
АРМЕНИЯ ИГРАЕТ С ОГНЕМ
Вместо подготовки к подписанию мирного договора Ереван добивается обострения ситуации на границе
Автор: НУРАНИ
С условной границы Азербайджана и Армении, где несколько месяцев было относительно спокойно, вновь приходят тревожные вести. В течение нескольких дней, а иногда и по нескольку раз за сутки, вооруженные силы Армении нарушают режим прекращения огня и обстреливают азербайджанские позиции из разных видов оружия. Пока что это не более чем «беспокоящий огонь». Инциденты обходятся без погибших и раненых. Но это не основание относиться к происходящему по принципу «ладно, проехали, забыли». Особенно на фоне последних политических подвижек.
Договор согласовали, но…
Как раз накануне серии инцидентов министерства иностранных дел Азербайджана и Армении официально распространили сенсационную новость: Баку и Ереван согласовали текст будущего мирного договора. Сторонам удалось прийти к согласию и по последним двум пунктам. Осталось только договориться о времени и месте подписания мирного договора.
Однако уже очень скоро стало понятно, что подписания мирного договора «на будущей неделе» ждать не стоит. Во-первых, в Баку настаивают на внесении изменений в Конституцию Армении, откуда нужно убрать претензии на Карабах. Во-вторых, требуют, чтобы Ереван поддержал инициативу Азербайджана об упразднении Минской группы ОБСЕ.
Повторим уже в который раз: пока в Конституции Армении содержатся территориальные притязания на азербайджанский Карабах, мирный договор подписан не будет. По вполне понятной причине. Пока в Основном законе остается «щелка» для реванша, любой мирный договор с ней не имеет смысла.
Да, Ереван вроде бы дал старт конституционной реформе. Премьер-министр Никол Пашинян как бы официально инициировал внесение изменений в конституцию и даже проводит консультации и с соратниками по «Гражданскому договору», и с другими политическими силами. Но процесс внесения изменений требует времени. Более того, для этого необходим референдум. А значит, в реальности - и в Армении говорят об этом прямо - новая конституция появится в лучшем случае в 2027 году. Естественно, что до этого и в регионе, и в самой Армении может измениться многое. В этой связи вспоминается притча, как Молла Насреддин пообещал за 20 лет научить грамоте шахского осла, а на недоуменные вопросы отвечал, что за 20 лет или шах помрет, или ишак.
Политические позиции Пашиняна не так прочны, как ему хотелось бы. До истечения каденции ему еще далеко, но эксперты советуют вспомнить, как досрочно покинул пост первый президент Армении Левон Тер-Петросян. Причем - какое совпадение! - ему не простили именно призыв к миру с Азербайджаном. Нет также каких-либо гарантий, что в результате всех конституционных перемен оттуда будут убраны притязания на Карабах. Наконец, не исключено, что изменения в конституцию на референдуме элементарно «не пройдут». И у официального Еревана появится возможность спрятаться за «волю народа».
Нет ясности и с готовностью Еревана к роспуску Минской группы ОБСЕ. На словах Ереван вроде бы готов на это согласиться. Но на деле, когда дело доходит до форумов самой ОБСЕ, в Ереване предпочитают отмалчиваться. И такое с армянской дипломатией происходит далеко не в первый раз. У официального Еревана по принципиальным вопросам слишком часто оказываются две и более позиций: одна - для своих, другая - для близких союзников, третья - для кого-нибудь еще…
Дипломатическая игра или «пространство для реванша»?
Эти дипломатические маневры Еревана заставляют в которой уже раз озвучивать неудобные вопросы: в какой мере двойственная позиция Армении в отношении судьбы МГ ОБСЕ связана с существующими планами реванша?
Если в Баку считают, что конфликт из-за Карабаха уже решен, что эту страницу надо перевернуть и строить совместное мирное будущее, то в Ереване всячески стремятся держать данный вопрос в «рабочем состоянии». Заставляет задуматься и активность армянской зарубежной диаспоры. Там все время пытаются втиснуть в повестку дня проведение разного рода «форумов», «конференций» по Карабаху, тему «безопасного возвращения армян» и т.д. За всем этим вполне четко прочитывается стремление держать конфликт в подвешенном состоянии, всеми силами убеждать международную общественность, будто вопрос еще не решен. Сохранение Минской группы ОБСЕ, а также затягивание конституционной реформы полностью укладываются в эту логику.
Если в Баку с самого начала настаивали и продолжают настаивать, что стороны вполне способны договориться без посредников, то в Ереване не оставляют надежд договориться именно с возможными посредниками, а точнее, модераторами урегулирования, а затем уже навязать Азербайджану выгодный для себя вариант. Насколько это вообще возможно и реально после двух поражений в войне - такие вопросы в Армении, похоже, не возникают. Но двойную игру ведут с упоением. Ереван то демонстрирует верность союзническим обязательствам с Россией, то бросается в объятия Евросоюза и США, устраивая «обнимашки» с Францией, а затем вновь наводит мосты с Россией…
Но, пожалуй, наиболее недвусмысленным и наиболее тревожным указанием на существующие в Армении планы реванша были и остаются военные приготовления.
«Мир» пишем, «война» в уме
По подсчетам экспертов, военные расходы Армении в 2025 году составят $1,7 млрд. Это примерно 30% от ее бюджета и 6% от ВВП. Конечно, ей еще очень далеко до военного бюджета Азербайджана в $5 млрд. Но по доле государственных расходов, которые идут на военные нужды, Армения - бесспорный лидер на Южном Кавказе.
В принципе, этому можно найти объяснение. Во-первых, после разгрома в Карабахе Армении необходимо латать дыры в боевых порядках и восполнять потери в оружии и технике. В ходе 44-дневной войны Азербайджан уничтожил и взял в качестве трофеев оружия и военной техники на $5 млрд. Кроме того, Армении надо обустраивать и военные позиции на своих новых границах. Однако она закупает или выпрашивает у союзников главным образом наступательное оружие. Французские гаубицы Caesar - классический пример. И на условной границе создает опорные пункты именно наступательного характера. Понятную тревогу у Баку вызывает и то, что в Армении продолжают действовать структуры свергнутого оккупационного режима, который Ереван пытался сколотить в оккупированном Карабахе.
Политологи напоминают: вести двойную игру - говорить о мире и готовиться к войне - Армении не привыкать. И если на таком фоне, когда власти и внешнеполитические ведомства третьих стран наперебой приветствуют достижение согласия, на границе вдруг начинают стрелять, это не может не вызывать тревоги. И порождает весьма серьезные вопросы: что происходит?
Расстрелянный политический оптимизм
Инциденты со стрельбой на линии фронта могут быть, конечно, и случайными. Особенно, если нервы на пределе. Неясная тень, подозрительное движение - и готово. Но здесь речь не об одиночных выстрелах, а о намеренном обстреле азербайджанских позиций. Если «случайные инциденты» продолжаются несколько дней, да еще и по нескольку раз за сутки, - это даже теоретически не может быть случайностью.
Опять-таки можно предположить, что «шалят» на границе разного рода террористические группировки вроде той же «Еркрапа», спровоцировавшей напряженность на границе в феврале прошлого года. Но, во-первых, обеспечивать тишину и контроль за «людьми с ружьями» со своей стороны границы - прямая обязанность Еревана. Во-вторых, такого рода инцидентов слишком много, чтобы их могли организовать «неофициальные» вооруженные структуры.
Какую же цель преследует Ереван? Хотя в пресс-релизах ответа на этот вопрос не найти, догадаться можно.
Несмотря на бодрые дипломатические реляции о согласовании всех пунктов будущего мирного соглашения, подписывать его Николу Пашиняну не очень хочется. Проиграть войну за Карабах - уже тяжелейший политический провал, но отказаться от «Арцаха» на бумаге - такого «шашлычному премьеру» могут и не простить. Особенно те, кто рукоплескал его заявлениям в стиле «Карабах - это Армения, и точка!», переносу «инаугурации» Араика Арутюняна в Шушу и пьяным танцам на Джыдыр дюзю. А спровоцировать напряженность на границе - самый надежный способ сорвать подписание мирного договора.
Ереван не на шутку напрягает также процесс делимитации и демаркации границ. Когда по горячим следам войны делимитация шла под модерацией России, Армении пришлось расстаться с полутора десятками сельских домов, отрезком стратегической автомобильной дороги, важными высотами и т.д., а в Газахском районе - вернуть Азербайджану четыре села. По обе стороны ныне условной границы с Арменией хорошо знают, каких масштабов достиг захват азербайджанских территорий во время существования СССР, когда границы республик вообще не обозначались на местности. И представляют, что происходило здесь во время оккупации, когда с границей вообще не церемонились. Сегодня, когда процесс делимитации и демаркации уже запущен, Армении придется расстаться с незаконно прихваченными территориями. Неизбежно рассыпятся и мифы, будто бы это Азербайджан «вторгся на суверенную территорию Армении», о чем время от времени любят поплакать в Ереване. И под аккомпанемент разговоров о скором подписании мирного соглашения в Ереване все это срывают надежным и испытанным способом - при помощи вооруженных инцидентов на границе.
Только, похоже, слишком рано забыли, чем закончились для Армении приграничные стычки 2021-2022 годов.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:
