27 Апреля 2024

Суббота, 03:38

ИНИЦИАТИВА С СЕВЕРА

Интервью R+ c доцентом факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета, политологом Александром СОТНИЧЕНКО

Автор:

01.09.2015

Лет­ний пе­ри­од оз­на­ме­но­вал­ся на­пря­жен­но­с­тью на ли­нии со­при­кос­но­ве­ния ар­мян­ских и азер­бай­джан­ских во­ору­жен­ных сил. От­дель­ные ди­вер­сии ар­мян­ской сто­ро­ны, об­стре­лы по­зи­ций азер­бай­джан­ской ар­мии из круп­но­ка­ли­бер­но­го ору­жия, гра­на­то­ме­тов при­ве­ли к ря­ду ло­каль­ных сты­чек с по­те­ря­ми. При этом пе­ре­го­вор­ный про­цесс во­круг уре­гу­ли­ро­ва­ния ар­мя­но-азер­бай­джан­ско­го, на­гор­но-ка­ра­бах­ско­го кон­флик­та так и ос­та­ет­ся в ту­пи­ке. По­след­ний ви­зит в ре­ги­он со­пред­се­да­те­лей Мин­ской груп­пы ОБСЕ, за­ни­ма­ю­щих­ся уре­гу­ли­ро­ва­ни­ем кон­флик­та, на­прав­лен на ор­га­ни­за­цию встре­чи ру­ко­вод­ства Азер­бай­джа­на и Ар­ме­нии. Сво­им ви­де­ни­ем пер­спек­тив уре­гу­ли­ро­ва­ния кон­флик­та с R+ по­де­лил­ся по­ли­то­лог, до­цент фа­куль­те­та меж­ду­на­род­ных от­но­ше­ний Санкт-Пе­тер­бург­ско­го го­су­дар­ствен­но­го уни­вер­си­те­та Алек­сандр СОТНИЧЕНКО.

- Как ожи­да­ет­ся, в сен­тя­б­ре в рам­ках оче­ред­ной сес­сии Ге­нас­сам­блеи ООН в Нью-Йор­ке пос­ле дол­го­го пе­ре­ры­ва со­сто­ит­ся оче­ред­ная встре­ча пре­зи­ден­тов Азер­бай­джа­на и Ар­ме­нии. Сто­ит ли воз­ла­гать на нее на­деж­ды на про­рыв в ка­ра­бах­ском уре­гу­ли­ро­ва­нии?

- К со­жа­ле­нию, я не ви­жу ни­ка­ких воз­мож­но­с­тей для то­го, что­бы на встре­че бы­ли до­сти­гну­ты ка­кие-то се­рь­ез­ные до­го­во­рен­но­с­ти. Си­ту­а­ция фак­ти­че­с­ки ос­та­ет­ся та­кой же, что и 20 лет на­зад. Един­ствен­ное, на мой взгляд, о чем мо­гут до­го­во­рить­ся сто­ро­ны, - это до­сти­же­ние пре­кра­ще­ния ог­ня. Но я по­ка не ви­жу воз­мож­но­с­тей для ре­аль­но­го про­дви­же­ния в уре­гу­ли­ро­ва­нии кон­флик­та.

- Рос­сия все­г­да вы­де­ля­лась ак­тив­но­с­тью сре­ди дру­гих по­сред­ни­ков. Но в по­след­нее вре­мя и в Ба­ку, и в Ере­ва­не не­до­воль­ны рос­сий­ской по­ли­ти­кой во­ору­же­ния обе­их сто­рон кон­флик­та. Ка­кие це­ли пре­сле­ду­ет Рос­сия, по­став­ляя во­ору­же­ние, в том чис­ле на­сту­па­тель­ное, сто­ро­нам кон­флик­та, яв­ля­ясь при этом по­сред­ни­ком? И сто­ит ли на дан­ном эта­пе ждать от Рос­сии дей­ствен­ных мер в ре­ше­нии кон­флик­та?

- Во­прос по по­во­ду во­ору­же­ния сто­рон бо­лее про­стой. Рос­сия уже не­од­но­крат­но за­яв­ля­ла о том, что Ар­ме­ния яв­ля­ет­ся ее во­ен­но-по­ли­ти­че­с­ким со­юз­ни­ком, чле­ном ОДКБ и Ев­ра­зий­ско­го со­юза. По­это­му во­ору­жать Ар­ме­нию Рос­сия бу­дет в лю­бом слу­чае.

С дру­гой сто­ро­ны, что­бы не до­пу­с­тить ро­с­та на­пря­жен­но­с­ти в ре­ги­о­не, Рос­сия по­ста­ра­ет­ся рав­ное ко­ли­че­с­т­во во­ору­же­ний по­став­лять и в Азер­бай­джан. То есть си­ту­а­ция при­мер­но та­кая же, что су­ще­с­т­ву­ет и в от­но­ше­ни­ях Со­еди­нен­ных Шта­тов с Из­ра­и­лем и араб­ски­ми стра­на­ми, ко­г­да Ва­шинг­тон обе­ща­ет по­став­лять Из­ра­и­лю ору­жие в не мень­ших объ­емах, чем во все араб­ские стра­ны, вме­с­те взя­тые. Та­ким об­ра­зом обес­пе­чи­ва­ет­ся оп­ре­де­лен­ный па­ри­тет.

Во­прос о том, что Рос­сия мо­жет сде­лать, бо­лее слож­ный. На­гор­но-ка­ра­бах­ский кон­фликт дей­стви­тель­но очень слож­ный. И, тем не ме­нее, впол­не раз­ре­ши­мый в рам­ках ре­ги­о­наль­ной ин­те­г­ра­ции.

- В рос­сий­ском экс­перт­ном со­об­ще­стве по­пу­ляр­на идея ре­ше­ния ка­ра­бах­ско­го кон­флик­та в рам­ках еди­но­го ин­те­г­ра­ци­он­ного со­об­ще­ства.

- Я ду­маю, что кон­фликт мо­жет быть так или ина­че раз­ре­шен, на­при­мер, в рам­ках ин­те­г­ра­ции и Ар­ме­нии, и Азер­бай­джа­на в Ев­ра­зий­ский со­юз. А так­же с ши­ро­ким при­вле­че­ни­ем к об­суж­де­нию кон­флик­та не ка­ких-то гло­баль­ных иг­ро­ков, Ев­ро­пы, США, ко­то­рые на­хо­дят­ся да­ле­ко за пре­де­ла­ми ре­ги­о­на, а ло­каль­ных иг­ро­ков, то есть в пер­вую оче­редь мы го­во­рим об Ира­не и Тур­ции. В этом слу­чае ка­ра­бах­ский кон­фликт, как и дру­гие кон­флик­ты на Кав­ка­зе, мо­жет быть уре­гу­ли­ро­ван. Оп­ре­де­лен­ные ша­ги в этом на­прав­ле­нии бы­ли сде­ла­ны в 2008 го­ду, ко­г­да Эр­до­ган пред­ло­жил со­здать Плат­фор­му без­опас­но­с­ти и со­труд­ни­че­с­т­ва на Кав­ка­зе. Не мо­гу на­звать это не­ким иде­а­лом, но, тем не ме­нее, при­мер­но в этом на­прав­ле­нии и сле­ду­ет дви­гать­ся.

Раз­уме­ет­ся, ини­ци­а­то­ром этих про­цес­сов долж­на стать Рос­сия, по­то­му что без Рос­сии ни­ка­кие кон­флик­ты в ре­ги­о­не не бу­дут раз­мо­ро­же­ны. И на Рос­сию, в об­щем-то, смо­т­рят и Ар­ме­ния, и Азер­бай­джан, ждут от нее оп­ре­де­лен­ных ша­гов. По­это­му Мос­к­ва долж­на пред­ста­вить про­грам­му до­сти­же­ния ми­ра в ре­ги­о­не, ко­то­рая так или ина­че ус­т­ра­и­ва­ла бы обе кон­флик­ту­ю­щие сто­ро­ны.

- Од­на­ко Ба­ку уже дал по­нять, что член­ство в Ев­ра­зий­ском со­юзе ему не ин­те­рес­но, по край­ней ме­ре по­ка. Тем не ме­нее на­сколь­ко обос­но­ва­но суж­де­ние о том, что Азер­бай­джан мо­жет вой­ти в ор­га­ни­за­цию в слу­чае рос­сий­ско­го со­дей­ствия воз­вра­ще­нию оку­пи­ро­ван­ных зе­мель ре­с­пуб­ли­ке?

- Я счи­таю, что на­гор­но-ка­ра­бах­ский кон­фликт, раз­уме­ет­ся, ста­нет глав­ной те­мой для об­суж­де­ния и ди­с­кус­сий от­но­си­тель­но ин­те­г­ра­ции Азер­бай­джа­на в Ев­ра­зий­ское эко­но­ми­че­с­кое про­стран­ство. Од­на­ко это все же не ос­нов­ная при­чи­на то­го, что Азер­бай­джан по­ка воз­дер­жи­ва­ет­ся от вступ­ле­ния в эту ор­га­ни­за­цию.

Ос­нов­ная при­чи­на та­ко­ва, что Ев­ра­зий­ский со­юз по­ка не за­ре­ко­мен­до­вал се­бя как рас­ту­щая, эф­фек­тив­но раз­ви­ва­ю­ща­я­ся ор­га­ни­за­ция. То есть Рос­сии сле­ду­ет пре­одо­леть це­лый ряд кри­зи­сов. Как толь­ко Ев­ра­зий­ское эко­но­ми­че­с­кое про­стран­ство ста­нет ди­на­мич­но раз­ви­ва­ю­щей­ся меж­ду­на­род­ной ор­га­ни­за­ци­ей, как, на­при­мер, се­год­няш­ний Ев­ро­со­юз, ор­га­низа­ция ста­нет по-на­сто­я­ще­му при­вле­ка­тель­ной для Азер­бай­джа­на, и то­г­да мож­но бу­дет го­во­рить о воз­мож­ной ин­те­г­ра­ции и об­суж­де­нии этой ин­те­г­ра­ции в ре­ше­нии проб­ле­мы Ка­ра­ба­ха.

Су­дя по все­му, Рос­сия долж­на пред­ло­жить прин­ци­пи­аль­но но­вую ин­те­рес­ную за­дум­ку, ко­то­рая бы­ла бы в ос­но­ве об­суж­де­ний проб­ле­мы на ре­ги­о­наль­ном уров­не. Но по­ка ни­че­го та­ко­го при­ду­ма­но не бы­ло.

- Кста­ти, на фо­не сдер­жан­но­го от­но­ше­ния к Ев­ра­зий­ско­му со­юзу Азер­бай­джан де­мон­стри­ру­ет ин­те­рес к ук­реп­ле­нию свя­зей с дру­гим круп­ным ин­те­г­ра­ци­он­ным объ­еди­не­ни­ем - ШОС. Го­во­рит ли это о том, что са­ма идея ев­ра­зий­ства Ба­ку ин­те­рес­на и мо­жет су­лить боль­шие пер­спек­ти­вы?

- Ко­неч­но же, для Азер­бай­джа­на эта те­ма, идео­ло­гия, име­ет очень боль­шие пер­спек­ти­вы. Как ни кру­ти, мы с ва­ми пре­крас­но по­ни­ма­ем, что для стран За­па­да Азер­бай­джан яв­ля­ет­ся не­до­ста­точ­но де­мо­кра­ти­че­с­кой стра­ной, ко­то­рую в слу­чае че­го мож­но бу­дет "де­мо­кра­ти­зи­ро­вать" по при­ме­ру Ук­ра­и­ны. Азер­бай­джан это пре­крас­но по­ни­ма­ет и пы­та­ет­ся по воз­мож­но­с­ти из­бе­жать это­го са­мо­го сце­на­рия. По­это­му про­во­дит­ся из­уче­ние аль­тер­на­тив­ных пу­тей раз­ви­тия, в том чис­ле в рам­ках ев­ра­зий­ско­го про­стран­ства. С мо­ей точ­ки зре­ния, ин­те­г­ра­ция в ев­ра­зий­ские струк­ту­ры не­сет для Азер­бай­джа­на очень боль­шие пер­спек­ти­вы. В пер­вую оче­редь это ка­са­ет­ся со­труд­ни­че­с­т­ва в транс­порт­ной сфе­ре, со­труд­ни­че­с­т­ва с Рос­си­ей, ко­то­рое бу­дет про­во­дить­ся в рам­ках еди­но­го про­стран­ства. Ну и, преж­де все­го, Азер­бай­джан мо­жет стать хо­ро­шим мо­с­том для со­труд­ни­че­с­т­ва ЕАЭС с Ира­ном и Тур­ци­ей.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

605


Актуально