Автор: НУРАНИ
Мюнхенская конференция по безопасности завершена. К счастью премьер-министра Армении Никола Пашиняна, на сей раз обошлось без дебатов с Президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Главным же событием Мюнхена на армяно-азербайджанском треке стали переговоры Ильхама Алиева и Никола Пашиняна при участии канцлера ФРГ Олафа Шольца. Результат вроде бы скромный: достигнута договоренность о продолжении переговоров и встрече глав МИД для подготовки мирного договора. Но…
«Дипломатический переворот»
Нет никаких сомнений, что итоги встречи в Мюнхене в пользу Азербайджана. Переговорную площадку с полным основанием можно назвать европейской, хотя от данного процесса был решительно «отодвинут» президент Франции Эмманюэль Макрон.
Более того, в ходе встречи с действующим председателем ОБСЕ Президент Азербайджана поставил вопрос о необходимости официального роспуска Минской группы. И вдобавок Баку обнулил результаты переговоров в Гранаде. Тех самых, где Азербайджан не присутствовал в знак протеста против участия Макрона из-за его предвзятой позиции.
Напомним, что Ильхам Алиев поставил тогда условие: или на переговорах не будет Макрона, или должен быть приглашен также президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Условие выполнено не было, и Азербайджан от встречи в Гранаде отказался. Между тем составленное там заявление по Карабаху поставило посредничество Евросоюза под большой вопрос. Подписывать документ, принятый в одностороннем порядке, Баку, естественно, категорически отказался.
На этом фоне встреча в Мюнхене - уже новый формат. Канцлер Германии на правах хозяина площадки присутствовал на начальной стадии переговоров. А затем они продолжились уже в двустороннем формате: Алиев-Пашинян. То есть без посредников, на чем и настаивал Президент Азербайджана. Так что, несмотря на как бы скромные результаты, Азербайджан имеет все основания записать прошедшее себе в актив.
Когда пушки не молчат
Эксперты считают, что в той ситуации, в которой стартовала Мюнхенская конференция, факт состоявшихся переговоров - уже большое достижение. Напомним, что 12 февраля Армения устроила очередную провокацию на условной границе с Азербайджаном. Снайпер с армянской стороны тяжело ранил азербайджанского пограничника. В ответ была проведена операция «Возмездие», в результате которой был разгромлен армянский пост, откуда стреляли. Армения официально признала потерю четверых своих военнослужащих.
Да, инциденты на границе бывали и прежде. Но в течение нескольких месяцев здесь было тихо. И Азербайджан, и Армения потихоньку стали отводить войска от границы. Непосредственную угрозу большой войны не отмечали и эксперты из третьих стран. А сотрудники гражданской мониторинговой миссии Евросоюза с довольным видом раздавали интервью: дескать, благодаря им нехороший Азербайджан не нападает на многострадальную Армению.
Однако драматические события на границе полностью разрушили эту идиллию. Если персоны типа Жозеппа Борреля и могли еще рассуждать о якобы «несоразмерном» азербайджанском ответе, то отрицать авторство первого выстрела «многострадальной» не получалось. Между тем в Азербайджане утверждали, что провокация была совсем не случайной и что Ереван готовил нечто вроде «молниеносного вторжения». Именно с этими планами азербайджанские эксперты увязывали визит на условную границу с армянской стороны французского генерала, а также задержание незаконно проникшего из Армении гражданина Чехии. Официальная версия, будто он альпинист и просто заблудился в горах. Но тогда возникает вопрос: как же этому «альпинисту» удалось миновать армянские посты и пройти через минные поля?!
Почему «Еркрапа»?
После инцидента Ереван заявил, что четверо погибших - это члены Союза добровольцев «Еркрапа». Организации, которая объединяет участников боевых действий в Карабахе. То, что на границе некому служить и этим занимаются возрастные члены добровольческой организации, говорит о демографическом кризисе в Армении, и это ее внутренняя проблема. Опасность представляет другое обстоятельство. Премьер-министр Армении изображает из себя «голубя мира» и как бы обещает признать территориальную целостность Азербайджана (хотя дальше обещаний дело не идет). В реальности же в Ереване продолжают строить планы силового реванша.
Нет, в Армении не забыли свой военный разгром. Но полагают, что, во-первых, Азербайджан в новых освобожденных регионах еще не успел достаточно укрепиться, выстроить оборонительные рубежи, развернуть военную инфраструктуру и т.д. А во-вторых, видимо, пытаются убедить себя, что война осени 2020 года и антитеррористические рейды сентября 2023-го достаточно сильно истощили военные ресурсы Азербайджана.
Появление на границе «добровольцев «Еркрапа» не случайно. Их считали и считают наиболее боеспособным и едва ли не «победоносным» контингентом, с которым связывают военные успехи Армении в начале девяностых.
Участники первой Карабахской войны - вышеупомянутые «добровольцы «Еркрапа» - до сих пор считаются в Армении наиболее боеспособным контингентом. И появляются они вблизи линии фронта, когда замышляется очередной сценарий территориальных захватов. Поэтому провокация «Еркрапа» на границе с Азербайджаном говорит лишь об одном - о прожектерских планах территориальных захватов.
Рухнувшие планы Еревана
Вряд ли провокация на границе, произошедшая накануне Мюнхенской конференции и намеченной на ее полях встречи Алиев-Шольц-Пашинян, произошла нежданно-негаданно. Пашинян собирался прибыть туда с целым ворохом преференций. Территориальные захваты, даже небольшие по площади, должны были избавить Армению от клейма проигравшей стороны и позволить бить по столу кулаком на переговорах. Боевые действия на границе, надеялись в Ереване, должны были простимулировать и продемонстрировать «европейскую» поддержку.
Однако этим планам не суждено было сбыться. Даже завзятые друзья не спешили с поддержкой. Скомпрометированной - и это еще мягко сказано - оказалась и европейская наблюдательная миссия. Так что Пашиняну пришлось сворачивать военную активность на границе и ехать на конференцию на далеко не лучших для себя ожиданиях.
В Мюнхене проявилось и то, о чем в Ереване не решались даже думать. Как выяснилось, нет ни «глубокого кризиса» в отношениях Азербайджана и США, ни тем более «антизападного» разворота Азербайджана. Президент Ильхам Алиев провел за два дня 24 встречи - с главами государств и правительств, с руководителями финансовых центров и мировых корпораций. Еще 10 встреч не удалось втиснуть в график просто физически. Причем все они проходили по инициативе и просьбам противоположных сторон. Азербайджаном и США в ходе переговоров в Мюнхене был сделан шаг к нормализации взаимосвязей. При этом Баку оговаривает, что отношения с Азербайджаном не должны рассматриваться через призму отношений с Арменией. После Мюнхена Пашинян отправился с визитом в Париж и вроде бы даже выслушал от Макрона очередные обещания о поддержке. Но все прекрасно понимают, что Франция не та страна, на которую следует рассчитывать. И это может стать для Еревана серьезной проблемой.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: