4 Мая 2024

Суббота, 16:34

ИЗБЕЖАТЬ "УКРАИНСКОГО СЦЕНАРИЯ"

Парламентские выборы в Молдове показали, что страна по-прежнему на опасном перепутье

Автор:

09.12.2014

На прошедших в Молдове 30 ноября выборах в парламент основную интригу составляла борьба между политическими силами, которых представляют правящий проевропейский альянс ("Альянс за европейскую интеграцию") и оппозиционные левые партии, считающиеся сторонниками российского вектора интеграции. Вырвавшиеся вперед социалисты (ПСРМ во главе с Игорем Додоном) с 20,51% (25 мест) удивили всех, потому что опросы Vox Populi и Центра социологических исследований отводили им место не выше третьего, а то и вовсе предрекали непрохождение 6-процентного барьера. На втором месте оказалась Партия либерал-демократов (ЛДПМ) Влада Филата (20,16%, 23 места), на третьем - Компартия (ПКРМ) Владимира Воронина (17,48%, 21 место). Демократическая партия Мариана Лупу (ДПМ) (15,80%, 19 мест) заняла четвертое место, а Либеральная партия (ЛП) Михая Гимпу (9,67%, 13 мест) - пятое. Примечательно, что в новый парламент Молдовы проходит 41 действующий депутат.

Явка составила более 55% (при необходимом минимуме в 33,3%), что гораздо ниже голосования 2010 года, когда на избирательные участки пришли свыше 65% избирателей. Впрочем, возможно, все дело в предварительной онлайн-регистрации избирателей. Так, например, СМИ пишут о том, что смогли проголосовать далеко не все граждане Молдовы, которые проживают в России. Согласно официальным данным, в РФ находятся более 700 тысяч молдаван, но в Россию было направлено всего 15 тысяч бюллетеней.

Нельзя сказать, что после выборов политическая ситуация в Молдове значительно поменялась. По сути разница в процентах между партиями оказалась не такой уж и большой. Кроме того, несмотря на вроде бы довольно недвусмысленное разделение на "проевропейские" и "евразийские" партии, четко определить предпочтения большинства политических сил довольно сложно.

Социалисты оказались первыми, но это ровным счетом ни о чем не говорит, ведь даже вместе с коммунистами они бы не набрали половины голосов в парламенте, а то, что они готовы объединиться, было сомнительно с самого начала. Ведь ПСРМ откололась от ПКРМ, в результате чего эти две политические силы сейчас скорее являются соперниками. Молдавские СМИ напоминают, что именно благодаря социалистам удалось преодолеть политический кризис и избрать в марте 2012 года президента Николая Тимофти, хотя коммунисты добивались досрочных выборов. Лидер коммунистов Владимир Воронин категорично исключил возможность коалиции с социалистами. Внутренние конфликты, непонятный внешнеполитический вектор (лидер ПКРМ любит напоминать, что именно с его подачи в 2003 году начался процесс евроинтеграции, хотя он сам, конечно, является евразийцем по духу), партийная жизнь, весьма далекая от коммунистических идеалов, забрали у левых много голосов, особенно если сравнивать с уровнем 2001 года. На фоне умеренных молдавских коммунистов требования социалистов сейчас звучат довольно жестко - они заявили о намерении инициировать проведение референдума по вступлению Молдовы в Таможенный союз и денонсацию соглашения об ассоциации с Европейским союзом. "Партия социалистов заняла четкую и ясную позицию, что не будет вступать в коалицию с проевропейскими партиями", - заявил Игорь Додон. Также социалисты выступают за повышение пенсий на 20%, довольно прозрачно намекают на способность договориться о снижении цены на российский газ и говорят о необходимости быстрого решения проблем в сельском хозяйстве. После того как летом этого года Кишинев подписал договор об ассоциации и свободной торговле с ЕС, Россия закрыла свой рынок для местных фермеров, что, понятное дело, сказалось на них не самым лучшим образом. 

Еще один "недосоюзник" коммунистов и социалистов - партия "Патрия" ("Родина"), которую буквально за несколько дней до выборов решением апелляционной палаты сняли с финишной прямой за нарушения правил финансирования. При этом лидер партии - российский бизнесмен молдавского происхождения Ренато Усатый - призвал своих сторонников голосовать не за социалистов, а все равно за свою партию, что равносильно означало напрасное расходование голосов, а ведь "Родина" претендовала на 10-12% голосов (по некоторым данным 20%) и могла бы составить компанию коммунистам и социалистам в парламенте.

Однако этого не случилось, и главы проевропейских партий, которые вошли в новый парламент, - Влад Филат (ЛДПМ), Мариан Лупу (ДПМ) и Михай Гимпу (ЛП) договорились о формировании правящего большинства. Проевропейские партии, конечно, более объединены, но результаты выборов говорят о том, что и они все-таки теряют симпатии населения, чему поспособствовало несколько громких коррупционных скандалов. Так, молдавский информационно-аналитический портал AVA.MD пишет, что власть в стране сильно зависит от олигархов и крупного капитала, которые диктуют обществу свои правила игры. Налицо и разные подходы к внешнеполитическому курсу страны. Либерал-демократы призывают к вступлению в ЕС и НАТО к 2020 году, либералы ратуют за то же самое, но не хотят вообще ждать, демократы же не столь категоричны - они призывают не рвать связи с Россией. Кроме того, демократы уже заявили о том, что не поддержат идею вступления Кишинева в НАТО. По словам Лупу, главная цель партии - укрепление суверенитета страны, ее внутреннего единства.

Таким образом, понятно, что Молдова продолжит курс на европейскую интеграцию, но насколько резко и быстро это будет происходить? Насколько быстро и эффективно будет готов Брюссель протянуть руку помощи Кишиневу, как, например, призывает влиятельное немецкое издание Deutsche Welle? Противники либералов и демократов также ожидают от них возобновления попыток присоединения Молдовы к Румынии и отказа республики от внеблокового статуса. В таком случае, если Молдова решит присоединиться к НАТО, каковы будут действия России, у которой на самом деле очень много рычагов давления на Кишинев? Во-первых, Молдова полностью зависит от поставок газа и электроэнергии из России. Во-вторых, Россия грозится депортировать на родину молдавских гастарбайтеров, которых, по разным подсчетам, больше полумиллиона. В-третьих, существуют непризнанная "ПМР", а также весьма пророссийски настроенная Гагаузия. Хотя в политическом смысле в самом Кишиневе, помимо социалистов (что, собственно, тоже под вопросом), Москве особо опираться не на кого. Ведь коммунисты во время своего довольно немалого нахождения у власти с Кремлем так особо и не сблизились.

Причина, конечно, еще и в том, что любой политической силе в Молдове приходится приспосабливаться. Ведь страна довольно четко разделена: на граждан, которые хотят быть частью объединенной Европы, имеют румынские паспорта, часто ездят в ЕС работать и отдыхать, и на граждан, которые практически на постоянной основе работают в России, чтобы помочь своим семьям в Молдове. Другое дело, что ни Европа, ни Россия сейчас не в состоянии предложить Кишиневу что-либо существенное. В Румынии политический и экономический кризисы, Европа больше занята Украиной, да и расширяться в ближайшее время вовсе не собирается. Брюсселю гораздо выгоднее сохранить влияние на Кишинев, но не брать на свои плечи ответственность за социальный и экономический секторы самой бедной в Европе страны. Россия же все глубже погружается в пучины экономического кризиса, вызванного западными санкциями из-за Украины и падением цен на нефть.

Уже в следующем году состоятся местные выборы, которые, возможно, покажут, что думают те 30-35% молдавских избирателей, про которых социологи говорят, что они еще не определились. Для Кишинева же сейчас самое главное избежать украинского сценария, поскольку для этого есть все предпосылки.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

427


Актуально