Автор: Нигяр АББАСОВА
На фоне сложной геополитической ситуации на Ближнем Востоке и продолжающихся уже два месяца атак хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе европейские и международные финансовые институты приняли решение выделить десятки миллиардов евро на поддержку Транскаспийского транспортного коридора (ТКТК).
Альтернативные пути ищут не только европейцы. Казахстан, в качестве основного экспортного маршрута использующий систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК), с марта 2023 года начал транзит нефти по ветке Баку-Тбилиси-Джейхан. Теперь власти страны хотят в течение двух лет довести объем поставок по Транскаспийскому маршруту до 3 млн тонн в год. Причем для этих целей рассматривается возможность использования нефтепровода Баку-Супса.
Туркменистан, входящий в число стран, не имеющих прямого выхода к океану, для диверсификации маршрутов экспорта углеводородных ресурсов рассматривает возможность доставки газа в Турцию через Иран. Параллельно с Азербайджаном обсуждаются возможности возобновления своповых поставок «голубого топлива» через ИРИ.
Миллиарды на сближение
29-30 января в Брюсселе состоялся Форум инвесторов по транспортному сообщению между Европейским союзом и Центральной Азией в рамках стратегии ЕС Global Gateway («Глобальный шлюз»).
Форум инвесторов объединяет высокопоставленных представителей Европейской комиссии, стран Центральной Азии, Южного Кавказа, Турции, ЕС. Среди других участников - страны G7, финансовые учреждения, частный сектор.
На мероприятии был сделан решающий шаг к сближению ЕС и стран Центральной Азии. А точнее - к созданию транспортного коридора в обход России.
«Вместе мы стремимся обеспечить более быстрое и надежное сообщение между Европой и Центральной Азией, укрепляя связи и открывая новые возможности для сотрудничества и торговли», - сказал исполнительный вице-президент Европейской комиссии Валдис Домбровскис.
Как пояснила Еврокомиссия, инвестиции в размере 10 млрд евро в проходящий по территории Азербайджана Транскаспийский транспортный маршрут (Средний коридор) необходимы, чтобы развить его в качестве «мультимодального, современного, конкурентного, устойчивого, прогнозируемого, «умного» и высокоскоростного маршрута, соединяющего Европу с Центральной Азией за 15 дней или более короткий период, в соответствии с инвестиционной стратегией программы ЕС Global Gateway.
На форуме было принято несколько важных обязательств. В частности, Европейский инвестиционный банк (ЕИБ) подписал меморандумы о взаимопонимании на общую сумму 1,47 млрд евро с правительствами Казахстана, Кыргызстана и Узбекистана, а также с Банком развития Казахстана. Эти кредиты станут возможными благодаря гарантиям, предоставленным Европейской комиссией.
Кроме того, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) подписал Меморандум о взаимопонимании с Казахстаном с инвестиционным портфелем в 1,5 млрд евро для общего развития транспортной связи в Центральной Азии.
«Современный Транскаспийский транспортный коридор, соединяющий страны Центральной Азии, является краеугольным камнем наших усилий по содействию усилению региональной экономической интеграции и дальнейшему росту в регионе, а также улучшению связей с Европой. Мы определили 33 потребности в инвестициях в физическую инфраструктуру, начиная от модернизации железных дорог и заканчивая увеличением пропускной способности портов и обновлением флота. Сегодняшний форум инвесторов продемонстрировал большой интерес как со стороны институциональных, так и частных инвесторов к поддержке этих проектов», - подытожила еврокомиссар по транспорту Адина Вэлиан.
Интерес к маршруту через Каспий резко возрос с началом военных действий в Украине. Российско-украинская война привела к переориентации транспортных потоков, и ТКТК стал популярной альтернативой основному маршруту через Россию и Беларусь. Ну и масла в огонь добавила осложнившаяся геополитическая ситуация на Ближнем Востоке, которая нарушила цепочку поставок из-за атак йеменских хуситов на суда в Красном море и Аденском заливе. Ведь от безопасности этого коридора зависят и глобальные цены на нефть, а значит, и цифры на стелах автозаправочных станций.
Нужна программа
Потенциал Транскаспийского маршрута все еще остается нераскрытым, требуются большие средства для модернизации транспортной инфраструктуры в большинстве стран - участниц этого коридора для увеличения объемов грузоперевозок.
Для реализации договоренностей, принятых на форуме инвесторов, было решено, что в течение ближайших месяцев в Центральной Азии заработает «Программа регионального процветания» по запуску и использованию транскаспийских транспортных сетей. Она будет осуществляться Центром международной торговли - это агентство ООН и Организацией экономического сотрудничества и развития. Параллельно в министерства транспорта всех пяти стран будут внедрены старшие советники-резиденты и появится общая координационная платформа для отслеживания прогресса и обеспечения развития Транскаспийского транспортного коридора по плану.
Уже в 2025 году, говорят в Брюсселе, будет утверждена региональная транспортная программа, финансируемая Евросоюзом. Он предоставит центральноазиатским странам техническую помощь для продвижения уже существующих и будущих транспортных проектов.
Кстати, команда консультантов Всемирного банка еще в ноябре прошлого года представила основные выводы своего исследования «Средний торгово-транспортный коридор: необходимые стратегические решения и инвестиции, чтобы к 2030 году в три раза увеличить объем грузоперевозок и вдвое сократить время в пути».
В исследовании определены ключевые направления и инвестиции, необходимые для удовлетворения спроса на транспорт и поддержки экономического развития в Казахстане, Азербайджане и Грузии. Дан анализ возможных решений, который поможет увеличить текущий объем грузоперевозок на Транскаспийском маршруте в 3 раза. Затронуты вопросы оптимизации информационных систем, водного и железнодорожного транспорта. По данным ВБ, повышение эффективности управления ТМТМ увеличит объем торговли с Европейским союзом на 28%, а также товарооборот с Грузией и Азербайджаном на 37%. Определены перспективы координации с Турцией, Грузией, Азербайджаном и Китаем для увеличения пропускной способности товаров.
Поддержка Казахстана
«Транскаспийский международный транспортный маршрут эффективно дополняет инициативу «Один пояс, один путь», - считает президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. По его словам, Казахстан, стремясь стать региональным хабом, активно занимается развитием данного маршрута.
«Мы намерены связать Транскаспийский маршрут с Трансъевропейской транспортной сетью. Мы поддерживаем инициативу «Большой семерки» по партнерству в области глобальной инфраструктуры и инвестиций», - говорит казахстанский лидер.
Основным экспортным маршрутом для казахстанской нефти по сей день остается система Каспийского трубопроводного консорциума. На нее приходится более 80% от прокачиваемых объемов. Мощность трубопровода - 67 млн тонн нефти в год. Однако технические сбои в работе этой системы заставили власти страны искать альтернативы. Всерьез о диверсификации маршрутов экспорта нефти в Казахстане заговорили в 2022 году после сообщений о возможной приостановке работы морского терминала КТК по решению суда для устранения нарушений экологического законодательства. Этому предшествовали ограничения в работе причальных установок в связи с обследованием акватории на наличие взрывоопасных объектов, а также мартовская остановка отгрузок с причалов КТК из-за последствий шторма, продлившаяся почти месяц.
В том же 2022 году К.-Ж.Токаев дал поручения увеличить объем транспортировки нефти по Транскаспийскому коридору. В соответствии с данным поручением «КазМунайГаз» и Госнефтекомпания Азербайджана (SOCAR) заключили пятилетнее соглашение. Оно предусматривает отправку 1,5 млн тонн сырья в год с месторождения «Тенгиз» в Азербайджан для последующей ее прокачки по линии Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД). В перспективе - увеличение этого объема до 5 млн тонн в год. В транспортировке задействованы казахстанский и азербайджанский флоты на паритетной основе.
В рамках этих договоренностей казахстанский оператор магистральных нефтепроводов «КазТрансОйл» в 2023 году отправил через Азербайджан в 5,6 раза больше нефти, что составило 1,392 млн тонн.
Вместе с тем правительство Казахстана анонсировало планы, по которым в течение двух лет поставки по Транскаспийскому маршруту должны увеличиться до 3 млн тонн.
«Прорабатывается вопрос с азербайджанской стороной по рассмотрению возможности транспортировки казахстанской нефти по нефтепроводу Баку-Супса в объеме до 3 млн тонн в год», - сообщило Минэнерго страны. При этом план на 2024 год предполагает транзит через Азербайджан до 1,5 млн тонн казахстанской нефти.
Для исполнения поручения К.-Ж.Токаева по диверсификации маршрутов экспорта казахстанских углеводородов страна решила пополнить собственный танкерный флот. В ноябре прошлого года были приобретены танкеры Taraz и Liwa дедвейтом 8000 тонн каждый для доставки нефти из Актау в Баку. Эти танкеры позволят полностью покрыть обязательства казахстанской стороны по перевозке 750 тыс. тонн нефти в год.
Помимо этого ведутся работы по развитию портовой инфраструктуры Казахстана. Так, в порту Курык в 2023 году построили зерновые терминалы, а к июлю 2024 года в акватории порта должны завершиться дноуглубительные работы. Будут построены также терминалы для генеральных грузов и перевалки «зеленого» водорода. Общий объем инвестиций на развитие терминалов составит более $200 млн. В 2024 году аналогичные работы будут осуществлены и в порту Актау.
Таким образом, Казахстан реализует политику по диверсификации маршрутов поставок нефти на внешний рынок и наращивает объемы экспорта по альтернативным направлениям.
Сложный выбор Туркменистана
Собственную стратегию по диверсификации маршрутов углеводородных ресурсов реализует и Туркменистан, рассчитывая занять ключевые позиции в этом вопросе.
Однако если по нефти не возникает никаких вопросов и она уже который год танкерами доставляется до Баку и далее экспортируется по БТД, то с газом ситуация обстоит намного сложнее. Переговоры по прокладке Транскаспийского газопровода результатов пока не принесли, а своповые поставки туркменского газа через Иран в Азербайджан прекратились с начала января текущего года.
Вице-президент Еврокомиссии Маргаритис Схинас на брифинге по итогам поездки в Туркменистан, говоря о перспективах Транскаспийского газопровода, указал, что для его реализации требуются коммерческий интерес и наличие рынков сбыта. Не секрет, что Ашхабад уже много лет обсуждает с Азербайджаном, Турцией, Грузией и ЕС возможность его строительства мощностью от 10 до 30 млрд кубометров газа в год.
На вопрос, как ЕС планирует активизировать работу по транспортировке туркменского газа, М.Схинас открыто ответил, что «ЕС выстраивает энергетическую устойчивость для того, чтобы у нас было достаточно энергии, которая нам необходима, из тех источников, которые доступны». При этом он отметил: «Мы - сторонники экологически чистой «зеленой» энергии».
Что касается своповых поставок газа из Туркменистана в Азербайджан через Иран, эта схема успешно работала с января 2022 года в соответствии с трехсторонним своповым соглашением, подписанным 28 ноября 2021 года в Ашхабаде. Договор предусматривал транспортировку до 1,5-2 млрд кубометров газа в год. В начале июня 2022 года министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров и министр нефти Ирана Джавад Оуджи подписали в Баку меморандум о взаимопонимании, в соответствии с которым поставки газа должны были увеличиться вдвое.
Однако с января текущего года они были временно прекращены и возобновятся, если Баку и Ашхабад достигнут договоренности. Чем было продиктовано подобное решение, не известно. Между тем туркменские СМИ сообщают, что все упирается в цену - стороны пока не могут договориться по этому вопросу. По информации СМИ, по прежнему договору цена составляла ориентировочно $135-140 за 1 тыс. кубометров. Очевидно, туркменская сторона решила поднять планку. Приход февраля не изменил ситуацию. Значит, обсуждения продолжаются.
Вероятно, в Ашхабаде решили найти альтернативу и предлагают наладить экспорт газа в Турцию через Иран. Возможности этого обсуждались 6 декабря в ходе очередного заседания межправительственной туркмено-турецкой комиссии по экономическому сотрудничеству в Ашхабаде. Затем переговоры без указания маршрута (через Иран или Азербайджан) состоялись между представителями газовых госкомпаний BOTAS (Турция) и «Туркменгаз» (Туркменистан).
«Стороны обсудили возможность поставок туркменского газа в Турцию и далее на мировые рынки. Глава BOTAS Абдулвахит Фидан заявил о готовности оказать всемерную поддержку туркменской стороне для достижения этой цели», - отчитались в BOTAS об итогах встречи.
Конкретные детали переговоров не раскрываются.
Охота за двумя зайцами
Хотя вопрос прокачки туркменского газа через территорию Ирана в Турцию находится еще на уровне обсуждений, официальный Вашингтон не упустил случая высказать свою позицию. По поводу того, как отнесется Вашингтон к транзиту через Иран, посол США в Туркменистане Мэтью Климоу сказал, что «это зависит от очень многих факторов. Например, передача газа в Азербайджан по свопу через Иран не нарушает санкции. Это будет зависеть от того, как эта сделка будет структурирована».
По его словам, «со стороны Туркменистана очень мудро диверсифицировать поставки своих нефти или газа на Запад, так же как на Восток и Юг».
При этом посол положительно оценил идею строительства Транскаспийского газопровода при условии интереса к нему представителей Европы. «Я считаю, что очень мудро также провести газопровод по Каспийскому морю. И с инженерной точки зрения это не большая проблема. Должны быть проведены политические и экономические расчеты, чтобы осуществить такой проект, и должен быть интерес стран Каспийского региона и со стороны Европы», - сказал он.
Азербайджанские эксперты, комментируя переговоры по своповым поставкам туркменского газа через Иран, отмечают, что если между Баку и Ашхабадом договоренность не будет достигнута, то Азербайджан в 2024 году вполне может обойтись без туркменского газа. Трудно не согласиться с их мнением. Учитывая, что в 2024 году в Азербайджане прогнозируется значительное увеличение объемов поставок товарного газа на внутренний рынок, прежде всего с газоконденсатных месторождений «Умид» и «Абшерон», необходимость в импорте из Туркменистана может отпасть.
Годовой объем добычи газа на месторождении «Умид» в 2024 году ожидается на уровне 3 млрд кубометров (в 2023 г. около 2 млрд). Добыча газа на «Абшероне» выйдет в текущем году на пиковый уровень и составит 1,5 млрд кубометров (0,7 млрд в 2023 г.). Эти объемы наряду с поставками с других азербайджанских месторождений позволят полностью покрыть внутренний спрос и выполнить контрактные обязательства по Грузии.
По всей видимости, окончательный выбор в пользу того или иного маршрута придется сделать Туркменистану. Выбор этот будет весьма непростой - между возвращением к уже наработанной схеме своповых поставок газа в Азербайджан и организацией с нуля транзита газа в Турцию через Иран. Вряд ли во втором случае договоренности будут быстрыми. Разнообразие вариантов делает проблему выбора в разы сложнее. Главное, чтобы процесс не превратился в погоню за двумя зайцами с известным результатом.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: