23 Ноября 2024

Суббота, 18:30

НЕДВУСМЫСЛЕННЫЙ МЕССЕДЖ

Баку переходит к конкретике в ответ на демарш Парижа

Автор:

01.05.2024

Иногда молчание говорит больше, чем слова. Примерно в такой ситуации находится МИД Франции, который до сих пор держит паузу и упорно не хочет замечать начало столь ожидаемого процесса делимитации границы между Азербайджаном и Арменией. Эксперты расценивают это как явное свидетельство того, что в установлении мира на Южном Кавказе Париж совершенно не заинтересован. Французскую дипломатию куда больше привлекает армяноцентричная игра на конфликте.

Отсутствие реакции французского МИДа на столь важный шаг к прочному и долгосрочному миру совпало с очередным дипломатическим кризисом между Парижем и Баку.

 

Если послов отзывают…

16 апреля 2024 года Париж отозвал «для консультаций» своего посла в Азербайджане госпожу Анн Буйон. Как указывается в заявлении французского внешнеполитического ведомства, «Франция приняла решение об отзыве для консультаций своего посла в Азербайджане в связи с продолжением в последние месяцы со стороны Азербайджана односторонних действий, наносящих урон отношениям между двумя нашими странами». О каких именно действиях идет речь, в Париже не пояснили. Но зато сообщили, что президент Франции Эммануэль Макрон уже встретился с послом, «выразил сожаление по поводу действий Азербайджана» и призвал «разъяснить свои намерения». 

Вскоре пресс-служба МИД Азербайджана в ответ на вопросы местных СМИ пояснила: «Несмотря на то, что французская сторона обвинила Азербайджан в односторонних действиях, шаги нашей страны и сделанные нами официальные заявления носили исключительно ответный характер на деструктивную деятельность Франции. Несмотря на клеветническую кампанию против нашей страны, двери для диалога с нашей стороны всегда оставались открытыми». В МИД напомнили, что Франция своими шагами за последние 3,5 года поставила под вопрос усилия по нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией на основе суверенитета и территориальной целостности и спровоцировала обострение ситуации. Как отметил пресс-секретарь МИД А.Гаджизаде, «Франция неоднократно инициировала проекты документов против Азербайджана в Совете Безопасности ООН, в Евросоюзе, Франкофонии и на других международных платформах». Кроме того, «по инициативе представителей правящей партии во французском парламенте были приняты решения и резолюции, содержащие многочисленные необоснованные обвинения, оскорбления и угрозы в адрес нашей страны, ставящие под вопрос территориальную целостность и суверенитет Азербайджана, признающие так называемый марионеточный режим». Напомнили в ведомстве и о нападении на посольство Азербайджана, об актах вандализма в отношении памятника Хуршидбану Натаван. То есть односторонние действия, наносящие урон отношениям между двумя странами, предпринимал как раз Париж, а не Баку. 

 

Любовь нечаянно нагрянет…

Как отмечают официальные источники и независимые эксперты, до последнего времени отношения между странами развивались вполне конструктивно. Трудно поверить, но Франция была второй после Турции, кто открыл в Азербайджане свое посольство. Она опередила даже Иран, у которого в Баку было консульство. Французские нефтяные компании заключали контракты, Париж поставлял радиолокационное оборудование для гражданских аэропортов, с французского космодрома выводились на орбиту азербайджанские спутники…

Стремительный обвал ассоциируется с Эмманюэлем Макроном, когда официальный Париж принялся заигрывать с Ереваном. Если у исполнительной власти Франции еще были шансы отмежеваться от каких-то парламентских инициатив или акций на уровне мэров городов, то когда за очередную резолюцию признать «независимость Арцаха» голосуют представители правящей партии, у официального Парижа такой возможности уже нет. Конечно, депутаты  имеют право на собственное мнение, но фракционную дисциплину никто не отменял. И «отмыться» от заявлений министров иностранных дел - как бывшего (Катрин Колонна), так и нынешнего (Стефан Сежурне) не получится. Понятное возмущение в Азербайджане вызывает и военное сотрудничество Парижа с Ереваном. Причём командировать в Армению министра обороны, поставлять туда радары и бронетранспортеры на берегах Сены посчитали возможным, не дожидаясь, пока Баку и Ереван подпишут мирный договор. Франция, по сути, как признал ее посол в Армении Оливье Декатиньи, нарушила общее табу и начала поставлять оружие в страну, входящую в ОДКБ. 

И при этом посла отзывает не Азербайджан, а Франция?!

 

В поисках официальной версии

Несколько месяцев назад в Азербайджане была разоблачена сеть французской разведки, двум сотрудникам посольства, то есть разведчикам под дипломатической «крышей», пришлось досрочно отправиться на родину в статусе персоны нон грата, а один гражданин Пятой республики находится в Баку под арестом и ждет суда. Если отзыв посла - реакция на шпионский скандал, то она довольно запоздалая. 

Накануне своего отъезда госпожа Буйон шумно обижалась на азербайджанских журналистов. Однако вряд ли главу дипломатического представительства отозвали в ответ на публикации в азербайджанских масс-медиа.

Не исключено, что на берегах Сены возмутились приездом в Баку делегации Новой Каледонии, выступлениями представителей «заморской территории Франции» в Милли Меджлисе и т.д. Да, Азербайджан, как один из авторитетных лидеров Движение неприсоединения, оказывает поддержку антиколониальному движению коренных жителей Новой Каледонии - канаков. Но в этом случае Парижу следовало не отзывать своего посла, а пригласить в МИД Франции главу азербайджанского дипломатического представительства и выразить свои претензии. В любом случае французскому МИДу надо бы поработать над коммуникацией. Устраивать в большой политике и дипломатии высокого уровня игру в угадайки - заведомый моветон. В любом случае, отзывая посла, МИД Франции должен был как-то объяснить свои действия и привести конкретику. Вместо этого 30 апреля в СМИ появились сообщения о том, что «Анн Буйон вернулась в Азербайджан и продолжает дипломатическую деятельность».

 

В Баку переходят к конкретике?

Между тем в Баку объявили о закрытии Французского лицея. По официальной версии, в гимназии недобор учеников, что сказывается на финансировании. Иначе говоря, учебное заведение для продолжения своей деятельности не имеет средств. Однако многие считают, что это лишь один из ответных шагов Баку. Комментируя отзыв посла, многие в Баку открыто призывали к ответным мерам - в частности, перекрыть бизнес французским компаниям в Азербайджане. Пока на бизнес-интересы той же Total в Баку не посягают. Но закрытие Французского лицея - без сомнения, первый звоночек.  Как констатировали в Баку, двусторонние отношения Франции и Азербайджана по сути заморожены. Но до закрытия действующих проектов дело дошло впервые.

Трудно сказать, последуют ли новые шаги из серии «осторожно, двери закрываются». В Баку, во-первых, хорошо помнят не такие уж давние времена, когда отношения с Парижем складывались вполне конструктивно. К тому же национальные интересы Франции требуют ориентироваться не на Армению, а именно на Азербайджан. Не исключено, что завтра во Франции могут отказаться от нынешних «обнимашек» с Арменией и попытаются вновь навести мосты с Азербайджаном. Так что «последний мост», может быть, лучше не сжигать

Но это все - будущее, причем с солидной долей допуска. А пока двусторонние отношения, от которых и так осталось почти ничего, продолжают сужаться. И это обстоятельство - повод для серьезных размышлений не столько в Баку, сколько в Париже.

 

Цена вопроса - в переводе на армянский и на азербайджанский

Может показаться, что старт южнокавказской стратегии Макрона означал, что в регионе появляется новый сильный, влиятельный и амбициозный игрок - Франция, ядерная держава, постоянный член СБ ООН... Но в реальности кавказская стратегия Макрона скорее напоминала маневр отчаяния. Франция, как уже неоднократно указывалось, терпела одну политическую неудачу за другой. Её влияние в бывших африканских колониях рушится, стремление играть свою игру в Ливии закончилось оглушительным провалом, из альянса западных стран на Тихом океане Париж бесцеремонно вытолкали,.. Приход на Южный Кавказ представлялся Эмманюэлю Макрону и его команде этакой увеселительной прогулкой. Имелось желание укрепиться в весьма чувствительном регионе, эффектно «щелкнуть по носу» и Путина, и Эрдогана, и еще многих других. А также продвинуть идею если и не «европейской армии», то хотя бы усиления военных программ в рамках Евросоюза. В НАТО Франция обречена быть даже не на вторых, а на третьих ролях, признавать лидерство США и делить влияние с Великобританией. А в Евросоюзе она - единственная ядерная держава. О том, что у Азербайджана может оказаться свое мнение по поводу попыток Парижа оказывать военную поддержку Еревану, в Елисейском дворце даже не задумывались.

А теперь, похоже, наступает этап «подсчитали - прослезились». Во-первых, «армяноцентричность» Парижа в Баку не стали молча терпеть. А во-вторых, ответные меры Азербайджана оказались жестче, эффективнее и болезненнее для Парижа, чем это представлялось вначале. И если раньше Азербайджан отвечал на внешней арене, в основном в Новой Каледонии, но французских проектов на своей территории не прерывал, то закрытие Французского лицея меняет дело коренным образом. Баку посылает Парижу недвусмысленный месседж - за антиазербайджанскую политику придется платить. 

Выбор за Парижем.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

74


Актуально