8 Января 2025

Среда, 14:11

НЕВЕДОМЫЕ ПУТИ

Франция идет в Армению, Армения наводит мосты с Россией

Автор:

01.02.2024

Франция продолжает делать проармянские жесты. В Баку уверены, что именно Париж и уже во вторую очередь Берлин стоят за скандальными событиями в ПАСЕ. Как показывает практика, перестановки в правительстве Франции на проармянский тренд в политике Парижа не влияют.

Так, недавно назначенный глава МИД Франции Стефан Сежурне выступил с обращением к дипломатическому корпусу, в котором отметил, что «Франция обеспечит постоянную поддержку Армении». Об этом с энтузиазмом сообщил посол Франции в Армении Оливье Декотиньи. 

Отличился также и Эмманюэль Макрон в своей приветственной речи к вооруженным силам страны, заявивший, что «в 2024 году мы будем неустанно обеспечивать защиту наших заморских территорий и сталкиваться с обязанностями, которые лежат на великой нации, которой мы являемся. Я мог бы упомянуть Балканы, Армению, которые привлекают наше внимание и приводят к усилению нашей позиции и принятию исторических решений, особенно в отношении Армении, о которой я только что упомянул». 

Теоретически и в Армении, и во Франции этот «фестиваль любви» должен навевать оптимизм и намекать на большие геополитические подвижки в многообещающем регионе. Но что в реальности? Действительно ли Францию ожидают на армянском направлении солидные дивиденды, а Армения обрела мощного покровителя?

 

Что ищет он в стране далекой?

Каковы же реальные планы Парижа в отношении Еревана? То, что французские политики на армянском поле решают прежде всего внутриполитические проблемы, не секрет. Это показал и визит Эрика Земмура в Армению, а также поездки Валери Пекресс в Карабах, когда там действовала хунта. 

Переизбрание на новый срок Макрону уже не светит и голоса армян ему не нужны. Но оставлять в наследство своему преемнику заведомо электоральную катастрофу тоже не хочется. Вначале повышение цен на топливо привело к протестам «желтых жилетов». Затем резкое неприятие избирателей вызвала макроновская пенсионная реформа. Теперь же Франция столкнулась с акциями протеста фермеров - с поджогами административных зданий и обливанием их навозом.

Макрон отправил в отставку правительство Франции и заменил ключевых министров. По мнению большинства экспертов, это должно было стать «искупительным жертвоприношением», «выпустить пар», создать у избирателей впечатление, что теперь придут другие люди с новыми идеями и новыми программами… Но французские фермеры решительно топят эти надежды, извините, в навозе. Франция Макрону не поверила и вряд ли уже поверит. А значит, президенту и его команде не остается ничего, кроме как собирать голоса небольших, но сплоченных групп. Например, назначить главой правительства открытого гея Атталя, ввести в кабинет еще и его партнера и заручиться голосами ЛГБТ-сообщества. Провести через парламент закон о миграции и оттянуть голоса ультраправых у Ле Пен. А поддержка Армении позволяет привлечь симпатии и французских армян, и ультраправых, и христианских фундаменталистов. Причем в Париже уверены, что собирать голоса на армянском поле можно без особых усилий. Достаточно штамповать заявления, делать многообещающие жесты и позировать, как Анн Идальго, на фоне грузовиков с гуманитарной помощью. 

Однако выясняется, что цена армянских голосов существенно выше, чем планировалось. В Азербайджане на этот «фестиваль любви» отвечают, и отвечают жестко. Total на дверь пока не указали, но контракты на восстановительные работы на освобожденной территории уже пролетели мимо французских производителей. Помимо этого в Баку разоблачили агентурную сеть французской разведки, а также умело играют против Парижа на такой площадке, как Движение неприсоединения. 

 

Геополитические мечты и реальность

Теоретически все эти «издержки» в Париже могли бы стерпеть, если бы страну на армянском поле действительно ожидали приличные дивиденды. 

Надежды превратить Армению в ценного «прокси» могли быть до осени 2020 года, но не теперь. Франция не тот игрок, который в состоянии устроить на армянском поле, а скорее «ринге», эффектный боксерский поединок и бросить соперника за канаты. Показательно, что Макрон в своей речи упомянул французские заморские территории, Балканы, но не Украину. Там идет реальная война и не получится отделаться туманными обещаниями или отправить оружейный «неликвид» вроде бронетранспортеров «Бастион», которые Президент Ильхам Алиев назвал «консервными банками». А уж упоминание о «заморских территориях» Франции в устах Макрона звучит как насмешка над собой. В последние месяцы позиции Парижа на этих самых «заморских территориях» рушатся с пугающей скоростью. Еще несколько лет назад Франция опрометчиво согласилась на российское присутствие в Центрально-Африканской Республике. И теперь ее военные чины и дипломаты лишь растерянно хлопают глазами: Москва бесцеремонно выдавливает из страны прежних ее «заморских хозяев». Французские войска не по своей воле покидают Мали. Приходится спешно выводить войска и вытаскивать провалившуюся агентуру из Нигера (и ломать голову, где взять уран для французских АЭС). Политический обвал в Буркина-Фасо… А это не только геополитические проблемы и потеря контроля над ресурсами. Новости в стиле «по требованию нового правительства французские войска покидают…» - это и жестокие имиджевые потери. На фоне политического кризиса в Африке уже не остается сомнений: у Парижа нет ни ресурсов, ни политической воли, чтобы сохранить позиции даже в тех странах, которые на берегах Сены считали своим «задним двором» и «личным огородом». 

Армения - не Буркина-Фасо. Здесь Россия располагает военной базой в Гюмри с «филиалами» в Гаракильсе, в ереванском аэропорту «Эребуни» и т.д. Границы Армении с Ираном и Турцией охраняют российские «зеленые фуражки», Москва контролирует ключевой пакет армянской экономики… И неудивительно, как уже заметили эксперты, что и Макрон, и Сежурне опасаются давать Армении какие-то конкретные обещания. 

Между тем в Армении, несмотря на все внешние атрибуты «медового месяца» с Западом, и прежде всего Францией, растет разочарование. В Ереване уже понимают, что не получат от Парижа даже десятой доли той поддержки, которую имели от Москвы. А вот «воспитательные меры» от Кремля прилететь вполне могут. Особенно теперь, когда в Кремле и на Смоленской площади открыто выражают недовольство флиртом Армении с Францией и другими недружественными России странами. 

То, что может позволить себе самостоятельный и самодостаточный Азербайджан, вряд ли распространяется на Армению, которая входит в ОДКБ и ЕАЭС, получает от России множество преференций и несет союзнические обязательства. 

В конце 2023 года в Москве выразили надежду, что Никол Пашинян после нескольких пропущенных заседаний ОДКБ все же приедет на неформальный саммит СНГ в Санкт-Петербург. И глава правительства Армении послушно прибыл по вызову в Москву. Более того, он поучаствовал и в саммите ЕАЭС, где Армения приняла председательство. 

И уже в первые недели нового года руководство пашиняновской фракции «Гражданский договор» в парламенте Армении подтвердило, что страна получила партию оружия из России. Еще некоторое время спустя было объявлено о возобновлении в Армении деятельности радио «Спутник». 

Основной темой ереванских обид на Москву было не только (и не столько) то, что Россия «позволила Азербайджану победить». В Армении обижались, что РФ не поставляла своему форпосту обещанное и, как утверждалось, даже оплаченное оружие. Впрочем, «оплаченное» в устах представителей Еревана требует уточнения. Как правило, оружие Армения получает или в подарок, или же все делается по схеме «Россия дает Армении кредит - Армения покупает на него российское оружие - Россия кредит прощает». Но в 2021 году Россия уже начала готовиться к войне с Украиной. К тому же в Москве прекрасно понимали, что ни Азербайджан, ни Турция, ни Грузия, ни Иран нападать на Армению не станут. Но в Армении мечтали о реванше и не сомневались, что «материально обеспечить» эти мечты Россия просто обязана. А не получив «стрелялок», страшно обиделись. 

И вот представители пашиняновской партии объявляют: партия оружия получена, на подходе еще одна. Да, на российско-армянском треке еще продолжает «искрить». Министр иностранных дел Арарат Мирзоян озвучивает как бы антимосковские заявления, а МИД РФ на это жестко отвечает. Но тем не менее общий тренд ясен: Армения разворачивается обратно на пророссийский курс. В том числе и потому, что деваться ей, собственно-то, некуда. Зависимость от Кремля слишком велика, чтобы в Ереване на самом деле могли позволить себе геополитические развороты. 

Наблюдают ли за этими политическими маневрами Еревана в Париже? Где и так сложная ситуация с политическим анализом и прогнозированием.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

106