Автор: Лейла ЗЕЙНАЛ
Морские нефтяные платформы - это выдающиеся инженерные решения. За счет миллиардных инвестиций эти гигантские сооружения возводятся в течение нескольких лет, а по завершении строительства позволяют добывать нефть и газ в наименее доступных местах.
В апреле в нефтегазовом секторе Азербайджана произошло именно такое знаменательное событие - компания bp начала добычу нефти с новой платформы, установленной на блоке месторождений «Азери-Чыраг-Гюнешли» (АЧГ).
Как отмечает сам британский нефтяной гигант, новая платформа важна как для самой компании, так и за ее пределами, поскольку является «частью усилий по обеспечению поставок жизненно важных энергоносителей в регион и Европу, а также увеличению стоимости bp».
Первая нефть
Добыча углеводородов в море - это всегда очень дорого, долго и рискованно. Такую деятельность могут позволить себе действительно крупные компании, которые владеют не только значительными финансовыми ресурсами, но и имеют соответствующий опыт работы в реализации подобных проектов. Без морских платформ средние цены на нефть, вероятно, были бы существенно выше - на офшор приходятся около трети мирового производства нефти и четвертая часть газа.
Компания bp 16 апреля объявила о начале добычи нефти с новой платформы «Центральный Восточный Азери» (ЦВА), установленной на блоке месторождений АЧГ. «ЦВА является одной из самых технологических и цифровых платформ bp на сегодняшний день, а также частью наших усилий по удовлетворению мировых потребностей в энергии», - говорится в официальном заявлении британской компании.
Акционеры проекта разработки блока месторождений АЧГ 19 апреля 2019 года подписали окончательное инвестиционное решение по ЦВА стоимостью $6 млрд, из которых порядка $3,2 млрд составили расходы на строительные работы, а остальное - затраты на разработку, включая бурение новых скважин.
Первая нефть с ЦВА была получена со стартовой добывающей скважины, бурение которой началось в декабре 2023 года. Теперь bp c этой платформы в течение 2024 года планирует пробурить и ввести в эксплуатацию еще две добывающие скважины. Ожидается, что в итоге суточное количество нефти с платформы будет увеличиваться и к концу 2024 года достигнет 24 тыс. баррелей.
Проект ЦВА является следующим этапом разработки блока АЧГ, на который возлагаются особые надежды. В последние годы здесь наблюдается заметное падение добычи по естественным причинам. Истощение запасов в разрабатываемых залежах АЧГ привело к тому, что в 2023 году здесь было получено на 2 млн тонн меньше топлива в годовом сравнении. Перспектив для наращивания в настоящее время нет, и поэтому все усилия bp и SOCAR направлены на то, чтобы поддерживать нынешний объем.
«ЦВА увеличит добычу нефти в Азербайджане и поможет максимально эффективно использовать стареющее месторождение. Это даст и bp, и Азербайджану возможность получить большую отдачу от существующих месторождений и активов», - отмечает британский оператор проекта.
Поэтому запуску новой платформы уделяется такое внимание как со стороны самой компании, так и правительства Азербайджана.
Проект ЦВА предусматривает бурение 48 скважин, которое будет осуществлять Turan Drilling Company. На пике с данной платформы ожидается добыча 100 тыс. б/с и 350 тыс. кубических футов попутного газа. За весь период эксплуатации платформы будет извлечено около 300 млн баррелей нефти.
В апреле bp отметила также 16-летие уже действующей платформы «Глубоководный Гюнешли», с которой с 22 апреля 2008 года по сей день получено порядка 638 млн баррелей нефти и 18,2 млрд кубометров попутного газа. По состоянию на конец 2023 года среднесуточное количество нефти с данной платформы составило 67,3 тыс. баррелей.
В целом же в 2023 году с АЧГ было извлечено около 133 млн баррелей, или в среднем 363 тыс. б/с.
Не отказываясь от ископаемого топлива
Для Азербайджана все эти работы имеют большое значение, поскольку позволят еще несколько лет поддерживать добычу на АЧГ и в целом в стране на стабильном уровне (падение, конечно, будет, но не столь болезненно ощутимым), параллельно развивая проекты «зеленой» энергетики. Тем более что спрос на нефть есть и сохранится еще надолго, даже несмотря на нацеленность ведущих компаний и стран мира на отказ от ископаемого топлива. Планка слишком высокая, и если и достижимая, то не за один десяток лет. На это же указал и Президент Азербайджана Ильхам Алиев в своем выступлении на международном форуме «СОР29 и Зеленое видение для Азербайджана» в Университете АДА.
Глава государства уверен, что мир будет нуждаться в ископаемом топливе достаточно долго, а потому нет причин полностью отказываться от нефтегазовых проектов в пользу «чистой» энергии. Куда правильнее направить усилия на параллельное их развитие. «Что касается внедрения «зеленой» энергетики и ископаемого топлива, я думаю, что мир будет нуждаться в ископаемом топливе еще много лет. Я думаю, было бы наивно думать, что однажды это прекратится. Потому что мир к этому не готов. Мировая экономика к этому не готова и промышленность не готова к этому. Таким образом, я думаю, что лучшим способом будут создание синергии и эволюционный путь, а не постановка недостижимой цели. В нашем случае мы уже начали активно инвестировать вместе с нашими инвесторами в проекты «зеленой» энергетики», - отметил глава государства.
Президент напомнил, что нефтяное сотрудничество с международными компаниями началось 30 лет назад, когда Азербайджан стал первой страной, пригласившей иностранные нефтяные компании на Каспийское море (для совместной разработки блока АЧГ).
«Я думаю, что у нас будет более светлое будущее, если мы не будем отказываться от ископаемого топлива. Мы не будем этого делать, но в то же время сосредоточимся на «зеленой» повестке дня», - подчеркнул И.Алиев, дав понять, что осуществление нефтяных и газовых проектов никоим образом не отменяет реализацию «зеленых» инициатив и развития возобновляемых источников энергии.
Затишье после бури
Нынешние благоприятные цены на нефть - фактор, содействующий более быстрой окупаемости расходов на запуск платформы ЦВА. Для правительства Азербайджана это важно еще и для сохранения стабильности на валютном рынке ввиду притока инвалюты в страну и высокого профицита платежного баланса. Кроме того, стабильный экспорт с АЧГ поможет акционерам проекта несколько увеличить налоговые платежи в госбюджет, что, в свою очередь, позволит поддерживать фискальный профицит.
Несмотря на высокий уровень цен на нефть, ситуацию на рынке углеводородов сложно назвать стабильной. Апрель текущего года стал наглядным примером, как угроза расширения конфликта может повлиять на рост цен. После удара Израиля по консульству Ирана в Дамаске и на ожиданиях ответа со стороны Тегерана цены перескочили отметку в $92 за баррель - впервые с октября 2023 года. Все потому, что возросли риски расширения ближневосточного конфликта, усилились опасения новых вооруженных столкновений и, конечно же, из-за перебоев с поставками из региона, который дает до трети всей нефти мира.
Подыграл в этом плане и ОПЕК+: 8 стран альянса 2 апреля неожиданно объявили о сокращении добычи нефти с мая до конца года. Лидерами по сокращению станут Саудовская Аравия (500 тыс. б/с), Ирак (211 тыс. б/с) и ОАЭ (144 тыс. б/с). С учетом России, которая продлила сокращение на 500 тыс. б/с до конца года, общий объем сокращения в странах ОПЕК+ составит 1,65 млн б/с. Это примерно 1,7% от мирового потребления нефти. Рост котировок и спровоцировал как раз опасения по поводу сокращения поставок и ожидания увеличения спроса на топливо в мире. Наряду с этим члены ОПЕК+ в начале апреля оставили без изменений ранее утвержденные квоты и потребовали от некоторых стран более строгого соблюдения принятых нормативов.
Сейчас цены опустились до $89,5 за баррель нефти марки Brent и $83,85 - сорта WTI. Аналитики в большинстве своем сходятся во мнении, что снижение цен связано с ослаблением рисков непосредственного конфликта Ирана с Израилем.
Тем не менее они еще держатся на высоком уровне и, скорее всего, какое-то время останутся в коридоре $85-95 за баррель.
«На нефтяных рынках, безусловно, все еще присутствуют геополитические опасения, поскольку цены на нефть марки WTI превышают $80», - полагает соредактор Sevens Report Research Тайлер Ричи. По его словам, если бы не ситуация на Ближнем Востоке, то они находились бы «в лучшем случае» в диапазоне $70-75 за баррель, поскольку спрос на бензин в последнее время падал, а ОПЕК+ уже какое-то время не вносит изменений в свою политику добычи.
Вместе с тем некоторые аналитики ждут скорого роста цен по мере приближения летнего сезона, когда спрос на топливо достигает своих пиков. «Вероятность того, что цены на нефть превысят $100 за баррель, крайне высока», - считает глава отдела стратегии на энергетических рынках в Carlyle Group Джефф Карри.
Рейтинговое агентство Fitch прогнозирует среднюю стоимость нефти на уровне $75 в 2024 году. По данным аналитиков, в случае ограниченного предложения на рынке средняя стоимость продукта может увеличиться до $120.
«Трейдеры наконец получили возможность сфокусироваться на фундаментальных для рынка факторах, премия за геополитический риск несколько сократилась, - отмечает аналитик Saxo Capital Markets в Сингапуре Чару Чанана. - Снижение запасов является сигналом того, что спрос на нефть держится».
Между тем Сенат США одобрил новые санкции в отношении углеводородного сектора Ирана. Санкционный пакет предусматривает, в частности, меры в отношении портов, судов и НПЗ, участвующих в транспортировке или переработке иранской нефти в нарушение американских ограничений. Кроме того, он расширяет вторичные санкции.
Под действие закона попадают все транзакции между китайскими финансовыми институтами и иранскими банками, которые использовались для покупки нефти и нефтепродуктов. Это затруднит приобретение независимыми китайскими НПЗ иранской продукции.
Помимо этого власти США приняли решение вернуть санкции в отношении Венесуэлы, касающиеся, в том числе, экспорта углеводородов. Фактически Белый дом просто не продлил соглашение о послаблении санкций, которое было введено в октябре прошлого года как компромисс для проведения выборов президента. Странам и компаниям, которые на фоне послабления санкций начали работать с Венесуэлой, отводится 45 дней на сворачивание своей деятельности.
Учитывая, что Иран и Венесуэла в определенной степени адаптировались к жизни в условиях санкций, подобные ограничения вряд ли окажут на них серьезное влияние. Чего нельзя сказать о рынке нефти. Для него эти ограничения не пройдут бесследно и могут сказаться и на росте спроса, и, соответственно, цен. При сохраняющейся эскалации напряженности на Ближнем Востоке ждать серьезного снижения котировок или даже возвращения их на комфортный для производителей и потребителей уровень в $60-65 за баррель в обозримом будущем не стоит. Главный вопрос сейчас заключается в том, какое решение примет ОПЕК+ в июне по своим дальнейшим действиям…
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: