2 Мая 2024

Четверг, 01:32

ОТ АСТАНЫ ДО ЖЕНЕВЫ

На фоне участившихся военных поражений террористов возобновились переговоры между официальным Дамаском и сирийской оппозицией

Автор:

01.03.2017

После относительно успешных итогов переговорного раунда в столице Казахстана Астане маятник сирийской ситуации балансирует между шансом на продолжение мирного процесса и мрачной перспективой погружения в новый виток жестокой войны. Серьезными сдвигами в направлении возможного прорыва из сирийского кризиса можно считать освобождение города Эль-Баб от боевиков террористической организации "Исламское государство" (ИГ) и старт очередных переговоров между представителями официального Дамаска и сирийской оппозиции в швейцарской Женеве.

 

Эль-Баб взят. Очередь за Раккой?

В практически завершенном освобождении сирийского города Эль-Баб от боевиков ИГ решающую роль сыграли вооруженные силы Турции. Это событие произошло в рамках осуществляемой Анкарой с августа 2016 года военной операции "Щит Евфрата". Она преследует цель отражения угроз безопасности турецкого государства со стороны не только ИГ, но и курдских террористических группировок.

Контроль над Эль-Бабом был установлен после более чем двухмесячных ожесточенных боев турецких войск и поддерживаемой ими "Сирийской  свободной армии" (ССА) с террористами. Этот город, расположенный в 30 км от турецкой границы и почти на таком же расстоянии от освобожденного недавно Алеппо, явился последним крупным опорным пунктом ИГ на севере Сирии. Однако взятие Эль-Баба важно для Анкары и с точки зрения борьбы с военными структурами сирийских курдов, ставящими перед собой цель утверждения самопровозглашенной курдской автономии на северных территориях Сирии и действующими в тесном союзе с запрещенной в Турции террористической организацией ПКК (Рабочая партия Курдистана). Турция взятием Эль-Баба воспрепятствовала соединению курдских кантонов Африн и Кобани, что ослабило позиции самопровозглашенной курдской автономии на севере Сирии. Это выгодно и официальному Дамаску, не признавшему курдской автономии в пределах международно признанной территории Сирии.

Между тем очередной вехой в борьбе Турции одновременно против ИГ и курдских группировок может стать судьбоносное в целом для международных антитеррористических усилий наступление на Ракку, провозглашенную пресловутым "Исламским государством" своей столицей. Дело в том, что на "столицу" ИГ наступают и так называемые  "Сирийские демократические силы" (СДС), основу которых составляют курдские вооруженные отряды. Последние пользуются поддержкой со стороны США и их европейских союзников. Поэтому дальнейшее движение турецких войск на севере Сирии, как полагают многие эксперты, может привести к открытию еще одного фронта войны в сирийском конфликте. А именно - курдско-турецкого.

В этой связи чрезвычайно важной представляется позиция Соединенных Штатов, которые в период деятельности администрации Барака Обамы сделали ставку на курдов в сирийской войне и, по сути, возложили на СДС ответственность за освобождение Ракки. Данное обстоятельство привело к некоторому похолоданию в отношениях между США и Турцией - союзниками по НАТО. И теперь новому хозяину Белого дома Дональду Трампу фактически придется выбирать между курдами и Турцией в дальнейшем ходе сирийского кризиса.

В то же время интрига состоит и в том, каким образом будет осуществляться операция по освобождению Ракки. Премьер-министр Турции Бинали Йылдырым дал понять, что при взятии Ракки можно применить ту же тактику, что была использована в ходе эль-бабской операции. Речь идет о совместных действиях дислоцированных на севере Сирии частей ВС Турции и отрядов ССА. Вместе с тем Анкара посылает сигналы Вашингтону о готовности согласовать с ним условия раккской операции. Более того, Турция выступила с предложением разместить ограниченный воинский контингент США на территории Сирии для поддержки местных сил безопасности. Выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу сообщил, что подобное предложение было представлено в ходе недавнего визита в Турцию главы Объединенного комитета начальников штабов ВС США генерала Джозефа Данфорда.

Однако куда большей эффективностью в ходе сирийского урегулирования отличается взаимодействие Турции с Россией и Ираном, сыгравшее, без преувеличения, ключевую роль в наблюдаемом ныне переломе ситуации в ближневосточной стране, которая положила уже сотни тысяч жизней на алтарь длящейся почти шесть лет беспощадной братоубийственной войны.

 

Фактор "тройки"

Есть основания полагать, что существенная активизация Турции в сирийском конфликте - результат соответствующих договоренностей Анкары с Москвой. Восстановление отношений стратегического партнерства между Турцией и Россией отчетливо прослеживается в сирийском измерении, хотя в прежние годы обе страны не скрывали своих разногласий по ряду знаковых вопросов, к примеру, о дальнейшей политической судьбе президента Сирии Башара Асада. Однако России и Турции удалось отодвинуть противоречия тактического характера, что называется, на задний план и сфокусироваться на решении вопросов, имеющих равноценную стратегическую значимость как для Москвы, так и Анкары. Речь идет, прежде всего, о поддержке ими принципа территориальной целостности, суверенитета и единства сирийского государства. Отстаивая его, Россия и Турция добились военного прорыва в Сирии, результатом чего, собственно, и стали успешные операции по освобождению от террористов городов Алеппо и Эль-Баб. Не случайно президент Турции Реджеп Тайиб Эрдоган подтвердил, что Анкара не имеет с Москвой разногласий по вопросу осуществления ВС Турции операции "Щит Евфрата".

Между тем на ситуацию в Сирию продолжает оказывать сильное воздействие и Иран, являющийся союзником официального Дамаска. Тегеран выражает недовольство тем, что шиитское ополчение, внесшее большой вклад в освобождение Алеппо, оказалось выведенным из города, который ныне контролируется сирийской армией и российскими военными специалистами. Кроме того, Иран не скрывает своей обеспокоенности продвижением турецких войск в глубь сирийской территории, в ходе которого Анкара опирается на боевиков-суннитов из ССА.

На почве определенных разногласий Турция и Иран даже обменялись дипломатическими колкостями. Во время недавнего визита в Бахрейн турецкий лидер Эрдоган обвинил Иран в стремлении к дезинтеграции в Сирии и Ираке и увеличении своего влияния в регионе. С похожей критикой выступил и премьер-министр Турции Бинали Йылдырым. В ответ на это представитель МИД Ирана Бехрам Касыми заявил, что Турция "не должна испытывать терпение Ирана", и обвинил Анкару в "мечтах о восстановлении империи и поддержке террористических групп". Кроме того, посол Турции в Тегеране Рыза Хакан Текин был вызван в МИД Ирана в связи с заявлениями турецкого руководства. Анкара отреагировала на демарши Тегерана заявлением представителя МИД Турции Хусейна Мюфтюоглу, обвинившего Иран в создании региональной напряженности и нестабильности. 

Однако взаимные выпады Анкары и Тегерана друг против друга не дают оснований (во всяком случае пока) говорить о вероятности скорого распада российско-турецко-иранской "тройки", взявшей на себя миссию гарантов режима перемирия в Сирии. Причина все та же - совпадение стратегической заинтересованности указанных стран в сохранении территориальной целостности и единства Сирии. Следуя этой взаимно поддерживаемой позиции, Россия, Турция и Иран договорились о создании Совместной оперативной группы, которая будет регулярно проводить встречи и информировать о результатах своей работы Международную группу поддержки Сирии. Данное решение можно считать еще одним проявлением успешной совместной деятельности трех стран в борьбе против террористических группировок на сирийской территории.

 

Надежда на Женеву

Каков бы ни был расклад внешних сил, заинтересованных в том или ином варианте сирийского урегулирования, ясно, что только прочные договоренности между самими сирийцами могут быть залогом установления долгожданного мира в стране. Поэтому отрадно, что после почти годичного перерыва возобновились межсирийские переговоры в Женеве. По итогам состоявшихся недавно в Астане под эгидой России, Турции и Ирана многосторонних переговоров по сирийскому урегулированию с участием представителей официального Дамаска и сирийской оппозиции удалось добиться продвижения в деле установления доверия между сторонами конфликта. И теперь в Женеве, куда приехали также дипломаты и эксперты от стран Международной группы поддержки Сирии, в том числе США, России, Турции, важно сделать новые весомые шаги в этом направлении.

Очевидно, что легких переговоров не будет. Позиции конфликтующих сторон настолько противоположны, что возможности достижения компромисса чрезвычайно узки. Особенно если учесть разношерстность сирийской оппозиции, представленной на переговорах многочисленными группировками, у каждой из которых собственное видение будущего государственного устройства Сирии.

Примечательны озвученные в Женеве слова спецпосланника генсека ООН по Сирии Стаффана де Мистуры: "Не нужно ждать чудес. Я суеверен, во-первых. Плюс есть противоречия в настоящем. К тому же я реалист. Момент важен, чтобы все стороны поняли, что война не должна продолжаться. Каковы главные препятствия? Недостаток доверия - в этом переговоры призваны помочь".

Несомненно, только через формирование атмосферы доверия конфликтующие стороны способны будут согласовать все основные вопросы, касающиеся будущего Сирии. Такие, как условия организации переходного правительства, разработка новой сирийской Конституции, проведение выборов. При этом недопустимы какие-либо предусловия, выдвигаемые на пути мирного урегулирования, о чем напомнил всем заинтересованным сторонам Стаффан де Мистура. Данное напоминание уместно потому, что, согласно поступающим из Женевы сообщениям, так называемая "эр-риядская группа" сирийской оппозиции вновь настаивает на необходимости немедленной отставки президента Асада. Резкое осуждение подобной постановки вопроса сразу же поступило из Москвы, назвавшей "вздорным" требование сирийских оппозиционеров, прибывших на мирную конференцию в Женеве из столицы Саудовской Аравии.

Впрочем, даже подобные противоречия не умаляют значения самого факта ведущихся сейчас переговоров. Стороны конфликта в принципе готовы договариваться, и это дает хоть какую-то надежду на мир в окровавленной Сирии.



РЕКОМЕНДУЙ ДРУЗЬЯМ:

426


Актуально