5 Апреля 2025

Суббота, 00:05

В ОЖИДАНИИ ПЕРЕМЕН

Многомесячные акции протеста приводят к некоторым изменениям в Сербии

Автор:

01.04.2025

В Сербии уже который месяц не утихают антиправительственные протесты, уникальные как по своему масштабу, так и общенациональному охвату. Большинство их участников являются студентами, а также представителями самых различных социальных групп. На волне демонстраций в отставку ушел премьер-министр Милош Вучевич, но многие считают, что это не остановит протестующих, чья активность в ближайшее время будет только возрастать. Наблюдатели указывают на то, что власть президента Александра Вучича, который занимает президентское кресло с 2017 года и 12 лет возглавляет правящую политическую силу в стране, находится под реальной угрозой. В случае внеочередных парламентских выборов партия президента может и не получить абсолютное большинство кресел в парламенте. 

 

Отголосок навеса

Акции протеста с разной интенсивностью продолжаются в Сербии с 1 ноября 2024 года, когда на железнодорожном вокзале в Нови-Саде обрушился железобетонный навес, что привело к гибели 15 человек. 21 марта в военном госпитале в Белграде умер еще один пострадавший, увеличив таким образом список жертв до 16. Протестующие возлагают вину за трагедию на власти страны. Главными причинами называют коррупцию, кумовство, халатность и пренебрежение правилами безопасности при строительстве. Вскоре после начала волны протестов в отставку подал министр строительства республики Горан Весич. Позднее он и еще 12 лиц, ответственных за реконструкцию вокзала, были задержаны, однако это не снизило волну недовольства. Стали звучать политические требования - что правящей пропрезидентской Сербской прогрессивной партии нужно потесниться на политическом олимпе. Помимо коррупции протестующие также недовольны экономической ситуацией в стране - инфляцией, низким уровнем жизни, бедностью, а также высокой преступностью. Выдвигаются и внешнеполитические требования, которые, впрочем, носят крайне противоречивый характер.

15 марта в Белграде на улицы, по разным оценкам, вышли от 100 до 300 тыс. человек. В ходе митинга случился инцидент, который дал оппозиции повод для новых обвинений в адрес властей. Речь идет о применении мощного акустического оружия - «звуковых пушек». Очевидцы свидетельствуют, что когда объявили о 15-минутном молчании в память о 15 жертвах трагедии в Нови-Саде, на площади над головами людей прокатилось подобие ударной волны, сопровождавшейся теплом и ветром. Позже многие участники демонстрации рассказывали, что слышали сильный «звуковой удар», похожий то ли на рев двигателя самолета или грохот поезда в туннеле, то ли на громкий свист, взрывы и выстрелы. Большинство жаловались на испытанное ими чувство непонятного страха и дезориентации. На кадрах, опубликованных в соцсетях, видно, как люди в панике бросаются врассыпную. На следующий день в медицинские учреждения Сербии обратились десятки человек, которых мучали боль в ушах и головокружение. 

Руководство Сербии категорически отрицает «использование каких-либо незаконных средств» и даже заявляет о готовности привлечь к расследованию российскую ФСБ и американское ФБР. Министр внутренних дел Ивица Дачич посчитал, что сообщения об использовании «звуковой пушки» носят специальный и враждебный характер.

 

Благодаря зарубежным провокаторам

Президент Вучич, пообещав самое тщательное расследование инцидента, особо подчеркнул, что «копии Майдана в Сербии не будет». По мнению главы Сербии, демонстрации в его стране являются плодом деятельности провокаторов из-за рубежа. Были даже названы организации, которые «распространяют дезинформацию», как, например, CRTA (НПО «Центр исследований, прозрачности и подотчетности») и Earshot (правозащитная НПО). Данные организации на своих сайтах пишут в основном о протестах. В частности, 19 февраля была опубликована новость, в которой говорится, что, по данным опроса общественного мнения, проведенного CRTA, студенческие протесты стали ключевым фактором политических и социальных изменений в Сербии. Около 80% граждан страны поддерживают большинство требований студентов, а треть населения сообщает, что они участвовали в продолжающихся протестах. Причем самый значительный рост сторонников пришелся на тех, кто поддерживает правящие партии. В ответ Вучич заявил, что «CRTA - это НПО, в значительной степени финансируемая из британских, американских, швейцарских, шведских и других источников». 

Вице-премьер Сербии Александр Вулин также заявил, что сербские власти не позволят западным спецслужбам, стоящим за протестами в Белграде, организовать в стране «цветную революцию». «Мы этого не позволим. «Цветную революцию» в Сербии организовали «глубинное государство» США - то же самое, которое пытается сорвать мирные инициативы президента Трампа, - а также несколько европейских разведывательных служб. Цель этих сил - разрушить Сербию. Они намерены привести к власти в стране политиков, которые будут выполнять все требования Запада… Большинство протестующих - это патриоты, которые любят Сербию. Но те, кто ими руководит, находятся под контролем Запада. Я ожидаю, что в ближайшие дни акции будут радикализированы. Но силовые структуры Сербии достаточно сильны, чтобы защитить страну. Ожидаю, что после формирования нового правительства ситуация будет полностью взята под контроль», - заявил Вулин. 

 

Отставки и выборы

Народная скупщина (однопалатный парламент) Сербии утвердила отставку премьер-министра страны и бывшего мэра Нови-Сада Милоша Вучевича 28 января на фоне анонсированного президентом обновления состава правительства. В результате правительство страны стало техническим, а действующие министры - временно исполняющими обязанности. Если до 18 апреля не будет сформировано новое правительство, внеочередные парламентские выборы пройдут в начале июня. 

Как будут развиваться события, предсказать сложно. Протестный потенциал высок как никогда в новейшей истории Сербии. И то, что основной движущей силой протестов являются студенты, с одной стороны, является для оппозиции несомненным плюсом. Они активны, мобильны, бесстрашны, не отягощены предрассудками. Также у них отсутствуют явные лидеры, через которых можно было бы оказывать воздействие (хотя при этом, вот парадокс, протесты очень хорошо организованы и прекрасно координируются, а также, скорее всего, неплохо финансируются). Данная форма протеста - игра в долгую. Молодежи и студентам торопиться некуда. С другой стороны, налицо отсутствие внятных требований или же они носят откровенно противоречивый характер. Президента Вучича и его команду обвиняют в отходе от национальных интересов страны, недостаточном внимании к происходящему в Косово и Республике Сербской БиГ, в сокращении сотрудничества с Москвой. Вместе с тем протестующие требуют, чтобы Белград активнее сотрудничал с Западом, шел по пути еще большей европеизации. При этом все называют себя истинными патриотами Сербии, но не задумываются о том, что их хаотичные требования и неуемность ставят под угрозу внутриполитическую стабильность в стране в столь непростое время на международной геополитической арене. 

Примечательно, что то же самое можно сказать о президенте Вучиче, который стремится к членству в ЕС, но не отказывается от поддержки этнических сербов в Косово, вроде поддерживает Россию, но также выступает и против нее, поддерживает Украину, но понимает, что в Сербии многие враждебно относятся к НАТО.

Такой же неопределенный характер носит пока и отношение Брюсселя к происходящему в Сербии.  Не секрет, что многие общеевропейские партии, мягко говоря, недолюбливают Вучича, но протестующих, однако, в полный голос поддержать как-то не спешат.  

Да и сами протесты, как указывают некоторые наблюдатели, временами, несмотря на все заявления Вучича, выглядят не такими уж и прозападными. Особенно когда в толпе мелькают иконы и знамена с надписью «Косово - это Сербия!» Высказывается мнение, что западные партии и НПО действительно пытались взять под контроль протесты, воспользоваться ими, но у них ничего не получилось. Поэтому и сами протесты не слишком пока похожи именно на «цветную революцию» с радикальным намерением добиваться смены власти в стране. Скорее, это результат общего недовольства социально-экономическим состоянием страны, направленный против несправедливости системы в целом.

Поэтому наиболее часто звучит прогноз, что Вучичу все же удастся остаться у власти, но при этом придется ею поделиться. Сейчас его правительство представляет собой коалицию Сербской прогрессивной партии, Социалистической партии Сербии и партии «Хранители клятвы», и все они довольно неплохо показали себя на парламентских выборах 2023 года. Но теперь, скорее всего, произойдут перемены. В состав правительства наверняка будут включены представители оппозиции, оно станет коалиционным. Для этого из нынешнего протеста должны появиться и заявить о себе новые политические силы. Какими они будут - вот главный вопрос. 

На этом фоне самым тревожным выглядит то, что Сербия в очередной раз оказалась на разломе геополитических событий, которые сейчас наблюдаются во всем мире после прихода к власти в США администрации Дональда Трампа и всех затеянных им перемен в «глобальном укладе». В Белграде, конечно, все понимают, что сейчас, по сути, на кону будущее как ЕС, так и НАТО. И поэтому давнишние территориальные и национальные противоречия на Балканах могут опять прийти в движение. Это очень опасно. Особенно, если помнить, что именно на Балканах начались события общеевропейского значения, ставшие прологом Первой мировой войны.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

7


Актуально