5 Декабря 2025

Пятница, 08:20

ОСЕННИЙ ПЕРЕСЧЕТ

Санкции, решения ОПЕК+ и прогнозы определили краткосрочную динамику цен на топливном рынке

Автор:

15.11.2025

Ноябрь для нефтяного рынка начался с новых мощных колебаний. С одной стороны, жесткая волна санкций против российских нефтекомпаний и усилившиеся ограничения в отношении Ирана; с другой - осторожная, но последовательная политика OPEC+ по управлению поставками и признаки ослабления спроса в ряде развитых экономик. 

Все эти события рикошетом отразились как на структуре спроса-предложения, так и на, естественно, ценах на топливо.

 

Санкционные «качели»

На рынке нефти очередные качели, после того как 22 октября минфин США объявил о новом пакете ограничений, затронувших крупнейшие компании российского нефтегазового сектора - «Роснефть», «Лукойл» и ряд их дочерних структур. Как сообщалось, эти меры направлены на «ограничение способности России получать доходы от экспорта энергоресурсов, используемые для финансирования военных действий».

The Guardian отмечает, что «новый санкционный пакет стал самым чувствительным для российского нефтяного сектора с 2022 года, что моментально отразилось на ожиданиях участников рынка». 

Действительно, реакция рынка не заставила себя ждать: уже в первые дни котировки Brent выросли на несколько процентов, так как инвесторы закладывали в цену риск потенциальных перебоев поставок и усиление давления на российский экспорт. 

Тем не менее эффект оказался скорее сдержанным, чем взрывным. Дело в том, что в ответ на ограничения Россия все чаще предлагает большие скидки покупателям (что, конечно, снижает ее выручку), которые - особенно в Азии и некоторых регионах - частично переключаются на более дешевые сорта. 

По данным Международного энергетического агентства, в октябре экспорт российской нефти и нефтепродуктов снизился где-то лишь на 150 тыс. б/с. Аналитики отмечают, что рынок воспринял новые санкции скорее как фактор неопределенности и потенциального дефицита, чем в качестве реальной угрозы текущему балансу.  «Новые санкции против российского нефтяного сектора окажут на него сдержанное влияние: добыча может немного снизиться, а ставки на фрахт - увеличиться; в целом же рынок, вероятнее всего, адаптируется к новым условиям, - пишут аналитики Управления энергетической информации США (EIA) в своем ежемесячном отчете. - Хотя влияние санкций на экспорт российской нефти пока неясно, мы оцениваем небольшое снижение добычи нефти в России примерно на 0,1 млн б/с в первом квартале 2026 г., поскольку, по нашему мнению, мировой рынок нефти адаптируется к новым ограничениям».

 

Между стабилизацией и осторожностью

На фоне геополитической напряженности внимание рынков в начале ноября было приковано к решению ОПЕК+, которое во многом определило краткосрочную динамику цен на нефть. На последнем заседании министры восьми стран альянса, учитывая стабильные перспективы мировой экономики и благоприятные текущие рыночные условия, что подтверждается низкими запасами нефти, приняли решение увеличить квоты на добычу нефти в декабре на 137 тыс. б/с. Но после декабря, в связи с сезонностью, приостановить рост производства в январе, феврале и марте.

«Мы должны удерживать баланс между защитой доходов и поддержанием стабильности рынка», - заявил министр энергетики Саудовской Аравии принц Абдулазиз бин Салман. 

Напомним, что члены ОПЕК+, добровольно сокращающие нефтедобычу в дополнение к общим квотам всех стран альянса, имели два пакета ограничений - в 2,2 и 1,65 млн б/с. Последний пакет изначально действовал до конца 2026 года, но в сентябре, после того как были возвращены на рынок ограничения в 2,2 млн б/с, «добровольцы» вернулись к ограничению в 1,65 млн б/с: в октябре, ноябре и теперь в декабре - на 137 тыс. б/с каждый месяц.

Так или иначе, рынок воспринял решение альянса как сигнал к стабильности: цены на нефть марки Brent закрепились в интервале $82-85 за баррель.

Для Азербайджана, участвующего в соглашении ОПЕК+, текущее решение имеет стратегическое значение: сохраняющийся дефицит инвестиционной активности в добывающем секторе создает предпосылки для удержания цен на уровне, благоприятном для производителей.

 

Прогнозы и перспективы

В этой связи интересен свежий прогноз EIA, согласно которому в первом квартале 2026 года средняя цена нефти Brent составит около $83 за баррель, оставаясь вблизи текущего диапазона $82-85. 

Свое заключение аналитики агентства связывают с адаптацией рынка к новым санкционным условиям. Они отмечают, что, несмотря на сокращение экспорта из России и Ирана, общее предложение на глобальном рынке остается достаточным. Недостача компенсируется за счет добычи в США, Бразилии и Гайане, а также постепенного возвращения на рынок странами ОПЕК+ части добровольно ограниченных мощностей. 

Еще один важный фактор - замедление спроса на нефть из-за спада промышленной активности и снижения потребления топлива в развитых экономиках, прежде всего в Европе и Японии. По оценкам EIA, прирост мирового спроса в нынешнем году составит около 1 млн б/с, что заметно ниже прошлогоднего уровня (2,2 млн б/с). Сдерживающим фактором остается и Китай - его внутренний спрос продолжает быть слабым из-за замедления темпов роста ВВП, связанного с рядом внутренних и внешних причин.

Ключевым элементом краткосрочного баланса остаются США, где добыча нефти достигла исторического максимума - 13,4 млн б/с, усиливая давление на цены. По данным Reuters, увеличение запасов и умеренные темпы роста спроса в Азии удерживают Brent в пределах $80-85 за баррель, при этом любая геополитическая новость - от санкций до сбоев поставок - вызывает кратковременные всплески волатильности.

Озвученный EIA сценарий является в целом приемлемым и для Азербайджана: сохранение средней цены Brent в диапазоне $80-85 за баррель обеспечивает стабильные экспортные поступления и устойчивость бюджетной политики.

По итогам осени 2025 года можно заключить, что мировой нефтяной рынок вступил в фазу управляемой нестабильности, когда санкционные, политические и структурные факторы переплетаются, формируя новую конфигурацию сил. И именно от способности стран-экспортеров быстро адаптироваться к этой реальности будут зависеть их место и роль в энергетической системе 2026 года.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

23


Актуально