Автор: Айгюнь МАХМУД
На фоне геополитических потрясений и экономических вызовов рождается новая архитектура глобальной торговли. Мир, привыкший к гегемонии Запада, вступает в эпоху многополярности, где правила игры еще только определяются.
Множатся голоса, призывающие к реформированию устаревших взаимоотношений. «Нынешняя торговая система не работает для всех, нарастающие торговые барьеры, протекционизм и нарушение договоров создают серьезные вызовы для глобальной экономики», - заявил на пленарной сессии Баосского азиатского форума президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев и призвал к созданию новой системы, основанной на «принципах справедливости и открытости».
Эксперты вторят ему. «Протекционизм и торговые войны наносят ущерб мировой экономике, - говорит главный экономист МВФ Гита Гопинат. - Нам нужна более открытая и справедливая торговая система».
Четыре столпа перемен
Но как это будет выглядеть? Мнения расходятся. Одни ратуют за укрепление существующих институтов, таких как Всемирная торговая организация (ВТО). Так, гендиректор этой организации Нгози Оконджо-Ивеала уверен, что «ВТО остается краеугольным камнем многосторонней торговой системы».
Другие же утверждают, что необходимы радикальные изменения. «Нам нужна новая торговая система, которая будет отвечать потребностям XXI века и будет более справедливой и устойчивой», - считает генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш.
Почти такого же мнения придерживаются и президент Всемирного банка Дэвид Малпасс, канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Индии Нарендра Моди, которые уверены, что нынешняя торговая система нуждается в реформировании.
Таким образом, мировая торговля на пороге глобальных перемен. Какие же вызовы и возможности таит в себе эта новая эра?
Во-первых, наблюдается перераспределение сил. США и ЕС, доминировавшие в мировой торговле на протяжении десятилетий, постепенно утрачивают свои позиции. Одновременно происходит активизация новых игроков: Китай, Индия, Бразилия и другие страны наращивают свою экономическую мощь и влияние на торговые потоки.
Во-вторых, эксперты обращают внимание на еще большее расширение региональных торговых блоков. Транстихоокеанское партнерство, Всеобъемлющее региональное экономическое партнерство, Африканская континентальная зона свободной торговли и другие объединения меняют ландшафт мировой торговли.
Все больше стран заключают региональные торговые соглашения, которые снижают барьеры между странами-участницами. Кроме того, Европейский союз работает над созданием более интегрированного внутреннего рынка, основанного на принципах свободной торговли и конкуренции. Китайская инициатива «Один пояс, один путь» также направлена на создание новой торговой инфраструктуры, которая соединит Азию, Европу и Африку. Но при этом многие государства по-прежнему придерживаются протекционистских мер, защищающих внутреннюю экономику от иностранной конкуренции.
Третий момент, на котором заостряют внимание аналитики, это цифровизация и развитие электронной коммерции. Интернет-торговля стремительно растет, открывая новые возможности для бизнеса и потребителей. Все большее распространение и признание новых технологий, таких как блокчейн и других, способствуют повышению прозрачности и эффективности торговых операций. «Решение торговых проблем требует устранения несправедливых барьеров, повышения прозрачности цепочек поставок посредством цифровизации», - считает президент Казахстана К.-Ж.Токаев.
И, наконец, четвертый пункт, без которого сегодня не обходится ни одна экономическая повестка, - это устойчивое развитие и борьба с изменением климата. Эксперты указывают на необходимость того, чтобы торговая система учитывала экологическую составляющую процессов товарооборота и стимулировала производство экологически чистой продукции. Кроме того, она должна быть направлена на сокращение неравенства между странами и внутри них - во главе угла должны быть равные возможности для всех, а не получение выгоды лишь избранными.
Однозначно, что формирование новой глобальной торговой системы - сложный и длительный процесс. Но уже сейчас ясно, что она будет многополярной, более открытой, справедливой и устойчивой.
Роль Азербайджана
В контексте формирования новой многополярной торговой системы перед Азербайджаном открываются, пожалуй, безграничные перспективы, чтобы стать мостом между Востоком и Западом. Расположенная на перекрестке Европы и Азии, страна обладает уникальным геополитическим потенциалом. Она граничит с пятью государствами, имеет выход к Каспийскому морю и Черноморскому региону, а также является частью трансконтинентальных транспортных коридоров. Сегодня Азербайджан активно инвестирует в модернизацию и расширение своей транспортной сети, включая железные дороги, автомобильные трассы, порты и аэропорты, сотрудничает с региональными и международными партнерами для развития транзитных маршрутов и создания логистических центров.
Кроме того, страна имеет соглашения о свободной торговле с рядом государств, что расширяет доступ к новым рынкам. Это осуществляется также посредством диверсификации экспортной корзины путем наращивания ненефтяного экспорта. Мы обладаем значительным потенциалом для развития ненефтяного сектора, что представляет интерес для иностранных инвесторов.
Активное участие в региональных проектах также позволяет развивать торговлю и увеличить приток инвестиций, для чего создаются налоговые, таможенные условия.
Расположение на Шелковом пути также предопределяет важную роль Азербайджана в реализации китайской инициативы «Один пояс, один путь». Мы обладаем всеми необходимыми предпосылками, чтобы стать одним из ключевых транзитных хабов в рамках этого масштабного проекта. В свете геополитических перемен страна ищет новые точки опоры. И Китай с его растущей экономической мощью становится все более привлекательным партнером. Товарооборот между двумя странами в 2023 году превысил $3 млрд, демонстрируя завидный двузначный рост. Как сообщил министр экономики Азербайджана Микаил Джаббаров в интервью китайскому телеканалу CGTN, Китай является важным торговым партнером Азербайджана. «У нас есть постоянное торговое представительство в Китае. Ряд китайских компаний уже реализуют проекты в Азербайджане в сфере возобновляемой энергетики, промышленного производства, а также налажено сотрудничество в рамках промышленных парков», - отметил министр.
В основе этого сотрудничества лежит крепкий фундамент политических отношений. «Азербайджан поддерживает политику единого Китая, - подчеркнул М.Джаббаров, - и это является прочной основой для наших отношений».
Можно заметить, что Азербайджан с его выгодным географическим положением на пересечении транспортных коридоров Восток-Запад и Север-Юг представляет собой одно из самых перспективных направлений для Китая, стремящегося к расширению своих торговых путей.
«Фактически мы являемся самым коротким маршрутом, соединяющим Китай с Европой через Центральную Азию, Каспийское море и Азербайджан», - указал Микаил Джаббаров. В интервью китайскому изданию Global Times завотделом по вопросам внешней политики Администрации Президента Хикмет Гаджиев сказал, что «сотрудничество между Азербайджаном и Китаем характеризуется прекрасными политическими связями». Он заметил также, что потенциал делового партнерства между государствами, тем не менее, гораздо выше.
«Мы хотели бы видеть больше китайских компаний на азербайджанской земле, - добавил Х.Гаджиев. - Они уже вносят свой вклад в диверсификацию нашей экономики, но мы ожидаем большего, особенно в контексте курса Азербайджана на зеленый рост».
В числе приоритетов сотрудничества - цифровая трансформация, являющаяся важной частью азербайджанской программы устойчивого развития. «В рамках зеленого перехода мы видим Китай как ключевого партнера, - отметил Х.Гаджиев. - Их электромобильная промышленность - одна из лучших в мире. Мы уже закупаем у них электробусы и другое оборудование, но хотели бы пойти дальше - создать совместное производство на территории Азербайджана».
Важную роль, считает он, играет и сотрудничество в рамках инициативы «Один пояс, один путь», где Средний коридор может стать мостом между Китаем и Европой. «Азербайджан и другие страны Центральной Азии, расположенные вдоль Каспийского и Черного морей, могут стать надежными партнерами в этом проекте, - говорит Х.Гаджиев. - Это не только выгодно с точки зрения экономики, но и подчеркивает стратегическое партнерство между Китаем и Азербайджаном».
Однозначно то, что Шелковый путь 2.0 обретает форму. И Азербайджан с его выгодным географическим положением и амбициозными планами готов играть в нем свою роль. Вместе с тем, учитывая все вышесказанное, Баку может стать также платформой для диалога и сотрудничества между странами Востока и Запада.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: