Автор: Нурлана ГУЛИЕВА
Как и предсказывали международные аналитики, Центральный банк Азербайджана (ЦБА) продолжил снижение учетной ставки - пока на 0,25 процентных пункта (с 7,75 до 7,5%). Также с 8,75 до 8,5% сократилась верхняя граница процентного коридора, в то время как нижняя осталась неизменной (6,25%). «Снижение верхней границы процентного коридора и учетной ставки направлено на смягчение монетарных условий. Сохранение нижнего предела неизменным позволит оптимизировать ширину процентного коридора. При определении этих параметров также учитывалось их влияние на процентные ставки на межбанковском денежном рынке», - говорится в сообщении Центробанка.
Главным аргументом такого решения стали сравнение фактической и прогнозируемой инфляции с целевой (4±2%), стабилизация инфляционных ожиданий и изменение баланса рисков на финансовом рынке. Предыдущее решение ЦБА было аналогичным, то есть ставка была также снижена на 0,25%. Это полностью совпадает с мнением международных аналитиков, которые уверены, что тенденция будет продолжена до конца текущего года
Инфляционные ожидания
Голландская транснациональная корпорация банковских и финансовых услуг ING Group предсказала постепенное снижение учетной ставки в Азербайджане в 2024 и 2025 годах. Так, ING Group считает, что в 2024 году она дойдет до 7,5%, а затем до 7,25% в начале 2025 года. К концу 2025 года учетная ставка может достигнуть 6,5%, что отражает согласованные усилия Центрального банка по стимулированию экономической активности и ускорению роста.
Аналитики портала экономической статистики Trading Ecomonics между тем считают, что процесс будет идти быстрее, и отметка в 6,5% будет взята уже в четвертом квартале этого года.
Тот факт, что в международной экспертной среде все чаще стали появляться прогнозы по учетной ставке в Азербайджане, говорит о приближении Центробанка к своей цели превратить этот инструмент в реальную возможность воздействия на макроэкономические и финансовые процессы в стране. До этого данная взаимосвязь была настолько неощутимой, что процессы вокруг ставки рефинансирования не вызывали особого интереса у мировых аналитиков.
Отметим, что позицию ЦБА по денежно-кредитной политике одобрил и Международный валютный фонд (МВФ), хотя его эксперты рекомендуют проявлять осторожность перед дальнейшим ее смягчением.
«Инфляционные риски, обусловленные внешними и внутренними факторами, сохраняются. Таким образом, прежде чем рассматривать дальнейшее смягчение, необходимы ужесточение налогово-бюджетной политики, замедление роста доходов и заработной платы, а также отсутствие неблагоприятных шоков цен на продовольствие», - отмечают в МВФ.
Экономисты Валютного фонда считают, что прежде чем продолжить смягчение денежно-кредитной политики, необходимо убедиться в том, что недавняя дефляция сохранится.
Сам Центробанк уверен, что инфляционных колебаний в этом году удастся избежать, и полагает, что годовая инфляция в 2024 году останется в пределах целевого показателя (4±2%). Основание - в феврале 2024 года 12-месячная инфляция составила 0,8%, а базовая - 1,4%. Годовая продовольственная дефляция была на уровне 0,3%, инфляция непродовольственных товаров - 1,4%, в сфере услуг - 2,3%.
ЦБА отмечает, что снижение годовой инфляции происходит за счет воздействия внешних и внутренних факторов. По данным Всемирного банка, индекс цен на сырье в феврале 2024 года снизился на 7,3% в годовом исчислении, в том числе цены на энергоносители - на 7,5%. По мнению Агентства энергетической информации США, вероятность возможного увеличения запасов нефти со второго квартала 2024 года станет одним из основных факторов, влияющих на цены. Согласно же Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, в феврале индекс цен на продовольствие опустился на 10,5% в годовом исчислении. Снижению импортной инфляции также способствовал рост номинального эффективного курса маната (19,3% в 2023 г. и 1,8% за первые два месяца 2024 г.)
Тем не менее все это не говорит о полном исключении инфляционных рисков. Они, как и раньше, в основном базируются на внешних факторах. Прежде всего на сохранении геополитической напряженности, которая нарушает стабильность важных международных торговых путей. Кроме того, в ЦБА опасаются, что изменение климатических процессов может привести к повышению цен на сырьевые товары на мировом рынке и волатильности инфляции в странах-партнерах. Основным внутренним риском, который может сказаться на инфляции, по мнению ЦБА, может стать активизация факторов затрат. Не исключено и усиление влияния фискальных операций на денежную массу в текущем году. Однако в ЦБА полагают, что в целом риски роста и снижения инфляции уравновешивают друг друга.
МВФ тоже считает, что инфляция в Азербайджане в среднесрочной перспективе останется в пределах целевого диапазона ЦБА. Что внешняя позиция, поддерживаемая высокими ценами на нефть, останется сильной благодаря положительному сальдо торгового баланса и продолжающемуся накоплению валютных резервов. «Риски для перспектив остаются в целом сбалансированными, но высокими, что отражает весьма неопределенные внешние события», - говорится в отчете фонда.
Тренд на неизменность
Инфляционные риски повлияли и на решения по ставкам рефинансирования, принятых центробанками ведущих экономик мира. Так, Федеральная резервная система США, выполняющая функции центрального банка страны, по итогам мартовского заседания сохранила базовую ставку на уровне 5,25-5,5%. В регуляторе сочли неуместным снижать целевой диапазон ставки, пока не появится большая уверенность, что инфляция устойчиво приближается к отметке 2%.
Совет директоров Банка России также принял решение сохранить ключевую ставку на уровне 16% годовых. Подчеркивается, что текущее инфляционное давление постепенно ослабевает, но остается высоким. Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг, жесткость рынка труда вновь усилилась. «Пик текущей инфляции в РФ был пройден осенью 2023 года, пик годовой инфляции ожидается в течение второго квартала 2024 года», - заявила глава Банка России Эльвира Набиуллина.
Банк Англии тоже сохранил базовую процентную ставку на уровне 5,25% годовых по итогам мартовского заседания, отметив ослабление инфляционного давления и замедление темпов роста зарплат - важного фактора для инфляции. Банк Англии прогнозирует, что инфляция опустится чуть ниже 2% во втором квартале текущего года (ранее ожидалось замедление до 2%), после чего снова умеренно вырастет.
Европейский центральный банк (ЕЦБ) оставил неизменными все три ключевые процентные ставки: базовая по кредитам оставлена на уровне 4,5%, по депозитам - 4%, по маржинальным кредитам - 4,75%. «Хотя большинство показателей базовой инфляции продолжили снижаться, ценовое давление на внутренних рынках остается высоким, что связано также с ростом зарплат», - утверждают специалисты банка. Совет управляющих ЕЦБ твердо намерен добиться возвращения инфляции к среднесрочному целевому уровню в 2%. «Темпы роста потребительских цен в еврозоне стремительно замедляются, и момент для снижения процентных ставок становится все ближе», - заявил член Совета управляющих Фабио Панетта.
Народный банк Китая также оставил неизменной базовую процентную ставку по кредитам - она сохранилась на уровне 3,45% годовых.
И только Центробанк Турции вновь отличился, неожиданно повысив учетную ставку на рекордные с начала 2000-х годов 500 базисных пунктов - с 45 до 50%. При этом сообщается, что основной тренд месячной инфляции в феврале оказался выше ожиданий.
Ставки вниз, кредиты - вверх?
Возвращаясь к ситуации в Азербайджане, отметим: несмотря на явные сдвиги в пользу влияния решений по учетной ставке на макроэкономические процессы, местные эксперты указывают на все еще весьма слабое их воздействие на ставки по кредитам коммерческих банков. «Чтобы подобный эффект стал заметным, потребуется некоторое время. Это совершенно не связано с текущей деятельностью ЦБ. Но обычно, когда центральные банки других стран снижают учетную ставку, то ставки по депозитам и кредитам также снижаются. Несмотря на снижение в последнее время ЦБА учетной ставки, наоборот, наблюдается рост ставок по депозитам», - отметил депутат-экономист Вюгар Байрамов.
Он напомнил, что сегодня ставки по депозитам колеблются в диапазоне 8-9,5%, в зависимости от срока в системообразующих банках, которые раньше принимали депозиты по ставке 5-6%. «На повышение депозитных ставок также оказали влияние количество сделок, заключенных в национальной валюте между банками на платформе Bloomberg, а также их средняя процентная ставка. Так, ЦБА смог привлечь часть пассивных активов банков через свои ноты, что создало спрос на дополнительные средства в банках. Вместе с тем объем наличных денег вне банков также довольно велик. М0 (наличные деньги в обращении) в 15 млрд манатов побуждает банки к более активным действиям. Во всех случаях последнее решение ЦБ не повлечет за собой существенного изменения ставок по кредитам», - уверен В.Байрамов.
Данные за февраль 2024 года показывают, что банки в Азербайджане предлагали кредиты на сумму от 300 до 150 тыс. манатов, а годовые процентные ставки варьировались в пределах 11-16%. Одновременно кредитный портфель банков и других финучреждений вырос на 20,3% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 24 млрд 362,5 млн манатов. Несмотря на этот рост, объем просроченных кредитов сократился на 22,2%, составив всего 1,9% от общего кредитного портфеля.
Экономисты считают, что хотя процентные ставки по кредитам остаются высокими из-за структурных недостатков финансовой системы, необходимо продолжить реформы финансово-экономических институтов, стимулирование конкуренции в кредитном секторе, в том числе принять мотивационные решения для решимости банков пойти на удешевление займов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: