стран вполне могли пересечься. Переводя это высказывание с дипломатического языка на привычный, российская сторона отдельной встречи с Пашиняном не готовила, не видя, скорее всего, в этом особой необходимости. А значит, период кризиса в отношениях между двумя лидерами продолжается.

После ратификации положений Римского статута Арменией Пашинян демонстративно не присутствовал на встрече лидеров Содружества в Бишкеке. Однако российский лидер не исключил своей возможной встречи с ним в ближайшее время. Так оно и случилось. Ситуация вынудила премьера Армении поехать в Северную столицу, и российский лидер воспользовался этим, чтобы показать, насколько сильной остается зависимость Еревана от Москвы.

Что касается личных контактов между ними, известно лишь, что Путин побеседовал с Пашиняном во время экскурсии по Петропавловскому дворцу. Но выразил ли он свое недовольство действиями армянского руководства, можно лишь догадываться. Зато белорусский лидер был гораздо прямолинейнее и, вероятно, говорил также от имени своего российского коллеги, когда заявил о своем скепсисе к идее, что западные страны чем-то помогут Армении.

«Кто им что поможет? Там Европа, Франция пытается что-то сделать. Вы видите, что происходит во Франции. Им бы у себя разобраться, а потом уже лезть на Кавказ и там пытаться что-то сделать. Они у себя разобраться не могут. Это армяне видят», - считает белорусский лидер.

 

Перспективы СНГ

В дни саммита внимание общественности привлекло неформальное общение в кулуарах Президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Н.Пашиняна. Каких-то существенных итогов от этого общения никто не ждал. Тем не менее первая за полгода встреча лидеров двух стран, где они обсуждали мирную повестку, была расценена в качестве положительного сигнала, который может повлиять на динамику переговорного процесса между Азербайджаном и Арменией в ближайшей перспективе. 

В Кремле также положительно оценили встречу Алиева и Пашиняна и устами пресс-секретаря президента России Дмитрия Пескова заявили, что российская сторона готова оказать содействие Баку и Еревану в завершении работы над мирным договором. Вероятно, в российской столице ожидают, что мирный договор будет подписан в Москве, хотя при складывающихся обстоятельствах, возможно, не особо возражали бы о заключении его где-нибудь на нейтральной площадке. 

В целом на саммите СНГ обсуждались международная повестка и влияние происходящих в мире процессов, главным образом конфронтации между Россией и Западом, на страны Содружества. На Южном Кавказе это соперничество ощущается довольно явственно. В основном это выражается в стремлении России и западных посредников побороться за статус главной переговорной площадки в регионе. 

На нынешнем этапе переговоров Москва предлагает посредничество в финализации работы над текстом мирного договора. При этом известно, что очередная встреча глав МИД Азербайджана и Армении для определения окончательных штрихов к «силуэту» мирного соглашения состоится в Вашингтоне. 

Российская сторона не может этому воспрепятствовать, но саммит СНГ стал удобной возможностью для президента России обменяться мнениями с азербайджанским и армянским коллегами относительно этого процесса и текущих интересов сторон.  

Что касается общей повестки, то, как известно, росийско-украинская война продолжается, а вместе с этим ужесточаются и западные санкции в отношении России. В этих условиях Москва заинтересована в сохранении тесных контактов со странами Содружества, которые представляют для нее в буквальном смысле коридор во внешний мир.

Поскольку накануне саммита Молдова заявила о своем желании окончательно покинуть СНГ, азиатская повестка становится доминирующей в жизни этой организации. Для России это означает, что ее стратегия поворота на Восток теперь имеет и институциональную основу в лице СНГ, а в какие формы это выльется для самой организации, покажет ближайшее будущее.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

92


Актуально