29 Апреля 2024

Понедельник, 18:05

ЗАДАЧА НОМЕР ОДИН

На первом плане у руководства Ирана обеспечение национальной безопасности, а не бездумное наращивание экспорта нефти

Автор:

15.09.2015

Достижение всеобъемлющего соглашения по ядерной программе Ирана с последующей отменой санкций в отношении Исламской Республики сформировало в мире клише, что официальный Тегеран готов залить мир нефтью и природным газом, чтобы восстановить утраченные позиции. Однако не все так очевидно, как кажется на первый взгляд.

К первым шагам официального Тегерана можно отнести желание усилить безопасность страны и получить доступ к современным технологиям, а не разрушить окончательно хрупкое ценовое равновесие на мировом нефтяном рынке. 

Руководство Ирана отнюдь не горит желанием использовать размороженные иранские активы для наращивания добычи нефти и природного газа в стране. Более того, в планах официального Тегерана сократить до минимума собственные инвестиции в нефтегазовый сектор и перенаправить их в другие области экономики. 

Тегеран делает ставку на иностранные инвестиции в нефтегазовый сектор, зазывая обратно не только западные транснациональные нефтегазовые компании, но также российские и китайские. По данным британской компании ВР, в 2014 году добыча нефти в Иране составила 3,6 млн. баррелей в сутки против 4,4 млн. баррелей нефти в 2011 году. При этом на 1 млн. баррелей в сутки упал также экспорт "черного золота" в сравнении с досанкционным периодом. По самым скромным расчетам, желание руководства Ирана восстановить прежние объемы поставок нефти на мировые рынки потребует сотен миллиардов долларов. 

Для сравнения, в прошлом году инвестиции Ирана в нефтяной сектор составили лишь $6 млрд. А с нынешним уровнем цен в $50 за баррель трудно ожидать инвестиционного бума со стороны зарубежных нефтегазовых компаний в Иране. То есть не стоит преувеличивать потенциал Ирана на резкое увеличение поставок нефти на мировой рынок. 

Весьма завышены надежды на поставку из Ирана природного газа в страны Европейского союза. По данным британской компании ВР, по итогам 2014 года Иран занимает первое место по запасам природного газа в мире (34 трлн. кубометров природного газа, или 18,2% от всех запасов мира). И в этой связи может показаться странным, что в 2013 году Иран испытывал нехватку природного газа. По итогам 2014 года Иран увеличил добычу природного газа на 8 млрд. кубометров, доведя ее до 172,6 млрд. кубометров. Для сравнения, по данным ВР, в России с запасами природного газа в 32,6 трлн. кубометров газа добыча по итогам 2014 года составила 578,7 млрд. кубометров.

В этой связи руководство Ирана выбирает приоритетные рынки для сбыта своего газа. Понятно, что для большинства газодобывающих государств лакомым кусочком остается европейский рынок с довольно высокими ценами. Но западное направление требует строительства трубопровода на 4 тыс. км. Поэтому для Ирана, по крайней мере в краткосрочной перспективе, более привлекателен путь на восток, в первую очередь в соседний Пакистан и далее в направлении Индии и Китая. Кстати, руководство Пакистана ведет переговоры с китайской компанией по строительству трубопровода протяженностью 435 миль (700 км), который позволит экспортировать иранский газ в страну. Стоимость проекта строительства трубопровода варьирует в пределах $1,5-1,8 млрд., при условии, что 85% финансирования будет обеспечено за счет китайского кредита, а остальная часть придется на долю Пакистана.

Стремительное ухудшение ситуации в регионе из-за продолжающихся ожесточенных боевых действий против боевиков "Исламского государства" в Сирии и Ираке в первую очередь ставит перед официальным Тегераном вопросы, связанные с решением национальной безопасности страны. Поэтому понятно, насколько актуально современное перевооружение армии Ирана.

Надо отметить, что начало полной отмены санкций с Ирана, по различным источникам, может начаться не раньше весны 2016 года. Однако руководство Ирана уже сегодня ведет активные переговоры с Москвой по техническому перевооружению иранской армии. 

Речь идет о военно-технологическом сотрудничестве официального Тегерана с Россией, которое предусматривает не только приобретение зенитных ракетных комплексов С-300. В настоящее время Иран присматривается к боевым самолетам России МиГ и Су.

Конечно, руководство России не прочь поставить пассажирские самолеты SuperJet 100 и Ту-204СМ. Но в отличие от военных самолетов России гражданские явно не вызывают восторга у иранских авиаперевозчиков, несмотря на значительно устаревший авиапарк. В этом сегменте на обновлении парка гражданской авиации заработают концерны Boeing и Airbus - Иран собирается закупить у них порядка 80-90 самолетов, потратив около $20 млрд. в ближайшие 10 лет.

Иран в первую очередь нуждается в технологиях, а не в инвестициях со стороны западных компаний. Современные технологии нужны в том числе нефтегазовому сектору Ирана, чтобы повысить продуктивность скважин и срок их эксплуатации. Но вполне резонный вопрос: готовы ли США и Евросоюз видеть сильный, с независимой политикой шиитский Иран? Понятно, что Тегеран вряд ли станет политической игрушкой в руках Белого дома и Брюсселя. 

Соответственно можно ожидать, что официальный Тегеран уже в ближайшие годы ожидает очередное обострение противостояния с США и Евросоюзом.


РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

527


Актуально