27 Апреля 2024

Суббота, 07:25

ПРИЗРАК БУХАРЕСТСКОГО МАЙДАНА

Массовые акции протеста в Румынии - результат внутренних противоречий или внешнего воздействия?

Автор:

15.02.2017

Уже несколько недель Румынию сотрясают массовые акции протеста. Что стоит за взрывом политических страстей в этой восточноевропейской стране? Сугубо внутренние разборки, в которые оказались втянуты практически все ключевые силы в румынском государстве, или же искусное, трудноразличимое на первый взгляд вмешательство влиятельных внешних центров, не единожды испытавших ранее "снадобье" "цветных революций" для "заблудших народов"?

Протесты в Румынии начались еще в январе, после того как были обнародованы проекты правительственных постановлений, смягчающих наказание чиновников-коррупционеров, а именно - освобождающих их от уголовной ответственности за преступления с ущербом до $48 тыс., а также амнистию осужденных по менее тяжким статьям, включая коррупцию. Особенно массовый характер митинги приняли  1 февраля, на следующий день после принятия социал-демократическим кабинетом во главе с Сорином Гриндяну актов, послуживших причиной массового недовольства.

Протестующие считают, что среди помилованных могут оказаться осужденные за коррупцию влиятельные политики, в том числе и члены правящей партии. Правительство Румынии объясняло свою позицию тем, что смягчение наказания для коррупционеров, а также амнистия осужденных с небольшими сроками помогут справиться с переполненностью тюрем. Премьер Гриндяну уверял, что ни за что не отзовет документ, прозванный протестующими "индульгенцией для коррупционеров". Однако 5 февраля он аннулировал помилование, столкнувшись с необходимостью учета мнения все более возрастающей в численном отношении протестной массы.

Однако отступление главы правительства не успокоило противников уже отмененного постановления. Более того, протестующие на площади Победы в Бухаресте значительно увеличили свои ряды, которые составили почти полмиллиона человек. Но главное - изменился характер их требований. Приняв явно политический характер, эти требования включили в себя такие пункты, как отставка правительства и проведение досрочных выборов. В руках у протестующих красовались адресованные вниманию членов правительства весьма многозначительные плакаты. К примеру, такого содержания: "Если вы - большое дерево, то мы - маленькие топоры, готовые срубить вас".

Уместно напомнить, что предыдущее социал-демократическое правительство, которое возглавлял Виктор Понта, ушло в отставку по требованию протестующих в ноябре 2015 года после повлекшего большие жертвы пожара в одном из ночных клубов Бухареста. Затем к власти пришло правительство Дачиана Чолоша, пользовавшееся поддержкой правоцентристской Национал-либеральной партии (НЛП), которую возглавлял на тот момент нынешний президент Румынии Клаус Йоханнис. Кабинет же Сорина Гриндяну пришел к власти после победы Социал-демократической партии (СДП) на парламентских выборах, состоявшихся в декабре прошлого года. Таким образом, действующее правительство функционирует менее двух месяцев. Его мог бы возглавить лидер социал-демократов Ливиу Драгня, однако еще в 2015 году суд признал его виновным в подкупе избирателей. Первую предложенную социал-демократами кандидатуру на должность премьера - Севиль Шайдех, мусульманку по вероисповеданию, представительницу турецко-татарского меньшинства, отказался одобрить президент Йоханнис. Кандидатура экс-министра связи Гриндяну оказалась более привлекательной для президента-правоцентриста, тем более что она рассматривалась сквозь призму формирования коалиционного правительства СДП - Альянс либералов и демократов (АЛДЕ). Впрочем, сам Йоханнис не поддержал утвержденного им премьера и встал на сторону протестной массы в скандальной истории со смягчающими участь коррупционеров постановлениями.

К слову сказать, национальное управление по борьбе с коррупцией выдвинуло в последнее время обвинения против более чем тысячи госчиновников. И неудивительно, что стремление правительства амнистировать коррупционеров вызвало столь масштабное негодование в обществе. Премьер-министр Гриндяну твердо заявляет, что не покинет свой пост по требованию митингующих. Однако, похоже, именно этого добивается президент Йоханнис, в связи с чем можно говорить о серьезном противостоянии в Румынии между главой государства, поддерживаемым правоцентристами с одной стороны и левоцентристским правительственным кабинетом и парламентским большинством - с другой.

Не случайно лидер СДП Драгня заявил, что "постановление правительства было лишь предлогом для тех, кто путем дезинформации побудил огромное количество благонамеренных людей выйти на улицу", и президент Йоханнис, не приемлющий результатов декабрьских выборов, стремится к установлению контроля над кабинетом. В этом же духе высказался и экс-президент Румынии, один из низвергателей режима Николае Чаушеску в 1989 году Ион Илиеску, являющийся ныне почетным председателем СДП. По его мнению, Йоханнис "вместо того, чтобы играть роль посредника, подталкивал улицу и спровоцировал эту анархию".

Между тем мировые СМИ все чаще пытаются представить события в Румынии как "бухарестский майдан", по аналогии с одноименной украинской "революцией", завершившейся падением экс-президента Виктора Януковича. Внешних признаков "майдана" в румынских событиях, действительно, можно увидеть немало: хорошо организованные акции протеста, внезапный переход от требований экономического или правового характера к политическим и т.д. Можно привести и высказывание лидера СДП о том, что "организатор протестов явно находится за пределами Румынии". Однако какова подлинная подоплека румынского "майдана", если вообще правомерно допускать его аналогию с украинским протестным брендом?

Прежде всего следует отметить, что существуют вполне объективные предпосылки для социального кризиса в Румынии, которая относится к числу небогатых европейских стран. Вступив в ЕС в 2007 году, Румыния уже через два года оказалась на грани дефолта, выход из которого пыталась найти посредством получения финансовой помощи МВФ. Но следуя традиционным рецептам последнего, румынские власти сократили бюджетникам зарплаты: в 2010 году - на 25%, а в 2011-м - еще на 5%. Пенсии были уменьшены на 15%, а пенсионный возраст увеличен до 65 лет. В стране закрылось множество предприятий, и ее покинуло не менее трети трудоспособного населения. Значительно увеличился разрыв между богатыми и огромным количеством бедных, малоимущих граждан. Стоит ли удивляться крику души одного из участников бухарестских акций протеста, заявившего, что "власть имущие становятся богаче, а простые люди - беднее"?

Однако обратим внимание и на другой аспект: накапливающееся годами и даже десятилетиями недовольство многих граждан Румынии условиями жизни направлено не столько против правящей левоцентристской коалиции, сколько против всего политического класса страны. Инициированная социал-демократами "индульгенция для коррупционеров" лишь всколыхнула мощный всплеск народного гнева, которым, однако, в своих интересах пытаются воспользоваться различные силы. Причем не только внутренние, к примеру, поддерживающая президента Йоханниса НЛП, явно пытающаяся вернуть себе лидирующие позиции после провала на декабрьских выборах (какую-то пару месяцев назад всего лишь 20% избирателей проголосовали за национал-либералов, столь рьяно пытающихся теперь встать во главе многотысячной протестной массы). Ведь если допустить сценарий предполагаемого румынского "майдана", то следует признать и наличие его внешнеполитической кулисы.

Прозападная оранжевая революция кажется бессмысленной в Румынии, которая и без того является одной из наиболее прозападных, евроатлантически ориентированных стран на востоке Старого Света. Румыния - член Евросоюза и НАТО, ярый союзник США, подтверждающая свое реноме размещением на своей территории элементов американской противоракетной обороны (ПРО), не говоря уже о тайных тюрьмах американской разведки. Если же говорить об уровне отношений между Бухарестом и Москвой, то и тут отсутствует один из неотъемлемых признаков "цветных революций", когда под ударом оказывается и даже свергается власть, поддерживающая более-менее нормальное сотрудничество с Россией. Румыния не скрывает своей готовности идти в авангарде западной политики, направленной на ослабление геостратегического воздействия России на ситуацию в Европе и на постсоветском пространстве. 

Тем не менее экспертные круги, так или иначе поддерживающие версию о реализации в Румынии сценария "майдана", подмечают один аспект, который вполне мог бы побудить Запад "дать отставку" левоцентристскому правительству Гриндяну.

Наблюдатели отмечают, что левые силы Румынии гораздо менее решительны, нежели правые, в продвижении планов Запада на западе постсоветского пространства, говоря точнее - в молдавском направлении. И это обстоятельство могло теоретически не устроить США и Евросоюз на фоне последних событий в Молдове, характеризующихся приходом на пост президента-социалиста Игоря Додона. 

Поэтому при первом же поводе, коим оказалась инициатива смягчения антикоррупционных мер, Запад вполне мог вдохновить движение протеста против левого румынского правительства, пусть даже оно буквально на днях пришло к власти и еще не в полной мере, что называется, почувствовало ее вкус.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

392


Актуально