3 Мая 2024

Пятница, 03:53

ВЫГНАТЬ НЕЛЬЗЯ ОСТАВИТЬ

Турция и ЕС пытаются взаимовыгодно разрешить миграционный кризис

Автор:

15.03.2016

Европейский союз (ЕС) и Турция решают вопрос миллионов нынешних и будущих беженцев из Ближнего Востока и Северной Африки. По словам еврочиновников и турецких политиков, Брюссель и Анкара в целом достигли согласия, и ЕС верит, что договоренности с Анкарой позволят фактически закрыть канал нелегальной миграции через Эгейское море и по Западным Балканам. Канцлер ФРГ Ангела Меркель заявила, что "незаконная миграция теперь превратится в законную миграцию". Однако не все придерживаются столь оптимистичных взглядов - как относительно самой возможности реализации соглашений, так и того, насколько в процессе этого будут соблюдены гуманитарный аспект и права человека. 

 

Причины

ЕС критическую ситуацию с мигрантами необходимо решить как можно скорее и, судя по всему, любыми способами. По данным Евростата, в 2015 году в ЕС подано 1,25 млн. прошений об убежище и мигранты все продолжают прибывать. В ближайшие годы только Германия ожидает не менее 2 млн. соискателей убежища, при этом еще сотни тысяч людей "растворяются", пропадая в неизвестном направлении. Как считает комиссар Евросоюза по делам миграции и гражданства Димитрис Аврамопулос, нынешний кризис с мигрантами, прибывающими в Европу, может перерасти в гуманитарную катастрофу. Кроме того, растет угроза национальной безопасности стран - членов ЕС, ухудшается криминогенная обстановка. Так, во время парижских терактов в прошлом году было установлено, что некоторые из устроителей взрывов прибыли во Францию именно под видом беженцев. То, как мигранты отпраздновали в Кельне и других городах наступление нового, 2016 года, шокировало всю Германию. В результате под угрозой оказалось свободное перемещение внутри Шенгена - одного из столпов Евросоюза. 

Для некоторых политиков, как, например, Ангела Меркель, достигнутые договоренности и вовсе нужны, словно воздух, особенно перед местными выборами. Ведь в ФРГ проблема беженцев уже стала внутриполитической, и итоги любых выборов будут восприниматься в качестве референдума по поводу эффективности нынешнего курса властей. 

Турция же заинтересована в переговорах с ЕС по данному вопросу потому, что это значительно повышает ее геополитический статус и ценность как партнера в глазах европейских соседей. По словам канцлера Германии Ангелы Меркель, которая всегда в первых рядах выступала против членства Турции в ЕС, сейчас Турция представляет собой "абсолютный европейский интерес". Взамен на помощь с мигрантами Анкара требует финансовую помощь, ускорение плана визовой либерализации, открытие новых глав в переговорном процессе по вступлению Турции в ЕС. 

 

Цифры

Действительно, по данным Международной организации по миграции (МОМ), из более чем миллиона беженцев, прибывших в Евросоюз в прошлом году, более 850 тыс. добрались в Грецию по морю именно через Турцию. Сама Турция уже приняла свыше 2,7 млн. сирийских беженцев и более 200 тыс. иракцев, но согласна и дальше принимать всех нелегальных экономических мигрантов, не имеющих права на убежище в ЕС и попавших туда незаконным путем через ее (турецкую) территорию. Получается, что всех мигрантов, которые перебираются из Турции в Грецию по морю с помощью контрабандистов и перевозчиков, будут возвращать обратно. Евросоюз в свою очередь должен принимать у себя сирийцев, получивших официальный статус беженца. То есть будет работать схема "законных мигрантов - в ЕС, незаконных - в Турцию". Хотя какая-то часть сирийских беженцев останется на территории Турции на европейские деньги. 

Ряд источников сообщают, что на решение миграционной проблемы Анкара потребовала от ЕС до 20 млрд. евро. Впрочем, пока официально это цифра нигде не подтверждается. Подтверждается лишь, что Турция запросила от ЕС 3 млрд. евро до 2018 года. Это плюс к тем 3 млрд. евро, которые в ноябре прошлого года ЕС уже решил дать Анкаре на эти же цели. Глава Еврокомиссии Юнкер объявил, что из них уже выплачено 95 млн. для обустройства школ на арабском языке для сирийских детей в Турции. Если в данном вопросе кто-то хочет обвинить Турцию в чисто меркантильном интересе, то необходимо знать, что ЕС и так выделяет Турции деньги как стране-кандидату (на реформы, демократизацию и сближение с европейскими ценностями). По данным французских СМИ, эта немалая сумма в 10,5 млрд. будет выдана с 2007 по 2020 год в рамках содействия расширению (6 млрд. уже выплачены, а оставшиеся 4,5 млрд. должны быть перечислены в течение четырех грядущих лет), часть из которых и так направляется на обеспечение пограничного и миграционного контроля. Кроме того, ЕС уже дал Турции 51 млн. евро именно на сирийских беженцев. Причем, как пишет Slate.fr, такое финансирование выгодно как Турции, так и ЕС. "Если ЕС остановит финансирование, он потеряет "окупаемость" своих инвестиций, потому что большая часть предоставленных Турции денег возвращается в Европу, идет на финансирование отправки европейских экспертов и работы предприятий со штаб-квартирами в Европе", - пишет французское издание и добавляет, что в данном случае "финансовая помощь не пересекается с политикой". В вопросе же с мигрантами именно политика находится на первом плане. И, конечно, итоги переговоров между Анкарой и Брюсселем далеко не всем по душе. Именно поэтому глава Европарламента Мартин Шульц заявил, что вопрос вступления Турции в ЕС должен быть отделен от переговоров с Анкарой по миграционному кризису. Канцлер Австрии Вернер Файман считает, что ЕС не следует "жертвовать своими политическими принципами" и менять позицию по вопросам облегчения визового режима и присоединения Турции, и, соответственно, Брюссель не должен полагаться на Турцию в преодолении кризиса с мигрантами, а должен самостоятельно обеспечивать защиту своих внешних границ. Financial Times пишет, что экс-президент Франции Николя Саркози решительно высказался против отмены виз с Турцией. В ФРГ подобного мнения придерживаются "Христианско-социальный союз" и "Социал-демократическая партия", входящие в правящую коалицию. На страницах The Guardian Ги Верхофстадт, экс-премьер-министр Бельгии, ныне лидер Альянса либералов и демократов во имя Европы (ALDE) - фракции Европарламента, посетовал, что "разобщенные и отчаявшиеся европейские лидеры не в силах принять эффективные коллективные меры" и "одержимы созданием системы, которая "ограничит приток" - то есть столкнет отчаявшихся беженцев обратно в Эгейское море".

 

Маршруты

Между тем параллельно с "турецкими договоренностями" Брюссель решился на перекрытие для беженцев так называемого "балканского пути" - основной дороги, по которой мигранты попадают в Северную Европу. Хотя, по сути, это просто констатация факта. Страны, через которые пролегает маршрут огромного потока мигрантов (Македония, Сербия, Хорватия, Венгрия, Австрия), и так отказались пропускать беженцев на свою территорию. Начиная с 9 марта, в Словению и Хорватию впускают только тех мигрантов, которые ищут политического убежища именно в этих странах, или тех, кто нуждается в гуманитарной помощи. Сербия заявила, что закроет границы с Македонией и Болгарией для тех, у кого нет документов. Македония говорит, что больше не будет пропускать мигрантов через свою границу с Грецией. Глава МВД Венгрии пригрозил, что при усилении потока мигрантов его страна может возвести сплошное проволочное заграждение вдоль границы с Румынией. Ранее Венгрия уже возвела заграждение на своих границах с Сербией и Хорватией. Также Венгрия собирается оспорить определенную ей квоту по мигрантам в Европейском суде. 

Однако в случае закрытия "балканского" пути ЕС нужно не допустить блокирования мигрантов на территории Греции. По разным данным, число новоприбывших достигает двух-трех тысяч человек в день. Страны ЕС собираются ускорить процесс расселения из Греции по странам сообщества беженцев, которым предоставлено убежище. Но главное, чтобы Турция начала забирать обратно нелегальных мигрантов. Между тем, как заявил министр по европейским делам Турции Волкан Бозкыр, соглашение между Турцией и ЕС о реадмиссии иммигрантов не относится к нелегалам, которые уже находятся на островах Греции, а только к тем, кто прибудет на территорию страны после принятия ЕС соглашения. Бозкыр также подчеркнул, что в рамках соглашения с ЕС Турция примет обратно десятки тысяч, а не сотни тысяч и тем более не миллионы мигрантов. Кроме того, ЕС не должен и не сможет выбирать беженцев исходя из их профессий, ведь за процессом будет наблюдать Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. 

 

Механизмы

И это "первая ласточка" возможных противоречий, когда дело коснется конкретных механизмов претворения договоренностей ЕС и Турции в жизнь. Прежде всего это будет касаться процедуры идентификации беженцев, "отлова" фальшивых паспортов. Возможности ИГ в этой сфере хорошо известны, а турецко-сирийская граница на протяжении всех ее 822 км оставляет для террористов хорошие шансы. Наконец, как будет идти отбор сирийских беженцев - кому оставаться в Турции, а кому ехать в ЕС? Слова Бозкыра вызывают определенные опасения, что к людям будут применяться критерии определения их ценности, не совсем соответствующие принципам Всеобщей декларации прав человека. 

Еще больше беспокойства вызывает вопрос о том, каким образом нелегалы, проникшие в Европу, будут переправляться в Турцию? Будет ли это происходить с применением силы, если они будут сопротивляться, даже несмотря на то, что Конвенция ООН о беженцах запрещает принудительную массовую депортацию? И, в конце концов, почему разговор идет только о сирийских беженцах, ведь люди из Ирака, Ливии, Судана тоже бегут от войны? Так же, как и грань между беженцем из зоны военных действий и экономическим мигрантом может быть довольно тонкой, поскольку нет особой разницы, от чего умирать - от бомбы или от голода. 

Более того, Турция, ЕС и США, судя по всему, будут стремиться к тому, чтобы граждане Сирии вовсе не покидали территорию своей страны. Речь идет о создании в Сирии "зон повышенной безопасности" для гражданского населения, о чем говорилось на переговорах ЕС - Турция. Дальнейшее развитие этот вопрос получит в ходе визита президента Турции Реджепа Тайиба Эрдогана в США, где он пробудет с 29 марта по 2 апреля. Сообщается, что Анкара и Вашингтон обсудят вопросы урегулирования сирийского кризиса, а также создание на севере Сирии между городами Алеппо, Идлиб и турецкой границей зоны безопасности для сирийских беженцев. Ранее премьер Турции Ахмет Давутоглу призвал ООН принять аналогичное решение. Данные "зоны безопасности", скорее всего, помогут Турции решить столь важный для нее курдский вопрос, ведь это фактически означает появление буферной зоны на сирийско-турецкой границе со стороны Сирии и под контролем Турции. Кроме того, появление "зон безопасности" вряд ли обойдется без введения над ними бесполетных зон и, скорее всего, с участием США. В таком случае в условиях, когда разговоры о так называемой федерализации Сирии (т.е., по сути, ее разделения на части) становятся все более частыми и громкими, вопрос с сирийскими беженцами все дальше отходит от чисто гуманитарного значения, и именно геополитика будет решать, где стоять запятой во фразе "выгнать нельзя оставить".



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

468


Актуально