
В ПОИСКАХ ВЕЧНЫХ ЦЕННОСТЕЙ
Анар МАМЕДОВ: «Ныне у Театра кукол одна проблема: подготовка профессиональных актеров»
Автор: Валентина РЕЗНИКОВА
Возможно, вопрос о том, что такое любовь к театру, уже давно перешел в разряд риторических. Почему? Да потому, что на этот вопрос существуют два варианта ответов. Первый - наследование профессии по династическим причинам. Второй - под воздействием театрального искусства, которое мы классифицируем как Искусство с большой буквы. В случае с главным режиссером Государственного театра кукол имени Абдуллы Шаига Анаром Рамиз оглу Мамедовым эти два фактора слились воедино, образовав ту векторную прямую, которую можно назвать судьбоносной.
Окончив в 2010 году режиссерский факультет Азербайджанского государственного университета культуры и искусств, он отслужил в Вооруженных силах Азербайджана. Поcле демобилизации Анар вернулся в родной Баку и в качестве очередного режиссера-постановщика был принят в Театр кукол имени Абдуллы Шаига.
Беседы с нашими молодыми представителями театра о профессии и проблемах современного театрального искусства - процесс чрезвычайно увлекательный и интересный. Как они понимают меру и степень ответственности перед зрителями, родным театром и перед самими собой?
Многие главные режиссеры, чего уж скрывать, предпочитают идти на поводу у зрителя, выпуская спектакли ни о чем, но с налетом пошлости и плохого подражательства европейским ценностям, которые, по их мнению, должны нравиться зрителям театра постдраматического периода! Что это дает театру? Ничего! Кроме полупустых залов и отталкивающего имиджа. Обидно и за структуру затянувшегося периода перестройки театрального дела в стране, и за режиссеров, которые, не умея найти свой путь, занимаются подражательством, обезличивая национальное театральное искусство, опуская его на уровень среднестатистического. Хорошо, что в очередной раз в историю развития театрального дела скромно, без особого ажиотажа, вошли молодые. Их не так уж и мало. И они хотят творить, ценя не себя в искусстве, а искусство в себе. К таким и относится Анар МАМЕДОВ.
- Что такое, по-вашему, театр XXI века?
- Думаю, что театр, как вид большого искусства, должен быть и оставаться во все времена, как говорил итальянский театральный режиссер и актер Джорджо Стреллер, театром «людей и для людей».
- Каковы же его функции и задачи сегодня?
- А чем люди XXI века отличаются от людей Древней Греции? Отвечу так: ничем. Просто человечество сегодня оснащено технологиями, которых не было во II веке, и все. Но суть человека, внутренняя суть - она все та же.
- Почему вдруг Греция II века?
- Потому что все виды и жанры театрального искусства зародились именно там, в Древней Греции.
- Хорошо. С Грецией все понятно. А что с театральным искусством Баку?
- У каждого театра свое «лицо» и свой зритель. У каждого режиссера - своя постановочная программа и стилистика, свой, если хотите, постановочный почерк. В зависимости от того вида искусства, которому он служит и который диктует определенные правила профессионального взаимодействия со зрителем.
- То есть?
- Театр драмы, музыкальный театр, театр пантомимы, театр кукол-марионеток и кукольный театр. Разные виды театрального искусства. Они требуют разных подходов со стороны режиссера-постановщика. Разных подходов, знаний, практических и профессиональных навыков.
- Самым сложным в освоении профессии - и актера, и режиссера - из всех перечисленных видов театрального искусства, с вашей точки зрения, является театр?..
- …кукол, конечно.
- Потому, что…
- Нет-нет! Совсем не потому, что я там служу!!
- Кому или чему служите?
- Не я один служу. Каждый, чья профессиональная судьба так или иначе связана с нашим театром, не работает в нем, отбывая 8-часовую повинность, а именно служит, верой и правдой подтверждая преданность и любовь к избранной профессии.
- Все-все?
- Да! Начиная с вахтеров на проходной и заканчивая директором. Мы все как пальцы одной руки. И в этом наша творческая и профессиональная сила.
- И кто задает тон в таком единении?
- Странный вопрос! Директор, конечно.
- Да? И он же определяет репертуарную политику Театра кукол?
- Только в качестве председателя художественного совета театра.
- В Театре кукол есть худсовет, который действительно работает?
- Конечно! Всегда работает. Все члены художественного совета во главе с его председателем - директором Рашадом Ахмедзаде, прежде чем принять пьесу к постановке, читают ее. Потом каждый высказывает свое мнение. И если она получила одобрение большинством голосов, ее включают в плановое производство. А каждый вторник, раз в неделю, все члены худсовета обязательно собираются и подробно обсуждают, анализируют сыгранные за неделю спектакли.
- Все или только премьерные?
- Все репертуарные. Те, что были сыграны за всю прошедшую неделю. Чтобы не терять качество постановочных работ. Ведь на нас лежит очень большая ответственность. И она не только перед детьми и их родителями, но и перед нашими коллегами театров, которые работают для аудитории зрителей в возрасте 18+. Театр кукол - это театр для самых маленьких зрителей. У нас репертуар рассчитан на детей в возрасте 3+. И если у нас не получалось бы влюблять детей в искусство под названием «Театр», то вряд ли они, вырастая, посещали бы театры.
- Получается, репертуар только для малышей?
- Нет. У нас репертуарная афиша рассчитана на интересы не только маленьких детей. Мы учитываем интересы аудиторий и 12+, и 18+, и даже 30+! Мы расширяем свой творческий диалог со зрителями, и это нам кажется чрезвычайно интересным: и в творческом, и в профессиональном значении этого слова.
- И каковы результаты?
- Сейчас об этом говорить еще рано. Мы в самом начале этого пути. Давайте поговорим об этом через год!
- Хорошо. Театр, в котором вы служите, производит впечатление очень благополучного и преуспевающего. Неужели никаких проблем у коллектива нет?
- Есть. Это проблема подготовки профессиональных актеров для Театра кукол. Видите ли, мы неоднократно обращались и в Минкультуры, и в Университет культуры и искусств с просьбой открыть факультет актеров-кукольников. Увы! Нас не услышали.
- Но есть же у вас в театре актеры!
- Да. Все они выпускники факультета «актер драматического театра и кино». А это совсем другая специфика. Они приходят к нам. На обучение работы актера с куклой уходит от восьми месяцев и больше. Мы обучаем их. Но! Время, которое уходит на процесс обучения, мы могли бы использовать для постановки нового спектакля!
- Может, надо было обратиться в Министерство образования?
- Туда мы тоже отправили письмо. Ждем ответа. Верим, что наши достижения будут замечены, отмечены и признаны, а театр будет удостоен заслуженного статуса «академический».
- На какую постановочную идею вы как главный режиссер нацелены сегодня?
- И вчера, и сегодня: ставить спектакли такого уровня, чтобы тема и проблематика затрагивали и умы, и сердца всех зрителей, которые приходят к нам.
- То есть театр как вид искусства должен по-прежнему сохранять функции воспитания, образования и просвещения?
- Не только. Театр сегодня должен продолжать поиски той правды современной жизни, которая присуща зрителю XXI века. Но самое главное - театр должен сохранять, укреплять и развивать отношения со своим зрителем на уровне современного диалога, где важно все: и литературный язык, и нравственный закон, и поиски тех ценностей, которые позволяют человеку нынешнего века оставаться Человеком…
- Удачи в ваших поисках!
- Спасибо!
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
