26 Февраля 2025

Среда, 01:35

КАТАСТРОФА ВОЗДУШНАЯ И ПОЛИТИЧЕСКАЯ

На фоне продолжающегося молчания Кремля будет сложно сохранить «прежние союзнические отношения» между Баку и Москвой

Автор:

15.02.2025

В первые дни февраля в Азербайджане отметили 40 дней с момента крушения самолета авиакомпании AZAL, совершавшего рейс из Баку в Грозный. 38 погибших, включая членов экипажа. Выжившие продолжают лечение в больницах Азербайджана. Продолжается и расследование авиакатастрофы, которое уже стало детонатором серьезного политического кризиса между Баку и Москвой.

 

Отчет предварительный - выводы окончательные

Министерство транспорта Казахстана уже обнародовало предварительный отчет о расследовании катастрофы рейса J2-8243 из Баку в Грозный. В авиации свои правила, в том числе и в таком деликатном вопросе, как расследование авиапроисшествий. Как уверены причастные, именно такой порядок расследования позволяет авиации держать планку самого безопасного вида транспорта - пусть даже у многих просто не укладывается в голове, как многотонная железная махина с людьми вообще держится в воздухе. Минтранс Казахстана обнародовал предварительные итоги именно авиационного расследования. Оно, по определению, не ставит перед собой задачу найти и указать виновных. Идет поиск ответов на совсем другие вопросы: каким было техническое состояние самолета, насколько правильно и надежно работали его системы, насколько верно вел себя экипаж…

Результаты расследования оказались и ожидаемыми, и сенсационными одновременно. Эксперты подтвердили, что самолет был полностью исправен, экипаж - прекрасно подготовлен. Причина катастрофы - внешнее воздействие. То есть Embraer был сбит. Кем именно - это уже вопросы криминального расследования, а не авиационного разбирательства. Но и того, что обнародовал Казахстан, хватило для сильнейшего политического резонанса.

Прежде всего, как показывает предварительный отчет, не нашли никакого подтверждения версии, которые активно тиражировались российскими официальными структурами в первые часы и дни после трагедии. Напомним, «Росавиация» тогда поспешила заявить, будто самолет «столкнулся с птицами», Ростовский центр управления воздушным движением закинул что-то по поводу «взрыва газового баллона на борту», агентство «Интерфакс» попыталось вбросить информацию о «технических неполадках». Причем эти версии, которые Президент Азербайджана назвал абсурдными, российская сторона продолжала тиражировать и после того, как стало понятно, что они не соответствуют действительности.

Фотографии разбившегося самолета с характерными отверстиями на корпусе появились уже в первые часы после катастрофы, и даже неспециалистам было понятно, что это вряд ли от столкновения с птицами. Тем более это не было похоже на «взрыв газового баллона» или «технические неполадки». Такие повреждения на корпусе лайнера оставляют только зенитные ракеты. Опровергнута и версия столкновения с украинским беспилотником, после чего остались бы совсем другие следы.

И хотя конкретные виновные в отчете не указываются, приведенные там данные говорят сами за себя.

 

Свидетельство обвинения

Специалисты обращают внимание на хронологию событий. С момента вылета из Баку до приближения к Грозному никаких проблем ни у самолета, ни у экипажа не возникает. Однако в 04:55:54 экипаж самолета сообщил, что потеряны оба навигатора GPS. 

Сегодня уже известно: когда азербайджанский Embraer подлетал к аэропорту Грозного, там «отбивали атаку украинских беспилотников». Позже, правда, никаких следов появления украинских беспилотников в чеченском небе синхронно с азербайджанским самолетом так и не обнаружилось. Ложная тревога. В принципе задействование систем радиоэлектронной борьбы и глушение сигнала GPS - стандартные элементы «противодроновой стратегии». Беспилотники тоже наводятся по сигналу GPS. Но в этом случае диспетчеры обязаны закрыть небо там, где отбивают атаку беспилотников, и немедленно проинформировать об этом самолеты, находящиеся в воздухе. Однако азербайджанский экипаж никто об отключении систем GPS и глушении систем связи и навигации не предупреждает! А летчикам самим узнать об этом просто неоткуда.

Трагедия между тем углубляется. Лишившись сигнала GPS, пилоты, тем не менее, продолжают попытки зайти на посадку в Грозном. Они просят вектор для снижения и т.д. Ситуацию осложняет еще и туман. Сесть не удается.

Затем наступает кульминация. Как показали анализ и сопоставление данных «черных ящиков» погибшего самолета, капитан не смог приземлиться в Грозном и принял решение возвратиться в Баку. После этого, примерно в 05:13, речевой самописец фиксирует «внешний звук», то есть удар по самолету. Через 24 секунды - еще один. Это стандартная схема работы зенитных ракет. По самолету обычно запускают две ракеты, которые взрываются не вплотную к корпусу, а метров за 10, окутывая самолет облаком своих поражающих элементов. Как показывают данные параметрического самописца, после первого удара вышла из строя третья гидравлическая система самолета, еще через 6 секунд - первая, а через 21 секунду - и вторая гидравлическая система. Потеря гидравлики сделала самолет практически неуправляемым. И то, что в такой ситуации пилоты все же дотянули до Актау и спасли 29 жизней, - чудо. К сожалению, сами они погибли. Но сотворили чудо.

Только в 05:21 поступает сообщение, что введен план «Ковер»! От момента, когда стали глушить GPS и самолет с пассажирами бросили на произвол судьбы, прошло 25 минут. После пуска зенитных ракет - 8 минут. И все это время летчики были в неведении, что происходит на земле. Ни одна служба не соизволила проинформировать!

Есть расхожее выражение: у каждой ПВО - свое кладбище. Человеческий фактор никто не отменял, а человеку, согласно еще Цицерону, свойственно ошибаться. Но все же ошибка ошибке - рознь. Сбить самолет, который заходит по расписанию на посадку в гражданский аэропорт, - случай очень и очень редкий. Непоправимый ляп российской ПВО можно сравнить разве что с трагедией в тегеранском аэропорту: тогда доблестные иранские защитники неба сбили взлетевший из столичного аэропорта украинский пассажирский лайнер. К чему могут привести преступное головотяпство и отсутствие должной координации между наземными службами? 

 

«Встретимся в суде»

В первые дни после катастрофы Президент Азербайджана Ильхам Алиев выступил с целой серией жестких заявлений в адрес Москвы. Тогда же в Баку огласили свои требования: принести извинения, признать ответственность, провести - или хотя бы начать - гласное расследование, а также выплатить компенсацию. Прошло уже полтора месяца со дня катастрофы - никто извиняться не торопится, никто ответственности не признает и никто не собирается искать и тем более наказывать виновных.

В Баку с этим мириться не желают. Закрытие в Азербайджане «Русского дома» и прекращение работы «Россотрудничества» формально с авиакатастрофой под Актау не связаны, но что на это решение повлиял общий контекст, который во многом определяется именно растущим возмущением поведением России, сомнений нет. Возмущают как хамские заявления российских депутатов, политологов и пропагандистов, так и упорное молчание официальных структур, которые не торопятся признавать ответственность за сбитый самолет и приносить извинения.

В Баку не стали выступать с жесткими политическими оценками. Однако в прессе появилась утечка: Азербайджан готовит обращение в международный суд. И если расследование Минтранса Казахстана и ICAO касалось безопасности людей в небе, то международный суд - это уже конкретная ответственность. Причем и отдельных лиц, и государства.

Основания для обращения в международный суд были с самого начала после катастрофы. Но переводить ситуацию в столь жесткий сценарий в Азербайджане не хотели, давая Москве время оценить ситуацию и разблокировать ее без больших потерь. Эксперты считают, что если бы Москва нашла в себе силы признать ответственность за ошибку своей ПВО, извиниться и начать полноценное расследование, нынешнего политического кризиса между странами можно было бы избежать. Но, видимо, извиняться перед «какой-то южной республикой» там посчитали ниже своего достоинства. 

В Баку напрасно ждали несколько дней, перед тем как отказаться от расследования авиакатастрофы в рамках Межгосударственного авиационного комитета. Доверие к России подорвано, и подорвано очень сильно. Теперь ситуация еще хуже. У Москвы было более 40 дней, чтобы признать ответственность, извиниться и начать расследование. Тем более о том, что азербайджанский гражданский самолет был сбит российской зенитной ракетой, в Москве, естественно, узнали куда раньше, чем в Баку, Астане или Бразилии. И у нее было время, чтобы начать расследование - уже криминальное, и выявить, кто из доблестных офицеров ПВО умудрился перепутать пассажирский самолет с беспилотником и запустить по лайнеру зенитные ракеты. Шанс избежать глобальных последствий был. Но чем дальше, тем он становится все меньше. 

В Баку на неофициальном уровне уже вспоминают и убийство вместе с семьей последнего Карабахского хана, и переселение на азербайджанские земли армян из Персии и Османской империи, и подаренный Армении Западный Зангезур, и российское оружие в подарок для Еревана во время Карабахской войны - вплоть до ОТРК «Искандер», и многое другое. На таком фоне будет очень трудно сохранить прежние союзнические отношения. Отношения - улица с двусторонним движением.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

34


Актуально