23 Ноября 2024

Суббота, 21:53

ГАЗА СЖИГАЕТ МОСТЫ?

Жесткая антиизраильская линия Тегерана ставит арабские страны региона в трудное положение

Автор:

15.01.2024

По иронии судьбы новый год на Ближнем Востоке, как это часто бывало на протяжении вот уже двух с лишним тысячелетий, вновь ознаменовался событиями, последствия которых могут иметь для него решающее значение. В Иране и контролируемых им регионах, которые официальный Тегеран называет не иначе, как «ось сопротивления», произошли три террористических акта, вызвавшие рост напряженности. Очевидно, что все они преследовали общую цель. Но об этом позже...

2 января в результате удара беспилотника в одном из районов Бейрута - в Дахии, известной как «оплот «Хезболлы», был убит заместитель председателя Политбюро ХАМАС Салех аль-Арури. Хотя многие признаки указывают на Израиль в качестве организатора акции, официальный Тель-Авив не взял на себя ответственность даже после публичного признания некоторыми израильскими чиновниками.

Через сутки после покушения на аль-Арури в центре провинции Керман на востоке Ирана произошел другой теракт. Случилось это на мероприятии, приуроченном к годовщине гибели генерала Касема Сулеймани - командира бригады «Кудс» Корпуса стражей исламской революции («Сепах»), ликвидированного четыре года назад американцами. Погибли 84 человека, 284 - получили ранения. Виновником назвали Израиль. Однако два дня спустя ИГИЛ выступила с заявлением, что это ее рук дело.

Затем 4 января в результате точечного удара ВС США по штаб-квартире проиранского шиитского ополчения «Ан-Нуджаба» в Багдаде погиб командир 12-й бригады движения, замначальника местного оперативного штаба Абу Таква ас-Саиди (настоящее имя Муштак Талиб ас-Саиди). Абу Таква был также главным актором терактов группировки в Ираке и Сирии, командиром ее «ракетной дивизии». «Ан-Нуджаба» считается одной из близких к Ирану вооруженных группировок. К слову, со времени атаки на Израиль 7 октября вооруженные группировки в Ираке и Сирии осуществили более 115 ракетных и беспилотных ударов по военным базам США, дислоцированным в этих странах. По крайней мере эти цифры были действительны на момент написания данной статьи.

Хотя все три теракта были совершены в разных странах и разными лицами, их общей целью был непосредственно Иран или союзные Тегерану силы в регионе. И главное, что все три события служат процессу втягивания Тегерана в войну на Ближнем Востоке.

На фоне растущей напряженности на израильско-ливанской границе нападение на аль-Арури в Бейруте можно назвать серьезной провокацией, заказчики которой очень сильно желали вызвать гнев «Хезболлы», стараясь вынудить ее напасть на Израиль. Ведь аль-Арури был убит в районе, находящемся в ведении «Хезболлы».

Заказчиками теракта в Багдаде стали США - Пентагон сам подтвердил факт ликвидации лидера «Ан-Нуджабы». Интересно, что Вашингтон терпел в течение трех месяцев нападения на свои военные базы в Ираке и Сирии, прежде чем «наказать» иракские вооруженные формирования 4 января этого года. Наверняка в Вашингтоне прекрасно понимают (или ожидают), что эти события могут подтолкнуть Тегеран и его союзников к ответным действиям против США.

И, наконец, теракт в Кермане. Выбор именно этой провинции имеет символическое значение. Касем Сулеймани был убит американскими военными в столице Ирака. Иран считал этого человека главной фигурой сопротивления США и их союзникам на Ближнем Востоке, ведущим борцом против ИГИЛ. Расчет был сделан на то, что выбор дня его смерти в качестве даты теракта побудит Тегеран к мести.

Но Тегеран проявляет осторожность. Пока. Вопреки ожиданиям иранские власти отреагировали на произошедшее сдержанно. Несмотря на обвинения в адрес Израиля, прозвучавшие из уст ряда правительственных чиновников и членов парламента, требующих решительной реакции, руководство ИРИ ограничилось заявлением, исключающим возможность начала войны. Однако очевидно, что иранцы знают виновника преступления и будут мстить.

 

Испытание Газой

Вопреки утверждениям официального Тегерана о непричастности к акции ХАМАС 7 октября, он воспринимается одной из сторон возникшей напряженности. Помимо политической, военной и финансовой поддержки ХАМАС, Иран вполне открыто настроен против Израиля. Подвластные Тегерану силы, рассредоточенные по всему Ближнему Востоку, начали действовать против США и Израиля в Ираке, Сирии, Ливане, а также в Йемене - вдоль берега Красного моря.

Такая активность Тегерана создает серьезные проблемы не только для Вашингтона и Тель-Авива, но и ряда стран региона. Это становится все более заметным на фоне арабо-иранского примирения, начавшегося в прошлом году. Призыв Ирана к мусульманским странам принять более жесткие меры против Израиля, прозвучавший на ноябрьском заседании Организации исламского сотрудничества в Джидде, вооруженные нападения в Ираке и Сирии на военные базы США, а также попытка хуситов ограничить передвижение кораблей в Красном море угрожают интересам таких стран, как Египет, Саудовская Аравия, Иордания и ОАЭ. В частности, недавние атаки хуситов на морские суда стали ощутимым ударом для Египта, большая часть экономики которого формируется за счет доходов от Суэцкого канала. А Саудовская Аравия и ОАЭ серьезно обеспокоены ударами ракет и беспилотников хуситов по территории Израиля, поскольку сами давно ведут военные действия против своих соплеменников в Йемене.

События, последовавшие за войной в Газе, свидетельствуют о возрастающей военной мощи Ирана на Ближнем Востоке благодаря своим марионеточным структурам на местах. И эта мощь может стать головной болью для стран региона, особенно в таких чувствительных вопросах, как палестинский конфликт. В противовес пассивным призывам к перемирию и осуждающим заявлениям со стороны арабских стран атаки поддерживаемых Ираном сил на США и Израиль привлекают все больше внимания и вызывают все больше сочувствия в народе. На этом фоне якшающиеся с Израилем и находящиеся в шаге от примирения с ним арабские власти выглядят почти как враги. В этом смысле проводимая Тегераном линия является также угрозой попытке США и Израиля нормализовать отношения  с Саудовской Аравией, ОАЭ и Египтом.

 

Вступит ли Иран в большую войну?

Как уже упоминалось, общей чертой всех трех инцидентов, произошедших в начале года, стала их нацеленность подтолкнуть Иран к большой войне. Расчет, видимо, делался на то, что Тегеран сам или руками партнеров (читай: «Хезболлы») ответит хотя бы на один из них и это приведет к «хорошей заварухе» в регионе. Очень похоже, что некоторые силы хотят втянуть Тегеран в войну с США и Израилем. Но понятно и то, что руководство Тегерана избегает такого исхода событий.

Следует отметить, что война с Ираном в интересах Израиля. Новый очаг войны позволит отвлечь внимание от Газы и, что особенно важно, уничтожить своего главного соперника - ИРИ. Это во-первых.

Во-вторых, та же война может привести к изоляции Тегерана в регионе, оставив его в одиночестве перед Израилем и коалицией США-НАТО. В Тегеране прекрасно понимают, что в его поражении заинтересовано не только еврейское государство.

С учетом этих факторов Иран старается действовать осторожно и не давать американо-израильскому тандему шанса на большую войну. Даже сейчас противостояние «Хезболлы» с Израилем не отвечает интересам ни Тегерана, ни самой организации. Политические силы Ливана не хотят масштабной войны с Израилем и неоднократно предупреждали руководство «Хезболлы» о ее недопустимости. Однако ситуация изменится, если первой нападающей стороной будет Израиль. Если мишенью Тель-Авива станет Ливан, то «Хезболла» укрепит свое положение как внутри страны, так и за рубежом. Ее возможности сопротивления расширятся, а Израиль подвергнется еще большей критике как агрессор. Более того, учитывая ограниченные военные возможности «Хезболлы», нападение на Израиль не сулит ей победы.

Именно поэтому ни США, ни Израиль, ни тем более Иран и его союзники не форсируют события. Все ждут, чтобы первый шаг был сделан противоположной стороной.

 

Риск для арабских стран

Сохранение нынешнего положения вещей рискованно для арабских стран региона. На фоне продолжающейся беспощадной войны и гуманитарного кризиса в Газе арабские страны, не способные повлиять на американо-израильский тандем, столкнулись также с давлением снизу, со стороны местной общественности. Народы этих стран, для которых вопрос Палестины воспринимается чуть ли не как вопрос жизни и смерти, требуют от властей решительных шагов, оказывая все большее давление на собственные правительства.

С другой стороны, непрекращающиеся атаки Ирана и его союзников (опосредованно) на позиции США и Израиля, а также призывы Тегерана к принятию жестких мер еще больше усложняют ситуацию для руководства арабских государств. Теряют свое значение также призывы арабских панисламистов и сектантов-фанатиков, пользовавшиеся популярностью в мирную эпоху. Другими словами, война угрожает и системе взаимоотношений.

В этом смысле происходящие на Ближнем Востоке после 7 октября 2023 года события стали толчком к очередному переделу региона. И война в Газе поможет расставить при переделе все точки над i.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

84


Актуально