8 Мая 2024

Среда, 05:02

ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИЙ ЭКЗАМЕН

Бразилия и Венесуэла столкнулись с тяжелым политическим и экономическим кризисом

Автор:

01.06.2016

Латинская Америка вновь в центре внимания всего мирового сообщества. В целом ряде стран этого региона, который традиционно является площадкой зачастую бескомпромиссного противоборства между левым радикализмом и правой олигархократией, происходят весьма знаменательные события. Похоже, речь может идти об очередном политико-идеологическом крене, на сей раз в сторону неолиберализма, практиков которого латиноамериканские социалисты обвиняют в служении интересам мирового капитала во главе с США.

 

Эхо коррупции или насмешка над выбором народа?

Серьезным кризисом охвачена крупнейшая страна Латинской Америки - Бразилия, которую с начала века возглавляли левые силы. Еще   12 мая бразильский Сенат проголосовал за импичмент президента Дилмы Русефф - первой женщины - главы этой страны, выдвиженца Партии трудящихся (ПТ), из которой был и ее предшественник Луис да Силва. Русефф досталось, прежде всего, за то, что она решила ввести обвиненного в коррупции да Силву в состав правительства. Обвинения против нее выдвигаются и в связи с развивающимся уже три года коррупционным скандалом вокруг бразильской энергетической компании Petrobras, которую Русефф возглавляла в 2003-2010 годах. Компания, как утверждает следствие, брала откаты за строительные подряды, а часть полученных нелегально средств направляла на финансирование правящей партии. Кроме того, Дилму Русефф обвиняют в использовании средств государственных банков для уменьшения дефицита бюджета в 2014 году. Целью якобы было обеспечение победы Русефф на президентских выборах.

В соответствии с бразильской Конституцией исполняющим обязанности главы государства на 180 дней стал Мишель Темер - вице-президент страны с 2010 года. В течение полугодового периода дело Дилмы Русефф будет рассматриваться судом, который и примет окончательное решение о ее дальнейшей судьбе. Однако есть основание считать, что сам импичмент стал результатом закулисных маневров Партии бразильского демократического движения (ПБДД), одним из лидеров которой и является Мишель Темер, осуждавший Русефф за ее пренебрежение поддержкой, оказываемой его партией правительству ПТ.

Еще один активный персонаж ПБДД, прославившийся на нише критики Русефф, - Эдуардо Кунха, до недавнего времени занимавший должность спикера нижней палаты парламента. Однако он потерял ее после того, как стало известно о наличии на его счетах в Швейцарии $40 млн., нажитых незаконным путем. Этот факт, а также открытие дел против Мишеля Темера, главы Сената Ренана Калейроса и многих депутатов Национального конгресса Бразилии убедительно свидетельствуют о том, что коррупция является бичом Бразилии, ее развития, стабильности и суверенитета.

Между тем Мишель Темер провозгласил целью возглавляемого им правительства возрождение единства в стране и национальное спасение путем восстановления роста экономики. Но возможно ли единство в условиях резкого обострения социальных противоречий? Дилма Русефф, передавая должность Темеру, предупредила об опасности свертывания результатов социальных программ, реализованных ПТ в течение последних 13 лет, и предупредила о развертывании массовых протестных акций. В этой связи следует признать, что ПТ за годы правления действительно добилась немалых успехов в социальной сфере. Согласно официальным данным, около 36 млн. человек были выведены из крайней бедности, 2,6 млн. бразильцев получили субсидируемое государством жилье. Однако экономический кризис, вызванный во многом неспособностью переживающего замедление темпов развития Китая поддерживать высокий уровень импорта продукции сельского хозяйства и металлургической промышленности Бразилии, поставил экономику последней перед серьезными испытаниями. Дилма Русефф сделала ставку на сохранение масштабов социальных программ, однако последствиями ее политики стали дефицит бюджета и инфляция. И теперь исполняющий обязанности главы государства Мишель Темер оказался перед неимоверно трудным выбором: сбалансировать бюджет возможно лишь в случае сокращения социальных программ или же временного повышения налогов. И тот, и другой варианты ударят по интересам малоимущих и среднего класса. Однако Темер, осознающий, что ухудшение жизненных условий населения неизбежно приведет к масштабным протестам, о которых предупреждают ПТ и ее сторонники, может решиться на непопулярные меры. Причина тому проста: согласно соцопросам, и.о. президента Бразилии пользуется поддержкой всего лишь 1-2% населения, так что ему, как говорится, нечего терять. Тем более что Темер не скрывает отсутствия у него планов баллотироваться на пост президента в 2018 году. В то же время для представляемой им ПБДД эксперименты с сокращением социальных расходов могут иметь важные последствия: в случае успешности предполагаемых реформ Темера с целью предотвращения падения темпов экономического роста Бразилии претензии этой партии на превращение в правящую силу найдут себе должное обоснование.

Однако, говоря о внутрибразильском кризисе, следует учитывать и его влияние на ситуацию в Латинской Америке в целом. Эксперты не исключают завершение наблюдавшегося в 2000-е годы "левого поворота" в ряде стран региона, в частности в Венесуэле, Сальвадоре, Никарагуа, Боливии, Эквадоре, и укрепление позиций правоцентристского лагеря. Данное обстоятельство может повлиять на внешнеполитический курс означенных государств. В той же Бразилии показателен приход на пост главы МИД Жозе Серры, который на страницах прессы уже вовсю говорит о "новой бразильской внешней политике". За абстрактной фразой о том, что отныне дипломатия будет служить "Бразилии в целом, а не выгодам и идеологическим предпочтениям определенной политической партии и ее союзников за рубежом", предугадывается ожидаемое изменение внешнеполитических приоритетов крупнейшей латиноамериканской страны. При президентах да Силве и Русефф Бразилия делала акцент на особые отношения с так называемыми "боливарианскими" странами (Венесуэлой, Эквадором, Боливией, Никарагуа), укрепление "Южноамериканского общего рынка" (МЕРКОСУР), а также развитие формата сотрудничества БРИКС, объединившего крупнейшие незападные державы мира - Бразилию, Россию, Индию, Китай и ЮАР. 

Показателем же нового приоритета бразильской политики при и.о. президента Темере и главе МИД Серре может считаться реакция на заявление США о том, что импичмент Дилмы Русефф не является  государственным переворотом. "Позиция США является правильной", - лаконично изрек Жозе Серра.

Примечательно и та роль, которую новый глава МИД Бразилии намерен уделять в своей политике Аргентине, где полгода назад левое правительство президента Кристины Киршнер было сменено правоцентристом Маурисио Макри. Жозе Серра, в частности, предлагает Буэнос-Айресу "укрепление свободной торговли" на основе двусторонних соглашений, а не только в рамках МЕРКОСУР. Из этого следует, что новые бразильские лидеры не очень заинтересованы в сохранении "Южноамериканского общего рынка" в качестве регионального коллективного инструмента в международных переговорах. Но главное - Серра открыто дал понять, что он ратует за "расширение обмена с традиционными партнерами", под коими понимает США, Европу и Японию. Такой подход вызвал негативную реакцию отстраненной от власти Русефф, напомнившей о том, что "нашей политикой являлась та, которая придавала значение Латинской Америке, Африке, БРИКС, что в конечном счете закрепило уважение к Бразилии".

Между тем есть вероятность того, что события в Бразилии повлияют и на дальнейшую участь других левых правительств Латинской Америки. Так, "под прицелом" оказалась Венесуэла, президент которой Николас Мадуро назвал процедуру импичмента в Бразилии против Дилмы Русефф, инспирированной США "насмешкой над выбором народа". И, более того, он выразил опасения по поводу того, что "следующей жертвой" станет его страна - Венесуэла.

 

Мадуро даст отпор?

"США не хотят допустить, чтобы в Латинской Америке оставались у власти прогрессивные правительства, избранные демократическим путем на благо основных прав народа", - считает преемник незабвенного Уго Чавеса. И во избежание государственного переворота в Венесуэле он 13 мая продлил чрезвычайное положение в стране еще на 60 дней и ввел особые меры, наделяющие главу государства дополнительными полномочиями в целях недопущения государственного переворота, хаоса в экономике, стабилизации социальной обстановки в стране, а также "отпора всем внешним и внутренним угрозам".

Однако ход событий показывает, что достичь поставленных задач правительству Мадуро будет нелегко. Экономическая ситуация в Венесуэле, являющейся крупнейшим в Южной Америке экспортером нефти, резко усугубилась после падения мировых цен на "черное золото". Вследствие снижения доходов государства вырос дефицит товаров, усилилась инфляция (так, 24 мая в Венесуэле на 900% поднялись цены на кукурузную муку - основу местной кухни). Кроме того, фундамент политического порядка в Венесуэле сотрясают развивающиеся после победы оппозиции на парламентских выборах противоречия между исполнительной и законодательной ветвями власти. Парламентарии обвиняют Мадуро в поддержании "тоталитарных тенденций" и стремлении установить диктатуру. Но социальную поддержку оппозиционерам обеспечивает не столько политическое противодействие президенту Мадуро, сколько провоцирующая настоящие бунты нехватка еды и воды. СМИ сообщают о принимающих массовый характер в Венесуэле грабежах магазинов, с прилавков которых сметаются продукты питания и бытовые товары.

Сможет ли президент Мадуро предотвратить возможный коллапс венесуэльской экономики, который непременно скажется и на его политической судьбе (оппозиция уже собрала два миллиона подписей в поддержку срочного референдума по доверию главе государства)? Пока налицо лишь попытка властей мобилизовать население под лозунгом "сопротивление мировому империализму, расшатывающему независимость Венесуэлы". Мадуро даже провел масштабные учения Вооруженных сил, в которых были задействованы авиация, бронетехника, военно-морские силы и приняли участие более 500 тысяч человек. Целью учений была объявлена проверка готовности венесуэльской армии отражать внешние угрозы. По завершении маневров Мадуро заявил, что Венесуэла "никогда больше не будет никем порабощена или колонизирована". Однако очевидно, что без реальных антикризисных мер в экономике, обеспечения насущных потребностей граждан спасти ситуацию в Венесуэле будет невозможным.

Потрясения в Бразилии и Венесуэле свидетельствуют о том, что левые правительства в ряде стран Латинской Америки оказались не готовы, прежде всего, к возникшим перед их странами серьезным экономическим вызовам. Но приведут ли эти кризисные явления к переформатированию политического ландшафта региона с левого на правый лад? Ясно одно: левые и правые силы Латинской Америки готовятся к новым политическим баталиям. Показательное тому подтверждение - встреча в Гаване лидера кубинской революции Фиделя Кастро с президентом Боливии Эво Моралесом, еще одним представителем "левой Латинской Америки". Легендарный команданте обсудил с первым представителем коренного населения Америки на посту главы Боливии ослабление позиций латиноамериканских левых вследствие прикладываемых США "империалистических усилий". И это подтверждает неизменность тренда латиноамериканской геополитики, традиционно развивающейся в русле противоборства между американским гегемонизмом и антиамерикански настроенным социализмом.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

487


Актуально