2 Мая 2024

Четверг, 20:45

ЙЕМЕН: ВТОРАЯ СИРИЯ

Аравийскому полуострову угрожает эскалация региональной напряженности

Автор:

28.10.2014

Панораму эскалации ближневосточной напряженности невозможно представить без последних событий в Йемене. Страна, располагающаяся в южной части Аравийского полуострова, уже более двух месяцев находится фактически в руках шиитских повстанцев.

История йеменского государства в его нынешнем виде насчитывает не более четверти века. В эпоху холодной войны между СССР и Западом северная часть Йемена, государственность которой развилась после откола данной территории от Османской империи при прямом вмешательстве англичан, разрывалась между ориентацией на Саудовскую Аравию или Египет. Впрочем, обе эти страны к началу 1980-х годов уже закрепились в фарватере американской политики, что позволило Вашингтону держать северойеменскую ситуацию под своим контролем. Между тем южная часть Йемена находилась под влиянием Советского Союза. Однако стремление йеменской "народной демократии" построить общество социализма обернулось в ничто после исчезновения СССР с политической карты мира.

Юг и Север не единожды вступали в военные столкновения друг с другом, но с уходом Москвы из региона более богатые кланы "капиталистического" Йемена поглотили южных "социалистов". Вооруженные стычки между ними, впрочем, продолжились и в рамках единого государства. Тем не менее противоречия между южанами и северянами не носили ярко выраженный конфессиональный характер до тех пор, пока Аравийский регион не вступил в эру нефтяного бума. С того момента арабские монархии Персидского залива оказались под фактическим контролем американской сверхдержавы, выбравшей в качестве своей региональной опоры местные салафитские режимы, то есть сторонников радикального суннизма. Последние, в пику укрепляющему свою мощь Ирану, встали на путь преследования шиитов в своих странах. Эта тенденция не обошла стороной и объединенный Йемен.

Между тем шииты хоть и считаются меньшинством в большей части аравийских государств, все же представляют собой внушительную силу. В Бахрейне они даже численно превосходят суннитов, что не мешает, однако, последним составлять политическое руководство страны. А в Йемене шиитами себя считают 45% населения, но, несмотря на это, они отдалены от участия в распределении политической и экономической власти. Свергнутый в ходе "революции" 2011 года президент Али Абдулла Салех провозгласил годом ранее "окончательное прекращение конфликтов" в государстве. Однако, как показывают события в Йемене последних трех лет, страна, раздираемая межконфессиональными, межклановыми и политическими противоречиями, погрузилась в период длительной нестабильности.

Ныне на авансцену внутрийеменской политики вышла организация "Аль-Хуси" (она же "Ансарулла", то есть "Помощники Аллаха") - действующая с начала 1990-х годов вооруженная шиитская группировка. В 2004 году провозгласивший себя имамом лидер организации Али Хусейн аль-Хуси поднял антиправительственный мятеж в целях восстановления прав йеменских шиитов. Последние относятся к зейдитской ветви шиизма, приверженцы которой составляют большинство населения северной части страны. До 1962 года, когда в Северном Йемене произошла антимонархическая революция, на этой территории даже существовал зейдитский имамат. Однако коалиция суннитских племен отстранила зейдитов от власти, и, можно сказать, уже полвека шииты Йемена находятся в подчиненном положении.

Вскоре после начала восстания, поднятого организацией "Аль-Хуси", ее глава Али Хусейн был убит. Руководство повстанцами перешло к его брату Абдул Малику, проявившему себя достаточно одаренным организатором. За последние годы "Аль-Хуси", которая позиционирует себя в качестве силы, добивающейся межконфессиональной и социальной справедливости в стране, умело используя протестные настроения в обществе, вызванные, прежде всего, коррумпированностью йеменской властной и экономической элиты, превратилась в политическую и вооруженную организацию с отлаженно действующим механизмом управления. Именно хуситы (как называют себя сторонники Абдулы Малика) сыграли не последнюю роль в падении режима Али Абдуллы Салеха. Но затем они снова оказались на вторых ролях, в связи с чем конфронтация между ними и правительственными войсками, а также силами радикальных исламистов приняла еще более острый характер.

Непосредственным поводом для текущего витка вооруженных столкновений стало подорожание топлива в Йемене почти в два раза. Хуситы незамедлительно потребовали отставки "коррумпированного кабинета". В ходе столкновений с полицией погибли более 300 человек. Но попытки властей подавить выступления шиитов лишь спровоцировали последних на более радикальные шаги. В сентябре хуситы захватили столицу Сану. При посредничестве ООН между повстанцами и президентом Абд Раббу Мансуром Хади (суннитским деятелем, близким к Саудовской Аравии) была достигнута договоренность о формировании нового правительства, в котором было бы представлено и шиитское меньшинство.

Вскоре президент Йемена назначил на пост премьера Ахмеда Авада бен Мубарака. Однако тот вынужден был уйти в отставку спустя 33 часа после назначения, поскольку хуситы усмотрели в нем ставленника США. Абдул Малик аль-Хуси так и заявил, что считает кандидатуру бен Мубарака "навязанной Йемену извне". Так у Йемена появился новый глава правительства - Халед Махфуз Бахах, бывший министр нефти и экс-постпред страны при ООН. Его кандидатура была поддержана хуситами, но, судя по продолжающейся нестабильности в эшелонах йеменской власти, складывается впечатление, что либо хуситы поддержали его, не имея более сильной кандидатуры на премьерство, либо сам Бахах затеял собственную игру в расчете ослабить свою зависимость от партии Абдул Малика.

Как бы там ни было, в последние недели Йемен превратился в арену ожесточенных столкновений между хуситами и радикальными суннитами. Под контролем шиитской организации оказались, помимо столицы, стратегически важные города страны, в частности Дамар, Ибб и Ходейда (порт на Красном море). Хуситы уже контролируют Баб-эль-Мандебский пролив, считающийся воротами из Индийского океана в Красное и Средиземное моря.

Радикальные сунниты, представленные партией "Ислах", считающейся филиалом "Братьев-мусульман", а также организацией "Аль-Каида на Аравийском полуострове", пытаются сдержать наступление шиитов все новыми терактами, уносящими жизни десятков мирных людей. Если допустить, что хуситам в ближайшее время удастся окончательно взять под контроль всю территорию страны, то ситуация в Йемене во многом будет напоминать сирийский кризис. Здесь, так же как и последние три года в Сирии, шиитскому правительству будут противостоять радикальные суннитские группировки, поддерживаемые арабскими монархиями Персидского залива, которым, в свою очередь, покровительствуют Соединенные Штаты. Этот фактор будет означать и развитие конфронтации между салафитскими аравийскими режимами, прежде всего Саудовской Аравией, и шиитским Ираном, который не скрывает оказываемой им поддержки хуситов.

Тем самым в регионе Ближнего Востока назревает новый, куда более масштабный виток суннитско-шиитского противостояния. Показателем этого являются, с одной стороны, существенное усиление шиитского движения (представленного, в частности, такжеливанской группировкой "Хезболла") и непрекращающиеся военные действия в Сирии и Ираке (в том числе и в контексте наступления салафитского "Исламского государства"), а с другой - продолжение преследований шиитов в таких, к примеру, странах, как Саудовская Аравия и Бахрейн. Примечательно, что на днях суд в Саудовской Аравии приговорил известного шиитского проповедника Нимра Бакира Нимра, являющегося активным участником антиправительственных протестов, к смертной казни. Не менее примечательно и то, что жестокие преследования инакомыслящих в аравийских монархиях проходят при молчаливом согласии Вашингтона, легко прощающего своим салафитским сателлитам любые проделки, даже те, которые никак не вписываются во взятую Западом на вооружение идеологию прав человека.

Показателем растущего геополитического противостояния на фоне йеменских событий можно считать и решение Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (в него входят Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман и Саудовская Аравия) о создании единого флота этой структуры. Ему предстоит стать частью объединенных вооруженных сил "Щит полуострова", созданных аравийскими государствами еще в 1982 году. Комментируя данное решение, представитель Саудовской Аравии Абдул Азиз ат-Турки не стал скрывать: "Иран - по-прежнему главная стратегическая угроза для стран Совета сотрудничества. На Аравийском полуострове он действует через шиитов Бахрейна и Йемена".

При этом саудит открыто дал понять, что "Щит полуострова" готов в случае необходимости осуществить операцию, аналогичную той, которая была проведена при подавлении шиитского движения в Бахрейне в 2011 году. Страну, в которой Совет сотрудничества может провести новую операцию, ат-Турки не назвал. Но в свете происходящих событий на юге Аравийского полуострова нетрудно догадаться, что он имел в виду Йемен. О многом в этой связи говорит и распоряжение президента США Барака Обамы обеспечить продажу вооружений аравийским союзникам Вашингтона "в упрощенном режиме".

Понятно, что в случае силовой операции арабских монархий против йеменских шиитов Ирану трудно будет остаться сторонним наблюдателем. Аравийский полуостров тем самым может превратиться в еще один большой очаг войны на Ближнем Востоке.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

626


Актуально