МОНЕТАРНОЕ СМЯГЧЕНИЕ
Центробанк Азербайджана впервые за долгие месяцы решил пойти на изменение учетной ставки
Автор: Нурлана БЕЮКАГАГЫЗЫ
Впервые за более чем год Центральный банк Азербайджана (ЦБА) принял решение об изменении учетной ставки, снизив ее на 0,25 процентных пункта (п.п.) - до 7%. Одновременно были уменьшены и границы процентного коридора: до 6% - нижняя и до 8% - верхняя.
Поскольку последнее изменение ставки происходило в мае 2024 года, ее колебание, хоть и небольшое, вызвало интерес к причине такого решения. Тем более что Центробанк внес некоторые коррективы и в макроэкономические прогнозы.
ЦБА не единственный регулятор в регионе, пересматривающий ставку. 24 июля снизил ключевую ставку и Центробанк Турции - на 300 базисных пунктов (до 43%) на фоне стабилизации инфляции.
С 20 до 18% уменьшил ставку также Банк России, аргументируя это спадом инфляционных ожиданий. Однако регулятор по-прежнему указывает на сохраняющиеся риски: замедление мировой экономики, высокая инфляция и геополитическая нестабильность. Прогноз цены на нефть в расчетах Банка России тоже пересмотрен - до $55 за баррель в 2025-2026 годах. Решение ЦБА о понижении учетной ставки после длительного периода стабильности свидетельствует о переходе к более мягкой, но осторожной монетарной политике. В отличие от Турции и России Азербайджан обладает более устойчивыми макроэкономическими позициями, что позволяет проводить смягчение без риска дестабилизации инфляции или валютного курса.
В пределах целевого коридора
Ключевым аргументом в пользу смягчения стал факт соответствия текущей инфляции прогнозной траектории: по итогам июня 2025 года годовая инфляция составила 6%, оставаясь в пределах целевого диапазона (4±2%). Базовая инфляция - 4,8%, что говорит о сдержанном давлении на цены в среднесрочной перспективе.
Рост цен по категориям товаров распределился следующим образом:
продовольственные товары, алкоголь и табак - 7%; платные услуги - 7,2%; непродовольственные товары - 2,8%.
При этом внешние проинфляционные факторы не усилились. По данным МВФ, индекс мировых цен на сырьевые товары в июне сократился на 0,6% в годовом выражении, а продовольственный индекс - на 4,2%.
В ЦБА также отметили отсутствие существенных изменений в балансе инфляционных рисков за последнее время. При этом основными внешними факторами остаются импортная инфляция и динамика обменных курсов в странах - торговых партнерах. Председатель ЦБА Талех Кязымов на пресс-конференции заметил, в частности, что рост цен в странах, являющихся торговыми партнерами Азербайджана, привел в этом году к повышению цен внутри страны на 3,36 п.п. «Что касается внутренних факторов, то укрепление номинального эффективного курса маната способствовало снижению инфляции на 0,52 п.п., увеличение потребления в государственном и домашнем хозяйстве - росту на 1,61 п.п., а повышение цен на сельскохозяйственную продукцию - на 4,6 п.п.», - отметил он.
Именно поэтому в ЦБА несколько подкорректировали прогнозы по годовой инфляции: до 5,7% - в 2025-м и 5,3% - в 2026 годах (в апреле было 5,3 и 4,3% соответственно).
Но в любом случае, согласно базовому сценарию, годовая инфляция будет находиться в пределах целевого уровня, отмечают в ЦБА.
Стабильность валютного курса и снижение внешнего давления создают условия для продолжения цикла мягкой монетарной политики.
Валютная позиция
Позитивным фактором Центробанк также считает то, что предложение валюты на внутреннем рынке в 2025 году продолжает превышать спрос, включая как наличный, так и безналичный сегменты. Это один из показателей укрепления доверия к национальной валюте. Кроме того, снижается долларизация депозитов физических лиц, что также отражает позитивные ожидания.
Сальдо внешней торговли по итогам первого полугодия составило $1,4 млрд, и ЦБА сохранил прогноз по профициту текущего счета платежного баланса на 2025-2026 годы. Валютные резервы страны достигли $77,7 млрд, что на 9,4% больше, чем в начале года. Такой объем достаточен для покрытия импорта на три года.
На денежном рынке среднедневной индекс AZIR (ставка на межбанковском рынке необеспеченных денег) в июне составил 7,03%, а в июле поднялся до 7,15%, что подтверждает активность банковского сектора. Объем операций на необеспеченном рынке вырос на 26% по сравнению с первым полугодием прошлого года, количество сделок - на 55%. Для приближения индекса AZIR к учетной ставке ЦБА активно использовал недельные операции по стерилизации избыточной ликвидности.
При этом ЦБА ожидает дальнейшего укрепления номинального эффективного курса маната в следующем году и спокойно относится к колебаниям в сегменте «евро - доллар» на мировых валютных рынках.
«Несмотря на стабильность курса маната, соотношение доллара к евро меняется. Если мы посмотрим на 20-летнюю динамику, то увидим, что возможен кратковременный возврат к среднему уровню. Однако это не означает, что другие валюты теряют стоимость по отношению к евро и доллару. Неверно считать, что доллар будет постоянно обесцениваться. Влияние спотового индекса доллара на номинальный эффективный курс маната очень мало», - отметил гендиректор Центробанка Вугар Ахмедов.
Корректировка прогнозов
Подкорректированы в сторону снижения и ожидания относительно средней цены на нефть в 2025 году - $68,6/баррель против $70+ в апреле, на газ - до $299/тыс. куб. м. На 2026 год прогнозируется $64,6/барр. и $290/тыс. куб. м соответственно. Отметим, что в госбюджете Азербайджана на 2025 год цена на нефть заложена на уровне $70 за баррель.
Т.Кязымов подчеркнул, что ЦБА ожидает профицит текущего счета платежного баланса в размере $3,6-4 млрд в 2025 году и $3,5 млрд - в следующем.
На этом фоне несколько изменились и прогнозы по экономическому росту: ВВП на 3% в 2025 году, включая 4,2% в ненефтегазовом секторе (в апреле эти цифры были выше - 3,3 и 4,7% соответственно).
При этом, согласно представленному Минфином среднесрочному бюджетному плану на 2025-2029 годы, рост ВВП Азербайджана в текущем году составит 3,7% вместо ранее ожидавшихся 3,5%. Прогноз по нефтегазовому сектору повышен с 0,5 до 1,2%, по ненефтегазовому оставлен на уровне 4,9%.
Эксперты отмечают, что подобные колебания естественны на фоне постоянных колебаний внешнего фона, геополитической нестабильности, торговых войн и т.д.
Важнее всего то, что главный стабилизирующий актив страны - стратегические валютные резервы растут и уже достигли $77,7 млрд, что на 9,4% больше, чем в начале года. «Наши стратегические валютные резервы достаточны для финансирования импорта в течение трех лет, что является невероятно высоким показателем», - отметил Т.Кязымов.
То есть у Азербайджана достаточно сильный стабилизирующий буфер, позволяющий в краткосрочной перспективе гибко реагировать на самые резкие внешние и внутренние шоки.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


122












