Автор: Джейхун НАДЖАФОВ Баку
Уже через несколько месяцев прикаспийские страны могут заключить межправительственное соглашение о введении моратория на вылов осетровых. По данным российских СМИ, этот вопрос внесен в повестку предстоящей встречи глав прикаспийских государств, которая предположительно состоится осенью этого года.
Как сообщил журналистам глава Росрыболовства Андрей Крайний, этот вопрос ранее неоднократно поднимался на уровне глав государств, но до сих пор окончательного решения не принято. Введение полного моратория, по словам Крайнего, позволит всего за пять лет восстановить популяцию осетровых до состояния, позволяющего начать промышленную добычу этого ценного вида рыбы.
Другим важным решением саммита будет повышение статуса комиссии по рыболовству, которая сегодня межведомственная и ее решения являются скорее информационными, чем обязательными к выполнению. В случае повышения ее статуса до межправительственного принятые решения станут обязательными для всех пяти прикаспийских стран. При этом права вето не будет.
Как сообщил R+ главный советник Департамента по охране и разведению водных биоресурсов Министерства экологии и природных ресурсов Азербайджана, постоянный представитель Азербайджана в Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря Тариель Мамедли, в 2010 году на бакинском саммите глав прикаспийских государств было принято решение о прекращении распределения промышленной квоты на вылов осетровых, то есть фактически был введен мораторий. Одновременно Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря провела подготовку технических деталей соглашения по полному мораторию. В целом в нем будут отражены все аспекты необходимых мер по защите каспийских осетровых. Это касается также прекращения вылова и в реках, впадающих в море, действенной борьбы с браконьерством, загрязнения моря промышленными отходами, сотрудничества в процессе восстановления популяции рыб и ряда других вопросов. По словам Мамедли, время для восстановления популяции каспийских осетровых до уровня, когда возможен промышленный вылов, упущено. "Это следовало сделать 20 лет назад, когда после распада СССР на Каспии начался процесс неконтролируемого вылова. Нынешние меры также сталкиваются с проблемами, связанными с неопределенностью правового статуса Каспия. В лучшем случае удастся сохранить каспийских осетровых рыб как биологический вид, всего лишь аквакультуру", - сказал он.
Ранее вылов и торговля осетровыми регулировались Международной организацией по всемирной торговле видами флоры и фауны, находящимися на грани исчезновения (CITES).
В настоящее время квоты на промышленный вылов не выделяются.
По мнению главы Научно-исследовательского центра "Каспий" при БГУ Чингиза Исмайлова, самой главной угрозой для осетровых является масштабное браконьерство на побережье российских регионов: Дагестана, Калмыкии и Астраханской области. "Этот огромный регион побережья Каспия является основной зоной нереста осетровых рыб. Социально-экономическая ситуация в этих регионах сложная и благосостояние значительной части их жителей зависит от промысла рыбы. В этой ситуации очень сложно вести борьбу с браконьерством. Люди, занимающиеся незаконным выловом рыб, технически лучше оснащены, обладают большими мощностями, чем контролеры, которые призваны заниматься защитой рыбных ресурсов", - утверждает эксперт.
Ч.Исмайлов отмечает, что браконьерство процветает и на азербайджанском побережье. Однако масштабы этого явления в Азербайджане значительно ниже. "Если идея полного запрета будет осуществлена, в определенной степени ситуацию исправить удастся. Но браконьерский вылов существует во всех прикаспийских странах. В процессе запрета вылова осетровых рыб есть и другие проблемы: неопределенность статуса Каспия, делимитация и др. Но проблема проблем - борьба с браконьерством", - сказал он.
Между тем остается открытым ряд вопросов, касающихся непосредственно защиты поголовья осетровых на огромной прибрежной территории Российской Федерации. К примеру, как будет решена проблема вылова осетровых в регионе Волгоградского водохранилища, где осетровые практически не могут попасть в зону нерестилища, каков реальный объем вылова осетровых, будет ли мораторий касаться рек, впадающих в Каспий и т.д.?
Как сообщил R+ член экспертного совета Фонда спасения Каспия, бывший глава Партии зеленых Казахстана Серикжан Мамбеталин, осетровые поднимаются из Каспия на нерест в Волгу, Урал и Куру.
"Это древние рыбы, ровесники динозавров, обладают уникальной генетической памятью маршрутов миграции. Поэтому осетры даже с иранского сектора могут подниматься в реки, впадающие в Северный Каспий", - сказал эксперт.
Верхнее течение Волги зарегулировано каскадом каналов, водохранилищ и гидростанций, что само по себе уменьшает ареал обитания осетровых. Например, еще полвека назад каспийские осетровые вылавливались в районе Казани. К негативным факторам можно добавить также обмеление снижение объема воды, заиливание дна реки, сток промышленных, в том числе токсических отходов в реки. "Все это влияет на популяцию осетровых и должна быть разработана комплексная программа, включающая дноуглубительные работы и меры по снижению сброса в реку отходов производства", - утверждает С.Мамбеталин.
Касаясь реального объема вылова осетровых, он отметил, что в 1983 году Советский Союз отправил только на экспорт более 18 тысяч тонн осетровых и 2,5 тысячи тонн черной икры. За годы же после развала Союза популяция осетровых снизилась до 20 раз.
С.Мамбеталин считает, что для максимального ограничения браконьерского вылова, помимо политической воли руководителей прикаспийских государств, необходимо также скоординировать работу ведомств всех этих стран без исключения. "Наши страны в одиночку пытаются решить проблему браконьерства, хотя без взаимодействия это невозможно. Совместное патрулирование вод, обмен информацией, включая космическую съемку, регулярные совместные рейды морских погранслужб, создание общей системы мониторинга за акваторией Каспия могут существенно улучшить ситуацию с незаконным выловом рыбы", - сказал он.
По его мнению, одним мораторием проблему восстановления популяции осетровых рыб не решить. Говоря о факторах, влияющих на снижение популяции, С.Мамбеталин сообщил, что они различные и практически все антропогенные, то есть вызваны деятельностью человека.
Хотя море имеет потенциал к воспроизводству, восстановление осетровых произойдет, если Каспию дать полный покой хотя бы на 5-10 лет. Будучи естественной средой обитания для 90% всех осетровых в советские годы, Северный Каспий имел статус заповедной зоны. В нем позволялись крайне ограниченная хозяйственная деятельность, сезонное, строго квотируемое рыболовство. "К сожалению, в 1990-х годах Казахстан, а затем и Россия разрешили разведку и добычу углеводородного сырья. Поэтому сегодняшний статус моря как заповедной зоны фактически утерян, так как в море активно ведется сейсморазведка, при которой взрываются донные профили, по местам нереста ходят промышленные суда, а оффшорные месторождения связаны с сушей сетью нефтепроводов. Нужно четко уяснить, что воспроизводство осетровых и нефтедобыча - это несовместимые вещи", - считает эксперт.
С.Мамбеталин отмечает, что, по всей видимости, будет запрещен вылов как в море, так и в реках, в том числе и Волге. Однако простым запретом проблему не решить. "Только комплексное решение, включая мораторий не только на вылов, но и на разведку и добычу нефти в Северном Каспии, сроком как минимум на 5 лет, может восстановить популяцию осетровых. Иначе мы просто лишим источника заработка рыбаков Прикаспия, но дадим возможность и дальше убивать царскую рыбу нефтяникам", - сказал он.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ: