2 Февраля 2025

Воскресенье, 08:54

«АЗЕРБАЙДЖАНСКИЙ НЮРНБЕРГ»

Баку создает показательный исторический прецедент в отношении бывших главарей оккупационной хунты

Автор:

01.02.2025

В Бакинском военном суде 17 января стартовал процесс, который уже называют «азербайджанским Нюрнбергским трибуналом». Перед судом предстала верхушка свергнутой оккупационной хунты. Араику Арутюняну и другим «членам правительства Нагорного Карабаха» предъявлены обвинения по весьма серьезным статьям УК Азербайджана: 100 (планирование, подготовка, развязывание или ведение агрессивной войны), 102 (нападение на лиц и организации, пользующиеся международной защитой), 103 (геноцид), 105 (уничтожение населения), 106 (рабство), 107 (депортация или принудительное переселение населения), 109 (преследование), 110 (насильственное исчезновение людей), 112 (лишение свободы в нарушение норм международного права), 113 (пытки), 114 (наемничество), 115 (нарушение законов и обычаев войны). Кроме того, предъявлены обвинения по статьям 116 (нарушение норм международного гуманитарного права во время вооруженных конфликтов), 118 (военный грабеж), 120 (умышленное убийство), 192 (незаконное предпринимательство), 214 (терроризм) и многим другим. 

В фокусе внимания и кремлевский олигарх Рубен Варданян, тот самый, который демонстративно отказался от российского гражданства, переехал в Карабах, где записывал проникновенные видеопослания под вековым платаном, а теперь отвечает в суде по весьма впечатляющему списку тяжких обвинений:  планирование и ведение агрессивной войны, депортация или принудительное переселение населения, преследование, лишение свободы в нарушение норм международного права, пытки, наемничество, терроризм и финансирование терроризма, создание преступного сообщества, насильственный захват власти или насильственное удержание власти, насильственное изменение конституционного строя  и т.д. 

 

Исторический прецедент

Как уверены большинство экспертов, в Баку не просто судят бывших руководителей оккупационной хунты. Азербайджан создает показательный исторический прецедент.

До последнего времени классическим примером по итогам проигранной агрессором войны был и остается Нюрнбергский трибунал 1945-1946 годов. Позже предпринимались попытки организовать нечто похожее - от суда над виновными в геноциде в Руанде и до работавшего в Гааге Международного трибунала по бывшей Югославии - МТБЮ. По поводу их деятельности есть разные мнения, и это еще очень мягко сказано. Как уверены не без основания многие эксперты, ни Руандийский трибунал, ни МТБЮ, в отличие от Нюрнберга, со своей задачей не справились. Они не обеспечили внятного расследования, на скамье подсудимых не хватало слишком многих, к тому же, к большому сожалению, судьи МТБЮ слишком увлеклись политической конъюнктурой.

Но в чем нет сомнений, так это в том, что за последние годы не было прецедента, когда виновных в агрессивной войне и других «нюрнбергских» статьях судили бы согласно национальному законодательству. Но Азербайджан теперь создает показательный прецедент. Напомним, в 2020 году Азербайджанская Республика, первой из государств советского пространства столкнувшаяся с внешней агрессией и оккупацией, восстановила свою территориальную целостность и государственный суверенитет. По сути, Азербайджан собственными силами выполнил четыре «карабахские» резолюции Совета Безопасности ООН. Страна под руководством своего Президента Ильхама Алиева последовательно одержала Победу в 44-дневной Отечественной войне, восстановила полный контроль над собственными границами, установив пограничный контрольно-пропускной пункт в Лачине, а затем провела и антитеррористическую операцию 19-20 сентября 2023 года. Это создало условия для ареста руководства свергнутой оккупационной хунты. И теперь Баку сделал следующий шаг - судебный процесс.

 

Ответственность личная и государственная

Суд над верхушкой хунты, подчеркивают в Баку, определит степень вины и ответственности не только персонально Араика Арутюняна, Рубена Варданяна, Аркадия Гукасяна и т.д. Речь идет об установлении в судебном порядке ответственности Армении  как государства и за агрессивную войну, и за оккупацию территорий, и за этнические чистки, и за урбицид, а также многое другое. Ни для кого не секрет и даже не новость, что в Карабахе в начале девяностых воевали боевики из Армении. В последние годы оккупационная хунта финансировалась из армянского государственного бюджета. В оккупированный Карабах отправлялись служить армянские призывники, включая, к примеру, сына Никола Пашиняна - Ашота. Из Армении перебрасывалось в Карабах оружие, в том числе то, которое поступало из России под видом «стройматериалов», «гуманитарной помощи» и т.д. И, наконец, именно в Ереване принимались ключевые решения. Да и пьяные танцы Никола Пашиняна в Шуше вместе с его заявлениями в стиле «Карабах - это Армения, и точка» тоже следует приобщить к делу. Во всех смыслах.

Одним из ключевых эпизодов обещает стать и судебное расследование ракетных обстрелов мирных кварталов азербайджанских городов. Араик Арутюнян, который во время 44-дневной Отечественной войны размещал в социальных сетях посты, где открыто брал на себя ответственность за удары по Гяндже, теперь от этого всячески открещивается и заявляет, что у него на такое вообще не было полномочий. Бежать впереди паровоза и предвосхищать решение суда - дело неблагодарное. Однако заявления Араика Арутюняна уже дают повод ожидать громких откровений и разоблачений на судебном процессе.

 

Сложный процесс

Возможно, многие судебные хроникеры, в том числе и международные, ожидают громкую юридическую «дуэль» - вроде тех, что в голливудских «судебных» фильмах. Тем более что Азербайджан права обвиняемых обеспечивает неукоснительно: это и условия содержания, и доступ адвокатов, и наличие переводчиков. Другой вопрос, что все эти адвокаты и переводчики, как показывают, в частности, заявления защитников Рубена Варданяна, к состязательному судебному процессу просто не готовились. И это лишь на первый взгляд звучит парадоксально.

С первых дней после ареста ханкендинских бонз силы официального Еревана и армянского лобби развернули нешуточную кампанию в их защиту с требованиями немедленного освобождения. Этих персон именовали «армянскими пленными», «удерживаемыми лицами» и т.д. и т.п. Впрочем, не только высококвалифицированным юристам было понятно, что никакими военнопленными эти персоны не являются. Они обвиняются в тяжких преступлениях против Азербайджана и его граждан и должны отвечать перед судом. 

Судя по всему, с самими обвиняемыми и защитниками злую шутку сыграла характерная черта политической жизни Армении - склонность сильно переоценивать степень влияния своего лобби. Возможно, этот стереотип сформировался в конце восьмидесятых, когда Армения уже располагала лоббистскими и пропагандистскими рычагами, а Азербайджан, находившийся в составе СССР, не мог об этом даже мечтать. Но сегодня ситуация уже принципиально иная. Во-первых, «игра в одни ворота» давно закончилась. А во-вторых, и, возможно, в-главных, требовать освобождения Арутюняна, Гукасяна, Варданяна и других приходилось не из французской, швейцарской или бельгийской тюрьмы. Требования предъявлялись к Азербайджану. А для Баку развязывание агрессивной войны, военные преступления, «этнические чистки» и урбицид - красная линия. И от этого в Баку не отступят, несмотря на истерики персон вроде экс-прокурора Международного уголовного суда Окампо или блогера Линдси Снелл. 

В Ереване, как и в лагере защитников нынешних обвиняемых на «азербайджанском Нюрнбергском процессе», не сомневались: до настоящего суда дело не дойдет. А теперь, когда обвиняемых надо защищать всерьез, там явные признаки растерянности: что делать? Как отбиваться от обвинений? К тому, что придется отвечать перед азербайджанским судом, с которым не получится «договориться», здесь явно не были готовы.

Судя по всему, стартовавший в Баку судебный процесс грозит новыми неприятностями нынешнему премьер-министру Армении Николу Пашиняну. Местная оппозиция его жестко критикует: как в Ереване могли допустить начало суда и не вызволить из «бакинских застенков» бывших руководителей оккупационной хунты?

Откровенно говоря, обвинения не совсем справедливы. В Ереване всеми силами пытались добиться освобождения нынешних обвиняемых, но это не тот случай, где позицию Азербайджана можно было бы реально пошатнуть. А выбор вариантов у Пашиняна с самого начала был невелик. Развернуть кампанию серьезного давления на Азербайджан не удалось. Театральные причитания правозащитников и армянских лоббистов, российской либеральной интеллигенции и т.д. на Баку особого впечатления не производили и не произведут. 

И это только начало неприятностей для Еревана.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

7


Актуально