
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ, ТОРГОВАЯ
Заявления Трампа могут поставить международное сообщество на грань глобальных войн
Автор: Самир ВЕЛИЕВ
Угроза введения США торговых пошлин на поставки из Канады, Мексики, Евросоюза и Китая подводит мир к глобальным торговым войнам. А заявления президента Дональда Трампа, что в грядущих торговых войнах его страна без труда одержит победу, еще больше накалили международное общественное мнение.
В этой связи турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган на заседании по продвижению национальной стратегии занятости констатировал, что современная международная система переживает сложный этап. Геополитическая конкуренция вышла на новый уровень, а торговая война между ключевыми игроками будет усиливаться.
Тарифная дубинка
Что касается текущей политики США, то американский лидер считает, что использование тарифного оружия позволит воспрепятствовать контрабанде фентанила и нелегальных мигрантов через северные и южные границы США. Для этого он решил применить беспрецедентные протекционистские меры, хотя американская экономика переживает динамичный рост и находится в условиях полной занятости.
Трамп поставил также задачу закрыть колоссальный дефицит торгового баланса США с остальным миром в размере $1 трлн. Его команда утверждает, что возведение тарифной стены заставит компании переместить инвестиции и рабочие места обратно в США. Ведь из-за дешевизны рабочей силы, электроэнергии и прочих факторов американский бизнес в прежние годы охотно переводил свои предприятия в Китай, на Тайвань и в другие страны.
Между тем критики предупреждают, что торговая война, развязанная Трампом, приведет к повышению цен, снижению темпов роста, потере рабочих мест и нарушению цепочек поставок - как внутри страны, так и во всем мире. Они также утверждают, что тарифы - неподходящий инструмент для исправления торгового дефицита, вызванного привычками Америки к чрезвычайному заимствованию и потреблению.
И все же в команде Трампа уверены, что введение торговых тарифов сделает американцев богатыми - он даже пообещал создать Службу внешних доходов, чтобы собирать все поступления, полученные от введения тарифов. По словам американского лидера, он намерен обязать иностранные компании выплачивать специальные налоги, позволяющие им работать на американском рынке. При этом Трамп считает, что это не навредит американским потребителям.
Однако все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Тарифы - это налог, который платит импортер на границе. Если они растут, импортер сталкивается с выбором - переложить рост цен на потребителя или согласиться на сокращение своей прибыли.
По мнению большинства экономистов, рост цен из-за введения повсеместно тарифов сразу же отразится на показателях потребительской инфляции. И хотя президент обещал компенсировать их влияние снижением налогов в других сферах, признаков того, что это произойдет в обозримом будущем, пока нет.
Что касается потенциальной прибыли от тарифов, то Трамп любит ссылаться на опыт конца XIX века, когда они составляли более половины федеральных поступлений США. Но это было до введения подоходного налога, который сегодня поддерживает правительство и который является одним из основных источников доходов бюджета.
Бьем по Канаде, подразумеваем Китай
В первую свою каденцию Трамп ввел 25-процентные пошлины на импортную сталь и 10-процентные - на алюминий. В ответ Европейский союз назначил пошлины на мотоциклы Harley Davidson, джинсы Levi's и бурбон.
В отместку американский лидер угрожал ударить по импорту европейских автомобилей. Но до этого так и не дошло. В конце концов обе стороны приостановили действие тарифов. В конце марта текущего года перемирие с ЕС истекает. И если Трамп сейчас не применит тарифов в отношении Европы, это еще не значит, что Евросоюзу удастся избежать торгового спора с Вашингтоном позже.
Самым ярким прецедентом жестких и односторонних действий со стороны Вашингтона в новейшей истории стал так называемый «шок Никсона». Речь идет о серии экономических реформ, осуществленных президентом США Ричардом Никсоном в 1971 году. Он приказал заморозить заработные платы и цены на 90 дней. И ввел 10-процентный импортный налог. Однако самой значительной мерой стал односторонний отказ США от привязки курса доллара к золоту. Этот шаг заставил торговых партнеров США переоценить также и свои валюты.
С одной стороны, действия Никсона считаются политическим успехом, а с другой - экономическим провалом. Налог на импорт был отменен в течение нескольких месяцев. В результате экономика США впоследствии годами боролась со стагфляцией - сочетанием низкого роста и высокой инфляции. Она была преодолена только в 1980-х годах путем жесткой денежно-кредитной политики председателя Федеральной резервной системы Пола Волкера.
Как известно, одной из основных, если не главной целью тарифных ограничений, вводимых Вашингтоном, был и остается Китай. Растущая экономическая мощь этой страны, считающейся ключевым геополитическим конкурентом США, представляет для последних чуть ли не экзистенциональную опасность.
Хотя Трамп лишь пригрозил ударить по Китаю 10-процентными пошлинами, считается, что тарифные ограничения, которые все еще висят над Канадой и Мексикой, косвенно направлены и против Пекина.
Все против всех
В соответствии с торговым соглашением USMCA китайские компании, например производители электромобилей, могут пользоваться беспошлинным доступом к рынку США, если размещают производство в Северной Америке.
В последние годы в Вашингтоне сложился двухпартийный консенсус о необходимости борьбы с Китаем и его экономической моделью, которая создала огромные избыточные промышленные мощности и наводнила мировые рынки своими товарами. Однако после вступления в должность Трамп сбавил обороты, заявив, что он просто хочет «справедливых» торговых отношений с Китаем.
Сейчас многие следят за тем, смягчит ли американский лидер свою политику в отношении союзников. В первую очередь имеются в виду страны Европы, если они согласятся присоединиться к действиям США и не допустить доминирования Китая в системе глобальных экономических отношений. Для Брюсселя это может сыграть роль своего рода спасительной соломинки, ухватившись за которую он может как-то урегулировать текущие противоречия с Вашингтоном.
Но это очень слабое утешение, учитывая, что президент США усилил свою риторику касательно своих европейских партнеров, заявив, что «Евросоюз перешел все границы» в вопросах торгового дефицита. Тем не менее Брюссель отчаянно пытается вступить в диалог с американской администрацией, предлагая закупить больше сжиженного природного газа или оружия в США. Однако на положительный исход диалога надежд мало.
В прошлый раз Брюссель на тарифы Трампа на сталь и алюминий принял аналогичные меры против американских мотоциклов, джинсов и бурбона. Сегодня он может сделать, как минимум, то же самое.
Однако эксперты опасаются, что это может не сработать. Помимо этого процесс согласования решений и выработки консенсуса может быть слишком медленным, поскольку в Евросоюзе далеко не все разделяют жесткую линию поведения в отношении США.
Премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, к примеру, заявил в соцсетях, что Европейскому союзу предстоят трудные месяцы, и бюрократам в Брюсселе придется нелегко. «Нам нужно заключить соглашение, сделку, чтобы сохранить наши экономические отношения с Соединенными Штатами», - резюмировал политик.
Следует отметить, что Трамп впервые применяет права в соответствии с Законом о чрезвычайных международных экономических полномочиях 1977 года (IEEPA), который до сих пор использовался только Джо Байденом для введения санкций против России.
К IEEPA еще не прибегали для обоснования тарифов. И вполне возможно, что крупные финансово-промышленные группы, которые в результате его введения понесут колоссальный финансовый ущерб, опротестуют данное решение в суде. Однако маловероятно, что судьи тут же вынесут запрет на применение тарифов. Любое судебное разбирательство, скорее всего, затянется.
Войну уже не остановить?
Остановить торговые войны Трампа может также Конгресс США. Помимо подтверждения сомнительного обоснования, что фентанил и нелегальная иммиграция создают чрезвычайную ситуацию в экономике, законодательный орган ранее делегировал президенту также и широкие полномочия на ведение торговой политики. Впервые такими полномочиями был наделен Франклин Д.Рузвельт в 1934 году. Конгресс, если сочтет это нужным, может и лишить президента этих полномочий. Но поскольку и Сенат, и Палата представителей находятся под контролем республиканцев, для этого должны быть весьма веские причины в виде негативных последствий для американской экономики.
Есть еще Всемирная торговая организация - глобальный орган, созданный 30 лет назад, чтобы выступать в качестве арбитра в торговых спорах. Китай уже принял обращение в ВТО в связи с действиями Вашингтона. Однако в настоящее время и она не может эффективно выполнять свою роль, поскольку Трамп, а ранее и Байден заблокировали назначение судей в ее апелляционный орган.
Организация по-прежнему может формировать комиссии для составления отчетов по существу дел, но эти отчеты больше не могут направляться в апелляционный орган для принятия юридически обязательного решения.
К тому же для Трампа нет никаких правил. Так что если в самих Соединенных Штатах не будет сильной политической или судебной реакции на его политику торговых войн, американского лидера вряд ли что-то остановит.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
