2 Февраля 2025

Воскресенье, 08:58

ДЕКЛАРАЦИЯ С ВОПРОСОМ

Что же подписали главы внешнеполитических ведомств Армении и США?

Автор:

01.02.2025

Как утверждают знающие люди, неписаные правила определяют политическую жизнь в США едва ли не больше, чем законы и конституция. И согласно этим правилам, в тот период, когда новый президент уже избран, но в должность еще не вступил, уходящая администрация старается не принимать кардинальных решений и вообще ведет себя максимально осторожно и сдержанно. Команда Джо Байдена это неписаное правило соблюдать не пожелала. И уже под занавес, менее чем за неделю до инаугурации нового президента США Дональда Трампа, госсекретарь США Энтони Блинкен и министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян подписали хартию о стратегическом партнерстве двух стран. По задумке, это должно было символизировать новый уровень взаимоотношений Еревана и Вашингтона, укрепление позиций США в Армении и т.д. Но на деле все не совсем так.

 

Подписали - веселились, прочитали - прослезились

Слова «хартия о стратегическом партнерстве» звучат впечатляюще. И, на первый взгляд, там прописано много чего такого, что должно было бы пролить бальзам на душу и уши ереванского политического класса. Особенно теперь, после того как Армения старательно портила с Россией отношения. Это и совместные учения, и гуманитарные программы, и еще много чего. Более того, Энтони Блинкен даже пообещал отправить в Армению американских специалистов, которые должны будут помочь Еревану с организацией охраны собственных границ.

Однако, как отмечают эксперты, Армении вряд ли стоит откупоривать шампанское. Или бренди - дело вкуса. Прежде всего, как признают нехотя дипломаты, далеко не все международные документы - это четкие обязательства. Куда больше того, что в дипломатических кругах не очень уважительно именуется «декларацией о намерениях». Блинкен и Мирзоян подписали именно «хартию о намерениях» - без четких обязательств сторон и без гарантий военной помощи и экономической поддержки, что больше всего интересовало Армению. Причем документ, подписанный не главами государств, а министрами иностранных дел, уже априори имеет меньший политический вес. Да, во время пребывания на посту президента США Джо Байдена ходило предостаточно слухов, что фактически многие решения, входящие в компетенцию главы государства, принимает госсекретарь. Но это не отменяет простого факта: «вес» у подписи президента и госсекретаря совершенно разный. И неважно, кто кому отдает распоряжения и кто кому что подсказывает.

Точно так же от внимания экспертов не ускользнуло, что подписанный в Вашингтоне документ не требует ратификации Конгрессом США и Национальным собранием Армении. На первый взгляд, здесь меньше возни и головной боли. Но в реальности такой документ опять-таки имеет куда меньший политический вес, чем того хотелось бы Еревану. Словом, все напоминает игру «давайте подпишем хоть что-нибудь». 

 

Подписали и забыли?

Наблюдатели напоминают, что этот документ был подписан менее чем за неделю до того, как Джо Байден передал дела Дональду Трампу. Для такого рода «соглашений без обязательств» это уже достаточно рискованный этап. Подобные документы, как правило, сразу же оказываются под угрозой если и не официального пересмотра, то забвения и откладывания в долгий ящик. 

А в данном случае имеет место и весьма тревожная для Армении конкретика. Прежде всего администрацию Байдена называли не без оснований «самой проармянской в истории США». С армянской верхушкой и армянским лобби заигрывали многие команды в Белом доме. Однако именно Джо Байден пересек все мыслимые и немыслимые красные линии. Будет ли продолжать эту же политику в отношении Еревана Дональд Трамп - большой вопрос. И его первый президентский срок как минимум не позволяет Еревану строить слишком уж радужные надежды на поддержку Вашингтона. 

Еще во время предвыборной кампании Дональд Трамп обозначил свою позицию: США должны сократить внешнюю помощь, особенно на непонятные цели. Уже в первые часы своего президентства он подписал около сотни указов и распоряжений, приостановил на 90 дней множество программ иностранной помощи. С этими программами в Вашингтоне предстоит еще разбираться, в том числе и по таким вопросам, как уровень коррупции в странах - получателях американской помощи. Большинство экспертов сконцентрировали внимание на программах помощи Украине. Однако не исключено, что под ударом окажутся и программы помощи Армении. Тем более если вспомнить, что скандалы с коррупционной «прокруткой» американской помощи здесь уже бушевали.

Но, пожалуй, наибольшие проблемы может создать геополитика.

 

Кардинальное решение или политический флирт?

Наблюдатели отмечают, что геополитический разворот Армении продолжает оставаться одной из самых обсуждаемых в экспертной тусовке тем, - есть сомнения, насколько это серьезно и долгосрочно. С одной стороны, Армения демонстрирует желание укрепить западный вектор своей политики. Здесь принимают закон о вступлении в Евросоюз, собираются проводить референдум о евроинтеграции, осуществляют совместные учения с США и громко объявляют о «заморозке» своего членства в ОДКБ. Но, с другой стороны, о выходе из ОДКБ и тем более ЕАЭС в Армении даже не заикаются. По-прежнему действуют и двусторонние договоры с Россией - и о военной помощи, и об охране границ, на основе чего границы Армении с Ираном и Турцией находятся под контролем РФ. 

Хотя российских пограничников с помпой вывели из аэропорта Звартноц и обещают полный контроль Армении над одним из КПП на границе с Ираном, это скорее демонстративные шаги, чем кардинальные решения. На территории Армении продолжает действовать российская военная база. Не распущены также совместные группировки сухопутных войск и сил ПВО. В отличие от КПП на границе с Ираном их роспуск даже не обсуждается. И местные «западники», и сторонники Москвы делают вид, что этих группировок попросту нет.

Но самое главное - это экономическая зависимость. Армения за счет членства в ЕАЭС и на основе двусторонних соглашений с Москвой приобретает по внутрироссийским ценам нефть, газ и необработанные алмазы. Это приносит в армянскую казну несколько миллиардов долларов. Точно так же Армения остается одним из основных «хабов» по обходу наложенных на Россию санкций. Лишиться всех этих приятных бонусов в Ереване явно не готовы. Сохранить же их при переориентации на Запад при всем желании не получится.

Практически под полным контролем России находится и критическая инфраструктура Армении - от газовых сетей и железной дороги до Мецаморской АЭС. По сути, Москве ничего не мешает «выключить» Армению снаружи. Сможет ли и, главное, захочет ли Запад в этой ситуации ее спасать? Тем более что и США, и страны Европы не продемонстрировали должной политической воли ни в случае с Украиной, ни в случае с Грузией. Двойные стандарты никуда не исчезли, но стоит ли делать на них слишком уж серьезную ставку?

Как вообще будет развиваться «стратегическое партнерство с США» в условиях, когда Армения по-прежнему является союзником России? Пищу для размышлений дают визит в Москву главы МИД Армении Арарата Мирзояна и его встреча с российским коллегой Сергеем Лавровым. Их официальные выступления пестрели эпитетами и оборотами в стиле «мы - союзники», «братские страны» и т.д. и т.п. А перед этим официальная Москва весьма жестко прошлась по поводу прозападных устремлений и надежд Еревана, напомнив Армении, что, во-первых, в российской столице недовольны, а, во-вторых, последствия тоже могут быть.

В Ереване, судя по многим признакам, уже приходят к выводу, что Запад не намерен оказывать Армении такую же поддержку, которую она получала от Москвы накануне украинской войны. И это тоже будет подталкивать Ереван к тому, чтобы не рвать отношения с Москвой окончательно. А значит, и Запад волей-неволей будет осторожничать.

 

«Гарантии», которых нет

Здесь можно было бы поставить точку. И посоветовать не переоценивать ту бумагу, которую подписали в Вашингтоне Блинкен и Мирзоян. Но есть еще одно обстоятельство. Все происходит на фоне роста в Армении реваншистских настроений. 

А еще дает о себе знать известная любовь ереванского политического класса к выстраиванию иллюзий. В том числе и в такой деликатной сфере, как гарантии безопасности. В Ереване иногда умудряются «увидеть» и «прочитать» в международных документах не то, что там есть, а то, что очень хочется. Об этом в своем нашумевшем интервью говорил армянам американский историк, дипломат и политический деятель Жирайр Либаридян: «Это главная проблема нашего политического мышления, и этой проблеме не меньше 200 лет. Она не новая. Нам так нравится - нам нравятся иллюзии, мы любим думать, что справедливое решение, идеальное решение - это возможное решение. Это наша стратегия по жизни - мечтать. Но мечтать - это не стратегия».

На фоне мечты о реванше такие иллюзии, подстегнутые подписанным в США документом, могут оказаться весьма и весьма опасными. Хартию о стратегическом партнерстве ереванские эксперты вполне могут воспринять не только как карт-бланш на новые провокации, но и как гарантию, что за «многострадальную» Армению в случае чего вступятся США. При том, что никаких подобных гарантий в подписанном в Вашингтоне 15 января документе нет. Зато он серьезно повышает риск военной эскалации на Южном Кавказе. И ответственность за это уже будет нести команда Джо Байдена.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

7


Актуально