ЦЕЛЕВОЙ ДИАПАЗОН
ЦБА сохраняет учетную ставку на фоне умеренного роста инфляции
Автор: Илаха МАМЕДЛИ
Правление Центрального банка Азербайджана (ЦБА) уже в шестой раз в 2025 году приняло решение сохранить учетную ставку без изменений - на уровне 7%. Нижний порог процентного коридора установлен на отметке 6%, верхний - 8%.
Из семи заседаний в течение года по этому вопросу только на одном было принято решение о снижении ставки. Восьмое, заключительное заседание правления ожидается 10 декабря.
Как заявил на пресс-конференции председатель ЦБА Талех Кязымов, ужесточение денежно-кредитной политики пока не планируется. Если инфляция останется в пределах 5-8%, счет текущих операций платежного баланса сохранит профицит, валютный рынок останется стабильным, а государственные расходы - в рамках прогнозируемого уровня.
Прогнозы пересмотрены
Годовая инфляция в 2025 году ожидается на уровне 6%, а в 2026-м - 5,7%. Напомним, что в июле регулятор рассчитывал на 5,7% и 5,3% соответственно. Как видно, банк пересмотрел свои расчеты в сторону повышения.
По словам Т.Кязымова, при определении параметров учетной ставки учитываются как фактическая, так и ожидаемая инфляция, соотнесенные с целевым интервалом 4±2%, а также динамика мировой и внутренней экономики, макроэкономические тенденции и механизмы передачи решений денежно-кредитной политики в реальный сектор.
«С момента последнего заседания существенных изменений в балансе инфляционных рисков не произошло, - сообщил глава Центробанка. - Нестабильность в глобальной торговой среде по-прежнему вызывает колебания на товарных и финансовых рынках. Влияние импортных цен, являющихся основным внешним источником инфляционных рисков, во многом зависит от процессов у торговых партнеров и динамики номинального эффективного обменного курса».
За девять месяцев текущего года годовая инфляция в Азербайджане составила 5,7%, а базовая - 4,9%. Это означает, что инфляция удерживается в пределах целевого диапазона ЦБА и, как предполагается в базовом сценарии, к концу 2025-го и в 2026 году изменений не будет.
Повышение прогноза же, как пояснил Т.Кязымов, связано в основном с причинами, воздействующими на предложение.
Так, среди внутренних факторов основное влияние оказал рост цен производителей сельхозпродукции на 9,3% - он прибавил к инфляции 4,28 процентного пункта (п.п.) Рост, как подчеркнул Т.Кязымов, обусловлен подорожанием однолетних сельхозкультур на 4,6%, многолетних - на 22,7%, а также продукции животноводства - на 9,6%. По данным Госкомстата, импортируемые семена фруктов и посевной материал подорожали на 61%, корма для животных - на 27,1%, минеральные и азотные удобрения - на 11,8%. Все это стало главной причиной роста индекса цен производителей в сельском хозяйстве.
По сравнению с июлем прогноз по инфляции для 2025 года повышен на 0,3 п.п. - до 6% - большей частью из-за пересмотра индекса цен производителей сельхозпродукции, который теперь предусмотрен на уровне 7,9% вместо 6,9%. Это добавит к общей инфляции 0,47 п.п.
Аналогично прогноз на 2026 год увеличен на 0,4 п.п. - до 5,7%. Причина та же: более высокий рост цен производителей сельхозпродукции - 6,9% вместо 4,8%. Повышательное влияние на 0,93 п.п.
В целом в 2025 году около 75% роста инфляции будет обусловлено факторами предложения и лишь 25% - спроса.
Среди ключевых предпосылок: индекс цен производителей сельхозпродукции, инфляция у торговых партнеров, потребительская активность домашних хозяйств, тарифы на пассажироперевозки, номинальный эффективный курс (НЭК).
В 2026 году структура изменится незначительно: около 80% инфляционного давления будет приходиться на предложение. Повышательное влияние окажут инфляция у торговых партнеров и рост цен производителей сельхозпродукции, тогда как НЭК, напротив, снизит инфляцию.
По мнению Т.Кязымова, чистое влияние импортируемой инфляции и номинального курса в следующем году составит около 0,16 п.п.
Валютный курс, внешняя торговля и резервы
К концу 2025 года ЦБА предполагает замедление темпов укрепления НЭК - показатель снизится примерно на 2% из-за ослабления курса доллара. В 2026 году, напротив, он укрепится на 7%, что будет связано с ускорением снижения валют у торговых партнеров.
По данным Государственного таможенного комитета, профицит внешнеторгового баланса за девять месяцев текущего года составил $1,8 млрд. За первое полугодие профицит счета текущих операций достиг $2,3 млрд, или 6,3% ВВП.
Стратегические валютные резервы Азербайджана выросли по сравнению с началом года на 14,7%, достигнув $81,5 млрд, из них валютные резервы самого Центробанка составляют $11,3 млрд.
«Наши стратегические валютные резервы позволяют финансировать импорт товаров и услуг в течение 37 месяцев - это исключительно высокий показатель», - подчеркнул глава ЦБА. По его словам, объем резервов превышает манатную массу в 3,7 раза.
По итогам 2025 года Центробанк прогнозирует профицит текущего счета на уровне $3,7 млрд (чуть выше июльской оценки), а на 2026-й показатель сохранен без изменений - $3 млрд.
По обновленным данным, рост ВВП Азербайджана в 2025 году должен быть в пределах 2,2%, включая 3,7% в ненефтегазовом секторе. По результату девяти месяцев он составил 1,3%, а ненефтегазового сектора - 2,9%.
Хотя прогнозы остаются позитивными, они пересмотрены в сторону понижения. Для сравнения: в июле банк рассчитывал, что рост экономики составит 3%, а ненефтегазового сектора - 4,2%. На 2026 год ожидания составляют 2% и 4,4% соответственно.
Центробанк Азербайджана считает, что средняя цена одного барреля нефти на мировом рынке в 2026 году будет около $64-65, а 1 тыс. кубометров природного газа - $288. В июльском расчете ЦБА средние цены уже на уровне $64,6 за баррель нефти и $290 за тысячу кубометров газа.
На динамику мировых цен на энергоресурсы влияет множество факторов, однако базовые ожидания, по утверждению Т.Кязымова, остаются стабильными и умеренными.
Обновленные прогнозы Центробанка Азербайджана демонстрируют осторожный, но взвешенный подход к управлению денежно-кредитной политикой. ЦБА сохраняет уверенность в неизменности макроэкономических основ - прежде всего благодаря устойчивому валютному рынку, профициту внешней торговли и рекордному уровню резервов.
Такой подход выглядит рациональным на фоне мировой экономической неопределенности. Волатильность сырьевых рынков, сохраняющееся давление на продовольственные цепочки поставок, изменение монетарных циклов в ведущих экономиках - все это продолжает создавать риски.
В данных условиях сохранение устойчивой учетной ставки и гибкая реакция на инфляционные факторы позволяют Азербайджану поддерживать баланс для достижения целей экономического роста.
РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:


26












