1 Мая 2024

Среда, 06:33

ТУРЕЦКИЕ МОТИВЫ

Пересмотрит ли правительство Эрдогана приоритеты внешней политики Анкары?

Автор:

22.04.2014

Градус политической борьбы в Турции накаляется в преддверии назначенных на 10 августа выборов 12-го президента страны. Эти выборы обещают стать значительным событием также и в контексте усиливающейся роли Анкары в международной политике.

Выборы президента Турции впервые будут всенародными, поскольку раньше главу государства избирал парламент. Кроме того, новый президент будет работать пять лет вместо прежних семи. Срок полномочий действующего президента Абдуллы Гюля заканчивается 28 августа. Еще неизвестно, будет ли Гюль баллотироваться в президенты повторно. Оппозиция, включая ведущие ее силы - Республиканскую народную партию и Партию националистического действия, выдвинет, скорее всего, нескольких претендентов. Но главным кандидатом на должность главы государства станет, судя по всему, нынешний премьер-министр, лидер Партии справедливости и развития (ПСР) Реджеп Тайиб Эрдоган. Наличие у него довольно высоких шансов на победу подтвердили итоги состоявшихся в конце марта муниципальных выборов, на которых правящая партия получила 45,5% голосов. Голосование в местные органы власти показало, что ПСР и ее лидер, вопреки всем политическим скандалам последнего времени, акциям протеста и беспорядкам в ряде турецких городов, остаются самой популярной политической силой в стране.

Сам Эрдоган, убедившись в достаточно высокой степени всенародной поддержки, демонстрирует готовность продолжать борьбу с противниками, орудием борьбы в руках которых все ощутимее выступают социальные сети. Обвиняя Twitter, You-Tube и Facebook в подрыве турецкой стабильности, премьер заявил, что первая из этих соцсетей уклоняется от уплаты налогов, и пообещал "разобраться с вопросом".

Еще одна акция со стороны правительства - увольнение 150 чиновников из различных госструктур в связи с незаконным прослушиванием телефонных разговоров. По сути это решение стало ответом на обнародованную турецкими СМИ информацию о прослушивании органами прокуратуры телефонных разговоров около семи тысяч человек - представителей турецкого политического класса, включая членов семьи Эрдогана.

Премьер-министр Турции уверен, что за прослушиванием телефонных разговоров, в целом дестабилизации ситуации в стране стоит движение "Хизмет", возглавляемое проживающим в США исламским проповедником Фетуллахом Гюленом. Между тем Эрдоган дает понять и то, что считает именно Соединенные Штаты вдохновителем Гюлена. Официальная Анкара требует от Вашингтона немедленной выдачи проповедника. Американцы, однако, не спешат выполнить это требование. Посол США в Турции Фрэнсис Риккардоне заявил, что его страна согласится экстрадировать Гюлена лишь в том случае, если Анкара докажет его вину.

Турецко-американские разногласия по "вопросу Гюлена" - лишь часть общей картины растущих противоречий между Турцией и Западом. Внутренняя политика правительства Эрдогана была подвергнута жесткой критике на состоявшемся недавно в Брюсселе заседании совместной парламентской комиссии Турция - Евросоюз. Ссылаясь на такие меры турецкого кабинета, как расширение полномочий Министерства юстиции за счет ослабления влияния Высшего совета судей и прокуроров, "чистка в полиции и судебной системе страны", а также ограничение доступа к Интернету, чиновники ЕС вновь "усомнились в приверженности Турции европейским ценностям и стандартам".

Однако за "сомнениями" Брюсселя усматривается их главная подоплека - на Западе недовольны расширением роли Анкары в мировой и региональной политике. На Западе не всех устраивает и то обстоятельство, что в результате успешных экономических реформ, проведенных ПСР, Турция оказалась по темпам развития своей экономики в числе мировых лидеров.

Примечательна в этом смысле статья советника премьер-министра Эрдогана Йигита Булута, опубликованная на днях в турецком издании Star. Булут предсказывает утрату Европой своей роли в новом мировом балансе, а также сворачивание Турцией стратегических отношений с ЕС, который использует Анкару в своих интересах. Уместно здесь отметить, что тот же советник Эрдогана еще в сентябре прошлого года рекомендовал правительству Турции отказаться от попыток получить членство в Евросоюзе и придать приоритетное значение восточному внешнеполитическому вектору.

Подобного рода суждения лишь усиливают предположения о возможности скорой смены внешнеполитических приоритетов Анкары, все более позиционирующей себя как самодостаточную силу в рамках всего евразийского пространства. Тенденции возможного перехода турецкой внешней политики в иное качество пусть и не безусловны, но вполне очевидны. 

Эрдоган осознает открывающиеся перед ним перспективы и все чаще обрушивается с критикой на США и западные центры. В частности, он откровенно намекает на "пятую колонну" в Турции, вносящую смуту в жизнь государства. И, как показывают итоги муниципальных выборов и различных соцопросов, большинство населения Турции в целом солидарно с антизападными настроениями правительства ПСР. Другой вопрос, что на евроскепсис турок существенно повлияла и политика самого ЕС, фактически закрывшего перед Турцией свои двери.

В контексте возможной смены внешнеполитических приоритетов Анкары следует рассматривать и сигналы Эрдогана в сторону Шанхайской организации сотрудничества и пророссийского Таможенного союза. Не случайно в числе первых поздравил турецкого премьера с очередным избирательным успехом президент России Владимир Путин. Перед Москвой и Анкарой, одинаково отвергаемых Западом в качестве полноправных игроков на международной арене, однозначно вырисовывается перспектива стратегического сближения. И этому, судя по всему, не стали помехой последние события в Украине и Крыму. Интересно, что министр по связям Турции с ЕС Мевлут Чавушоглу обвинил Брюссель в "развязывании гражданской войны в Украине". А на заседании ПАСЕ представленные в ассамблее члены ПСР проголосовали против принятия резолюции, лишившей российскую делегацию права голоса в данной структуре и представительства во всех ее руководящих органах. Это, правда, не отрицает того, что официальная позиция Турции по крымским событиям совпадает с европейской.

Как заявил глава турецкого МИД Ахмет Давутоглу, его страна поддерживает территориальную целостность Украины и не признает результатов референдума в Крыму. Но факт остается фактом - Анкара принципиально не предприняла никаких реальных антироссийских шагов в условиях развертывания острейшего украинского кризиса. Можно вспомнить, что точно так же, в целом лояльно в отношении России, турки повели себя и пять лет назад, в период августовской войны в Грузии. Подобный подход Анкары, разумеется, не стыкуется с интересами и политикой Запада на евразийском перекрестке.

В частности, не оправдались надежды западных центров и новых властей Украины относительно того, что Турция после перехода Крыма под контроль России закроет проливы для Черноморского флота РФ. Как сообщила украинская пресса, недавно через проливы в Средиземное море прошли два больших десантных корабля ВМФ России "Саратов" и "Ямал". Газета The Kiev Times сделала недвусмысленный вывод о том, что "обострение обстановки в Восточной Украине не вызвало повышенного интереса у властей и военного командования Турции".

Как полагает известный американский аналитик Джим Уилли, 2014 год становится определяющим для США и всего Запада, поскольку сейчас начинает формироваться евразийская ось Россия - Китай - Индия, к которой потенциально может примкнуть и Турция. В этой связи особый интерес вызывают попытки Эрдогана сблизиться с военными, которые еще недавно обвинялись в антиправительственных заговорах. За последнее время судебные власти Турции выпустили на свободу часть фигурантов громкого дела об организации "Эргенекон", той самой, которая, как утверждали мировые СМИ, ратовала за отход Анкары от проамериканского курса. Нельзя исключать, что правительство ПСР в условиях внутриполитической борьбы рассматривает опальный генералитет в качестве потенциального союзника как в смысле закрепления своих позиций на политическом поле Турции, так и обеспечения большей устойчивости нового, гораздо более независимого внешнеполитического курса. Неизбежного для страны, преследующей цель усиления своей великодержавной роли как минимум на пространстве прилегающих к ней регионов.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

459


Актуально